«Жизнь не в коробочках»
В минувшем месяце, на Сретение Господне, мы отмечали День православной молодёжи, который, надо признать, не все и заметили, хотя празднуется он у нас уже двадцать два года – с тех пор как его учредили по благословению Патриарха Алексия II. Вскоре после праздника наш корреспондент встретился с настоятелем сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы и православным видеоблогером отцом Александром (Митрофановым), уже знакомым нашим читателям («Монастырёк», № 624, ноябрь 2010 г.; «Не то, что ты хочешь, а то, что будет», № 867, март 2021 г.). На этот раз речь зашла о том, насколько крепка сейчас связь молодёжи с Русской Православной Церковью.
Разговор с молодыми
– Отец Александр, этот праздник – День православной молодёжи – ведь неслучайно появился?
– Если быть точным, его впервые отметили в 1953 году во Франции. В ту пору там уже действовало Всемирное братство православной молодёжи «Синдесмос», которое ныне объединяет 126 молодёжных организаций из 46 стран. Они тогда и предложили выбрать день Сретения Господня как День православной молодёжи. В чём смысл такого выбора? Сретение – это встреча Ветхого и Нового Заветов, когда праведный Симеон встретил Младенца Христа. Французы восприняли это ещё и символически – как некую эстафету. То есть вот праведный Симеон всё своё время посвящал Богу, а потом передал попечение о Слове Божием маленькому Христу. Наверно, такой логикой и руководствовалась французская христианская молодёжь. А ещё слово «сретение» переводится как «встреча». В России этот праздник начали отмечать позже, с 2002 года.
– Вы много времени уделяете духовному наставничеству нашей молодёжи. Как для вас прошёл этот праздник?
– Очень важно, чтобы молодые люди встречались, общались и по-настоящему интересовались православием. Нынче на Сретение проходила встреча с молодёжью в селе Выльгорт близ Сыктывкара, в храме Новомученика Евфимия. Туда нас пригласил отец Димитрий Хрусталёв. Поговорили на разные темы, но больший акцент был сделан на семье – на том, какую роль она играет в жизни каждого человека и как её нужно ценить и оберегать. Тема семьи достаточно часто звучит на православных форумах. Летом, например, меня приглашали в качестве спикера в Кирово-Чепецк на ежегодный форум «Вятские берега» и там среди прочего просили коснуться и темы семьи.
– Я видела это выступление на вашем Ютуб-канале. Ролик так и называется: «Тема: наставничество и семья. Беседа с молодёжью 15 июля на форуме “Вятские берега”».
– Если посмотрите его с самого начала, то увидите: я там объясняю ребятам, что для меня эта тема не совсем профильная, поскольку я монах. Тем не менее священник-монах на приходе исповедует женатых, поэтому некоторые представления имеет, хоть и теоретические. В каких-то ситуациях мнение монаха может быть даже ценнее, поскольку у него есть возможность рассмотреть вопрос со стороны, с духовной точки зрения. Вот теоретическими знаниями я с молодёжью и поделился. Рассказал, что в семье бывает как счастье, так и проблемы, но от них не надо убегать, а нужно их совместно решать. В жизни ведь бывает трудно всем – и семейным людям, и тем, кто решил пойти в монахи. Но в любом случае нужно быть готовым ко всему и помнить, что Бог всегда рядом с человеком и что Он может помочь, если в Него верить.
В Выльгорте мы тоже беседовали о семье, и беседа оказалась очень даже душевной. Перед этим я успел побывать в Корткеросе, где прошли Сретенские встречи, на которых выступали театральные и музыкальные коллективы. И там тоже было много молодых людей. Так что в этом году день Сретения прошёл у меня очень насыщенно: и послужил, и в мероприятиях поучаствовал. Молодёжь заскучать не дала.
Жизнь откладывать нельзя
– Правда ли, что сейчас, как считают некоторые, молодёжь мало интересуют вопросы религии?
– К сожалению, православная молодёжь, по крайней мере в Сыктывкаре, не очень активная. Хотелось бы, чтобы у неё было побольше живого общения, а не вот здесь (батюшка постукал пальцем по мобильному телефону). Ведь настоящая жизнь – она же не в этих коробочках. Иногда складывается ощущение, что молодые стесняются общаться вживую. А ведь «оффлайн-жизнь» куда интереснее, и человек, с которым ты пообщался в реальной жизни, обычно становится для тебя намного ближе, чем человек, с которым ты несколько месяцев разговаривал только по Интернету.
Ещё у нынешней молодёжи я подметил синдром отложенной жизни. Многие думают: «Вот я окончу университет – тогда жизнь начнётся настоящая… Найду работу хорошую – тогда жизнь начнётся… Женюсь – тогда заживу… Права получу – тогда точно буду жить по-настоящему». А пока люди так размышляют, у них может пройти вся жизнь и они этого не заметят. В Евангелии Господь говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Важно жить здесь и сейчас, радоваться тому, что вокруг происходит. Хочется пожелать молодым: помните, в вашей жизни есть уже много хорошего, чему можно радоваться и за что благодарить Бога.
Что касается конкретно религии, то она и раньше, в советские годы, мало интересовала молодёжь. Был всплеск интереса в девяностые, когда прежде запретное стало доступным, и люди в православии открывали для себя совершенно новое – перед ними горизонт распахнулся. А потом кто-то остался в православии, а кому-то это показалось либо скучным, либо тяжёлым, и они пошли другим путём. К тому же в девяностые у нас в государстве активно строилось общество потребителей, и многие вместо духовного начали искать материальное. Конечно, и сейчас молодёжь есть в храмах, но хотелось бы, чтобы её было больше и она была более деятельна, ведь сказано же в Священном Писании, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Всем надо вовлекаться в церковную жизнь, но особенно молодёжи, поскольку у неё больше энергии, которую можно направить на служение Богу и ближним. А если её не направить, то избыток может завести не туда, и позже, уже в зрелом возрасте, этим людям может быть стыдно и горько, что они так сглупили. Так что молодым лучше начинать раньше ходить в храм – это принесёт пользу им в их дальнейшей жизни.
– А всё-таки какая-то часть молодых на службах постоянно бывает?
– Конечно. И на службах, и в алтаре помогают, и на клиросе поют. Да и просто приходят пообщаться. Например, в Свято-Вознесенском храме Сыктывкара по пятницам после вечерней службы молодёжь общается за чашкой чая. Но этого мало для Сыктывкара, который считается «молодым» городом, ведь в нём одних только вузов девять. Пройдите по центральной улице, которая у нас до сих пор называется Коммунистической, – ведь кругом молодёжь.
Священник в Сети
– Вы присутствуете практически везде: на Ютубе, в Инстаграме, в Телеграмме и даже в Тик Токе…
– В Тик Ток и Инстаграм я почти не захожу, поскольку там ограничена возможность загружать видео, а через VPN открывать эти ресурсы не очень удобно. Поэтому сейчас общаюсь со зрителями в Телеграмме и «ВКонтакте» – страничка называется «Иеромонах Александр (Митрофанов) – батюшка, блог». А свой блог на Ютубе веду давно – с 2011 года. Уже тогда было понятно, что у многих молодых людей формируется некое клиповое мышление, и порой им сложно воспринимать длинные часовые беседы. Поэтому я начал пробовать снимать коротенькие ролики на православную тему, чтобы как-то рассказать людям о Христе. Можно сказать, тогда я стал одним из первых православных видеоблогеров. И продолжаю это дело по мере сил.
– И много у вас набралось подписчиков?
– Как говорится, нормально для сельской местности. В Ютубе 55 тысяч, не считая те группы, которые я веду совместно с другими, – там за сотню тысяч. И среди них, конечно, много молодёжи. Хотя и старшее поколение тоже сейчас активно осваивает Интернет. Самый востребованный формат у меня сейчас – это трансляции, где мы в реальном времени общаемся. Люди пишут вопросы, а я на них отвечаю. Да, мы разделены в пространстве. Но где найти помещение, в котором одновременно могло бы собраться несколько сотен человек? Это позволяет делать Всемирная сеть – и в этом её плюс.
– Какие вопросы вам задают?
– Самые разные. Например, можно ли верующим людям делать татуировку? Я попытался объяснить, что изначально татуировки делали в языческих культах. При этом апостол Павел говорил людям: «Вы храм Бога живаго», – что означает, что наше тело – это храм. И его не нужно уродовать всякими рисунками. Также меня спрашивают, например, почему Православная Церковь не одобряет празднование Хэллоуина. Ну, здесь секрета нет – праздник пришёл с Запада, и если взглянуть на него со стороны, непредвзято, то видно же, что там откровенное заигрывание с бесами, которые – шутки шутками – прямо могут проникнуть в нашу жизнь.
– Молодым очень важно найти друзей. Но некоторые батюшки, процитирую, говорят: «Необходимо со вниманием относится к своему окружению – не допускать, чтобы в нём были люди развращённые, злые, способные навязывать нам законы своего помрачённого грехом внутреннего мира». Только как понять, что тебя окружают действительно плохие люди? Сейчас многие очень хорошо умеют притворяться друзьями…
– Господь нам в Евангелии даёт некий критерий, говоря, что дерево познаётся по плодам. То есть мы можем посмотреть на дела этого человека. Если человек злой и развращённый, то и дела у него такие же. И если он нас зовёт совершать злодеяния, то ходить с ним не нужно. А если человек зовёт нас делать добрые дела, то можно идти с ним. Да, бывает, что в какой-то бытовой ситуации не всегда до конца понятно, хороший перед нами человек или плохой. Поэтому по умолчанию мы относимся к нему как к хорошему, пока он не проявит себя по-другому. Мы знаем, что Господь относился даже к Иуде хорошо: когда тот уже намеревался предать, Он его отговаривал от этого, чтобы дать ему шанс одуматься. Это пример того, как нам надо поступать. Если человек ошибается – его нужно стараться как-то поправить. Ну а если он прям злодей, то он рано или поздно проявит себя. По этому поводу нам переживать особо не стоит. Нужно понимать, что если нас предадут, то это будет уже не наш грех, а человека, который совершит это.
С возрастом, с опытом у нас лучше получается различать людей. Но порой опыт играет с нами злую шутку: если мы часто сталкивались со злом, то можем начать перестраховываться и видеть негатив там, где его на самом деле нет. И тут опять нам нужно будет работать над собой, стараться увидеть в людях лучшее.
– Скажите, отец Александр, а вы сталкивались с непониманием: мол, зачем православным Интернет?
– Иногда некоторые интересуются, почему священники сидят в Интернете. Но разве нам это запрещено? В одном из роликов – «Интернет – грех?» – я отвечал, что наше пребывание в Сети никак не возбраняется Церковью, что проблема Интернета не в том, хороший он или плохой, а в том, как мы им пользуемся.
Поначалу и вправду казалось диковиной пользоваться священнику соцсетями. Даже многие батюшки полагали, что мы занимаемся какой-то ерундой. Однако потом пришло понимание, что социальные сети – это лишь очередная площадка для проповеди. И Патриарх неоднократно упоминал, что проповедь в Интернете – дело важное. Думаю, первоначальное неприятие было нормальной реакцией на всё то новое, что приходит в наш мир. Взять хотя бы книгопечатание – на него ведь тоже сначала смотрели с подозрением, поскольку считали, что такие книги, как Евангелие, должны быть только рукописными. А ныне никто уже не представляет свою жизнь без печатных книг. Так же получилось и с Интернетом – он вошёл в жизнь каждого, это факт.
Кстати, некоторые из батюшек, ныне популярных в Сети, мне признавались, что они задумывались о проповеди там, когда натыкались на мои ролики. И это придало им уверенности, что этим делом надо заниматься. И многие из них сейчас куда популярнее в Интернете, чем я. Этому я только радуюсь – общее же дело делаем.
– Но вас, насколько знаю, ещё приглашают на телевидение, в частности на канал «Спас», чтобы ответить на вопросы верующих, – а там аудитория большая. В том числе и молодёжная.
– Давно уж не приглашали. Прежде мы выходили по Скайпу и комментировали какие-нибудь церковные или житейские темы, а сейчас на «Спасе» в основном такой формат передач, когда надо присутствовать лично. А Сыктывкар далеко от Москвы, особо не наездишься. Что касается аудитории, то молодёжь сейчас почти не смотрит телевизор, все они в Интернете.
Семена добра
– Рано или поздно молодым самим приходится становиться воспитателями. Что посоветуете молодым родителям? Как им привести своих чад в Церковь?
– Часто родители спрашивают меня: «Что нам делать с нашими детьми?» Обычно отвечаю: «Самый лучший способ воспитания – это показать детям пример». Если ты с Богом, то окружающие это почувствуют и захотят последовать твоему примеру. Представим, что отец требует от сына не курить, а сам при этом курит. Ясно же, что сын не послушается. Так что надо спрашивать не что нам делать с детьми, а что нам делать с собой.
– Но дети не всегда идут по стопам родителей…
– Да, это так. Но этот «собственный путь» часто складывается из того, чему научили детей их родители. Например, я в нашей семье к серьёзной вере в Бога пришёл первым, будучи уже юношей, а только потом, через какое-то время, начала ходить в Церковь моя мама. Но мне свой выбор сделать помогло то, что родители учили меня доброте и порядочности – и делали это своим примером. Да и то, что я задумался о вере, наверно, тоже неслучайно. Просто это проросли те семена, которые закладывала в меня бабушка. Она была верующим человеком, и когда я дошколёнком приезжал к ней летом в деревню, мы ходили с ней в храм. Вот такая связь. Ничто в пустоте не совершается – что посеяли, то и будет.
– Но вы, придя в молодости к вере, отличались от сверстников?
– Юность интересная была. Учился я в университете на геофизика и на геологической практике где только с одногруппниками не бывал! Запомнилось, как близ Сосногорска на камнях у реки нашли окаменелые скелетики рыб девонского периода – к такой древности прикоснулись. Позже, будучи молодым священником, вспоминал поисковую практику, когда ездил на «Вахту памяти», – тогда с ребятами искали солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, чтобы похоронить их с почестями. Было интересно походить по полям и лесам с металлоискателем и натыкаться на оружие, на военную амуницию тех лет. А ещё радостнее были находки, когда по медальону или по подписанной кружке или ложке можно было определить имя и фамилию павшего солдата. Знаете, это более великое дело, чем находить остатки девонского периода. Это судьбы живых людей, которые числились пропавшими без вести, а вскоре о них узнают родственники. Радость от таких открытий непередаваема!
– Гитара у вас появилась в то время? В Сети я слушала вашу песню «Бог тебя простит», которую вы сами написали и исполнили. Ещё понравилось, как поёте народную песню «Разбросала косы русые берёза»…
– Играть я научился ещё в школе – в посёлке Дальний близ Ухты, где я рос. У нас был там музыкальный кружок. Позже, собираясь с ребятами во дворах, пели песни, переписывали друг у друга слова и аккорды – ну как обычно. И знаете, песни даже помогли моему воцерковлению. Тогда же, в молодости, услышал я таких исполнителей, как архидиакон Роман (Тамберг) и иеромонах Роман (Матюшин). Сам стал писать православные песни и после службы в храме Сосногорска, куда ездил раз в неделю, исполнял их на трапезе. Как ни странно, это было стимулом мне не пропускать ни одной службы. Ну и сейчас гитара пригождается – на разных молодёжных слётах поём песни у костра, да и в храме после службы на трапезе с бабушками спеваем.
– Недавно вам довелось встретиться с Патриархом Кириллом. Можете рассказать, что происходило на встрече?
– Нас, восемь интернет-миссионеров, собрали со всей России. Патриарх сказал напутственное слово, как нам надо стараться вести проповедь в Интернете. Он напомнил о том, что мы должны не себя пиарить, не людей веселить, а именно рассказывать о Христе. По слову Господа апостолам: «Идите, научите все народы». Физически нам никуда идти не нужно, мы сидим перед мониторами компьютеров – но это тоже путь, тоже миссия. Ещё на той встрече Патриарх расспрашивал нас, как получается вести блоги, и мы отвечали.
Как всё происходило? Мы сдали свои гаджеты, взяли блокноты и сели в определённые места, где находились таблички с нашими именами. Меня посадили близко к Патриарху Кириллу, что вызвало приятное удивление. Только потом я поменялся местами с отцом Георгием Максимовым, который выступал в качестве докладчика. Речь Патриарха снималась на видео, её потом можно было увидеть по телевизору. Потом, кстати, мне некоторые зрители говорили, что уж очень он строго всё говорил. На самом деле Святейший стремился донести, что он хочет видеть в нас. Я записал в блокноте, как мне ещё развиться как интернет-миссионеру: стать серьёзнее, приводить людей ко Христу, соответствовать ожиданию аудитории и так далее.
Когда выключились камеры, батюшки провели презентации своей интернет-деятельности. Это были отцы Николай Бабкин, Георгий Максимов и Павел Островский. Кстати, последний, по своей доброй натуре, признался, что однажды в Интернете пошутил, когда ему задали вопрос, почему батюшка носит рясу. Он ответил, что под ней прячутся крылья. И вот об этом тоже говорили – в какой степени юмор уместен в православных блогах. А потом очень душевно общались в формате беседы, обсудили ещё некоторые вещи. При разговоре я заметил, что у Патриарха очень живой ум и он легко включается в новые для себя темы. Так что не верьте разным клеветникам, которые говорят, что Святейший сильно постарел и уже сдаёт, – это не так. После нашего общения впечатления у меня остались самые наилучшие.
– Какое будущее вы видите у нашей молодёжи?
– Если молодёжь будет с Богом, то её будет ждать спокойствие, духовная радость и много добрых сюрпризов от жизни. Каких именно – точно сказать нельзя, да и не стоит загадывать, что нам подготовил 2024 год. Согласитесь: если знать жизнь наперёд, то она уже не будет казаться такой интересной. Поэтому будем просто жить и с верой в Бога совершать добрые дела.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий