Послушница верная

Игуменья КИРИЛЛА (Червова)

17 октября 2023 года, в день рождения известной подвижницы благочестия игуменьи Таисии (Солоповой), в селе Мякса Череповецкого района Вологодской области был открыт Чайный домик – необычный музей памяти затопленного Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Он построен и создан трудами недавно почившей прихожанки Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, бывшего сенатора Российской Федерации Елены Осиповны Авдеевой.

Елена Осиповна Авдеева

Теперь уже трудно сказать, с чего всё началось: как она пришла к вере и укрепилась в ней. К сожалению, мне не пришлось спросить её об этом. Возможно, с её должности мэра промышленного Череповца, которым, на мой взгляд, невозможно управлять без Бога. А может, с её длительной, тяжёлой болезни? Или, быть может, с приезда в нашу Ново-Леушинскую обитель?

Продлённый праздник

Елена Осиповна впервые посетила монастырь, будучи мэром Череповца, 1 апреля 2018 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, что стало промыслительным. Она, конечно, не подозревала, что совсем скоро войдёт в нашу монастырскую жизнь не только как помощница и благодетельница, но и как сестра во Христе – раба Божия Елена, а в её полную забот и хлопот жизнь государственного человека войдут Леушино и наш монастырь.

Тогда Ново-Леушинская обитель, открытая решением Священного Синода в конце 2016 года, только-только вставала на ноги. Влиятельных помощников и благодетелей не было. Зато из-за отсутствия финансов хватало проблем и нереализованных планов. Елена Осиповна, помолившись в храме и посмотрев наше монастырское хозяйство, решила, что будет помогать монастырю.

Я рассказала ей о затопленном Леушино, об игуменье Таисии (Солоповой), замечательной подвижнице благочестия, и подарила её автобиографические «Записки». Вместе с коллегой, главой города Череповца Маргаритой Павловной Гусевой, Елена Осиповна стала приезжать к нам не только на богослужения, но и на послушания, когда удавалось найти для этого время. Елена Осиповна трудилась на огороде, мыла посуду, полы в храме, с радостью пела с нами на клиросе. Она любила трудиться, не боялась никакой работы.

Помню, на Пасху 2022 года раба Божия Елена молилась вместе с нами и причащалась Святых Христовых Таин. После Пасхального богослужения и трапезы уставшие сёстры пошли отдыхать, а она втайне от всех пошла в храм мыть полы. «Хотелось продлить себе праздник», – отшутилась наша благодетельница утром. А в действительности ей хотелось потрудиться для Бога и помочь нам.

Как выяснилось после кончины Елены Осиповны, помогала она многим. Об этом мы стали узнавать от разных людей, которые сейчас приезжают в наш монастырь, где она упокоилась.

– Мы – к Елене Осиповне, – говорят они. – Не успели поблагодарить её при жизни…

И рассказывают свои истории.

К примеру, одной многодетной семье она помогла улучшить стеснённые жилищные условия. Ходатайством Елены Осиповны в высшие военные инстанции был найден и освобождён из плена пропавший без вести на СВО череповецкий парень. Её младший сын, Антон, разбирая архив мамы, нашёл детскую аппликацию, на которой рукой ребёнка было написано: «Спасибо, что исполнили мою мечту». И подобных примеров немало.

На мой взгляд, Елена Осиповна делала благие дела больше по зову сердца, нежели по долгу службы, не жалея на это сил и личного времени. Некоторые коллеги Елены Авдеевой – служащие городской мэрии – стали её единомышленниками и пришли к вере. Повезло, что рядом оказался родной по духу человек, уже воцерковлённый глава города Череповца Маргарита Павловна Гусева.

Слева направо: Маргарита Павловна Гусева, Елена Осиповна Авдеева, рядом с игуменией Кириллой – дочки Маргариты Павловны

Маргарита Павловна собрала в мэрии трудовой десант «Спешите делать добро», который не один год помогает нам сажать, пропалывать, собирать картофель и делать много другой работы. Эти благие труды во славу Божию заканчиваются всегда трапезой или чаепитием с неспешными разговорами о духовном, чаще всего – о затопленном Леушино и игуменье Таисии. Знаю, что все наши помощники стали почитателями их памяти.

Вот и наша благодетельница искренне полюбила матушку Таисию и Леушино. Однажды она поделилась, что молится и просит Леушинскую игуменью помочь ей исцелиться от тяжёлой болезни, чтобы ещё потрудиться Богу и людям. И была очень огорчена, узнав, что есть проблемы с канонизацией игуменьи Таисии – не хватает документально подтверждённых чудес. Она сказала тогда: «Если Богу угодно и я поправлюсь, это будет настоящим чудом, которое поможет прославить матушку Таисию в лике святых».

Мы вместе ждали чуда и молились об этом. К сожалению, она не выздоровела. Но Господь продлил ей жизнь и дал возможность построить Леушинский музей, осуществить заветную мечту. Это случилось вопреки прогнозам врачей. Но настоящее чудо я вижу в другом: раба Божия Елена пришла к Богу и укрепилась в вере. Её сын Антон сказал о маме на гражданской панихиде, что «она была человеком веры несгибаемой».

Дом паломника и стёганые одеяла

Вспоминаются наши совместные паломничества по святым местам. Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, Тихвин, Александро-Свирский монастырь, Спас-Каменный, Дивеево, Леушинский остров на Рыбинском водохранилище… Мы везде молились о возрождении монастыря в Мяксе и об исцелении рабы Божией Елены от тяжкого недуга.

Однажды, возвращаясь из очередной поездки, она сказала мне: «Матушка, давай строить гостиницу для паломников в Мяксе, пусть как можно больше людей узнают об игуменье Таисии и Леушино. Мы с Маргаритой Павловной поможем». Я обрадовалась. О гостинице или Доме паломника мечталось с первых месяцев проживания в Мяксе. Было негде размещать гостей и приезжих богомольцев.

Через дорогу от монастыря пустовал участок, который по просьбе Авдеевой нам выделила администрация Череповецкого района. Вскоре мы отслужили молебен, освятили закладку фундамента – и дело пошло. Неутомимой благотворительнице удалось привлечь к строительству молодых предпринимателей из компании «Максим-Хаус». За полтора года Дом паломника со всеми удобствами был построен. Павел Николаевич Гусев, отец главы города Череповца Маргариты Павловны, смастерил красивые резные наличники, и здание стало украшением Мяксы.

О Мяксинском поселении сенатор заботилась не меньше, чем о монастыре. Хотя в разговорах всегда подчёркивала, что поселению повезло: есть монастырь и во многом благодаря ему будет благоустраиваться село.

Елена Осиповна разработала стратегическую программу развития Мяксинского поселения до 2030 года. В эту стратегию входят разные направления: экономическое, просветительское, туристическое, а также возрождение народных промыслов и традиций. Многим череповчанам уже полюбился паломнический маршрут «По следам Леушинских монахинь», продуманный Еленой Осиповной.

Благодаря ей наш монастырь выиграл два гранта, которые помогли открыть рукодельную мастерскую в обители. Проект «За стежком стежок – к милой сердцу старине шажок» помог освоить местным рукодельницам и сёстрам монастыря старинную ручную технику стегания одеял в леушинских традициях. Ведь и раньше, до революции, в монастыре насельницы искусно стегали одеяла, а позднее, в богоборческие годы, зарабатывали таким образом на жизнь. Некоторые леушинские одеяла сохранились и до наших дней. Они пригодились нашим рукодельницам в качестве образцов. Одно из таких одеял сохранили верующие из Шексны и подарили епископу Череповецкому и Белозерскому Игнатию. Он преподнёс его в дар нашему монастырскому музею.

«От Марии до Таисии»

Так называется документальный фильм известного петербургского режиссёра Валерия Татарова об игуменье Таисии (Солоповой). Он вышел на экраны благодаря Елене Осиповне, в ту пору мэру Череповца. С этим режиссёром она познакомилась и подружилась на съёмках другого фильма – «Жизнь по маслу», о череповчанине Василии Верещагине, изобретателе вологодского масла, брате известного художника.

«Татаров – человек горячий и духом горит, он полюбит матушку Таисию и откроет это имя многим» – так, помню, говорила Елена Осиповна, когда у неё появилось намерение заказать фильм. Валерий Николаевич не только дал согласие, но и нашёл для фильма спонсора – Вячеслава Заренкова, ещё одного неравнодушного человека, радеющего о духовном возрождении России.

Елена Осиповна не ошиблась. По отзывам зрителей, фильм «От Марии до Таисии» удался. Режиссёр полюбил игуменью Таисию и проникновенно представил её образ на экране.

Вспоминаю нашу поездку в Ферапонтово, где проходили съёмки фильма в феврале 2021 года. Елена Осиповна искренне возмущалась и выговаривала руководству музея: «Почему вы умалчиваете об участии игуменьи Таисии в сохранении фресок?» Вразумительного ответа она так и не получила. Мы-то знаем, что эта уникальная святыня сохранилась во многом благодаря матушке, возобновившей в Ферапонтово монашескую жизнь. Она привлекла внимание к фрескам Дионисия Царственную чету и многих известных людей России. Фрески были спасены.

А ещё в ту поездку в надвратном храме Ферапонтова монастыря мы с нашей сестрой во Христе молились перед иконой Божией Матери «Скоропослушница», написанной в начале ХХ века на Святой Горе Афон тщанием игуменьи Таисии. Елена Осиповна долго стояла у этого чудотворного образа и просила Божию Матерь о чём-то своём, сокровенном.

Кем была для рабы Божией Елены настоятельница затопленного Леушинского монастыря?

Однажды она назвала себя «послушницей игуменьи Таисии».

«Бывает такое ощущение, – говорила Елена Осиповна, – что матушка Таисия незримо руководит мною, подсказывает, чем помочь вашей обители, а я у неё на послушании».

Несомненно, игуменья Таисия для Елены Авдеевой была родной по духу, такой же деятельной, целеустремлённой, любящей Бога и Россию.

– Елена Осиповна сама была человеком необыкновенным, – позже говорил о ней режиссёр Валерий Татаров. – Она доказала, что можно оставаться душевным и чутким человеком, занимаясь государственными делами. И со своей тяжёлой болезнью она боролась до конца, последние недели жизни проживала под девизом «Умираю, но не сдаюсь!». Буквально из постели руководила проектом «Чайный домик». Она знала, что скоро уйдёт, и, как сейчас понимаю, у неё было желание встретиться там с великой игуменьей и отчитаться о земных делах.

Чайный домик

Здесь надо сказать несколько слов об этом домике. В мае 2015 года мы, три немолодые уже монахини Николая, Параскева и Кирилла, приехав в Мяксу создавать монашескую общину, поселились в Чайном домике. Так называли местные жители старый бревенчатый дом на улице Некрасова. Из рассказов местного краеведа Иды Александровны Климиной мы знаем, что его в 30-е годы перед затоплением перевезли из Леушинского монастыря. В двух половинах перевезённого дома жили семьи. Одна из них – Лебедевы – приходилась роднёй Иде Александровне, и поэтому она там часто бывала в детстве. Их потомки позднее продали свою половину дома нашему монастырю.

Второй половине дома повезло гораздо больше. После кончины проживавшей там учительницы Риммы Петровны Ивановой эту часть выкупила монахиня Евфросиния (Олюшина), ныне настоятельница Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Она любезно предоставила нам для жилья свою половину. Казалось тогда, что старое Леушино распахнуло нам свои врата.

Затем Чайный домик несколько лет пустовал. Три года тому назад, когда наша Елена Осиповна разработала стратегию развития Мяксы, она попросила меня показать ей дом.

«Здесь надо устраивать Леушинский музей», – твёрдо сказала она тогда. Я поддержала благотворительницу – открытие музея в Чайном домике планировалось давно, но не было финансовой возможности.

В марте 2009 года в Мяксе сгорел келейный корпус, перевезённый из Леушинского монастыря. Чайный домик на улице Некрасова оставался единственным историческим монастырским зданием. К тому же, как стало известно из «Новгородских епархиальных ведомостей» за 1902 год, он был ещё и избой-читальней для богомольцев.

Заручившись благословением и поддержкой нашего правящего архиерея, епископа Череповецкого и Белозерского Игнатия, сенатор взялась за дело. Она была очень целеустремлённым человеком и не отступала от задуманного.

«Музей будет нашим общим вкладом в прославление матушки игуменьи Таисии. Буду искать благотворителей», – сказала Елена Осиповна.

И работа началась. Больше года ушло на то, чтобы привести в порядок документы, выкупить вторую половину дома. Чтобы понять состояние дома, которому более ста лет, пришлось разобрать часть обшивки. Тогда-то и выяснилось, что брёвна пришли в полную негодность. Было принято решение разобрать старый дом и построить на его месте новый, сохраняя внутренний и внешний первоначальный облик. Заказали сруб, в конце апреля 2023 года его привезли в Мяксу. К строительству Леушинского музея Елена Осиповна сумела привлечь многих неравнодушных череповчан, всех не перечесть, а потому он стал поистине народным музеем – не только затопленного Леушинского монастыря, но и музеем памяти его создательницы – Елены Осиповны Авдеевой. В июле 2023 года ей исполнилось 55 лет. На свой юбилей она просила друзей, коллег, знакомых не дарить ей подарков, а внести посильную лепту в строительство музея. И общая лепта была внесена.

Новый Чайный домик в Леушино сохранил первоначальный облик. Фото: cultinfo.ru

Сама Елена Осиповна, уже смертельно больная, находила благодетелей, внимательно изучала труды игуменьи Таисии, делала запросы в архивы. И радовалась как ребёнок любой находке. Однажды сказала мне по телефону: «Прочитала у Михаила Мальцева о том, что батюшку Иоанна Кронштадтского в Леушино поили чаем из самовара в стаканах с подстаканниками и угощали баранками, пряниками и кренделями. Пытаюсь печь леушинские кренделя. Будем угощать ими посетителей Чайного домика. Заказала через Интернет подстаканники». К этому времени устроительнице музея был подарен настоящий тульский самовар фабрики братьев Баташевых, который сейчас привлекает внимание посетителей Чайного домика.

На столе в Чайном домике – тульский самовар фабрики братьев Баташевых

Она трепетно относилась и ко всем леушинским предметам. К примеру, сохранившаяся балясина с балкона игуменского дома, по предложению Елены Осиповны, стала образцом для оформления крыльца Чайного домика. Монастырский изразец украсил печь, сложенную мастерами из посёлка Суды.

Наша благотворительница очень торопилась построить Леушинский музей. Торопила и всех нас, кто участвовал в этом благом деле. Порой очень жёстко. Теперь-то понимаем, что она имела на это право. У Елены Осиповны были свои сроки, нам неведомые. И она в них уложилась.

Раба Божия Елена успела увидеть плоды своих благодатных трудов, правда только через Интернет, – с постели уже не вставала. 19 августа, на праздник Преображения Господня, когда в Мяксе отмечали День села, впервые открылись двери Чайного домика и была проведена первая экскурсия.

А отошла ко Господу раба Божия Елена 29 августа 2023 года, в праздник Спаса Нерукотворного и Феодоровской иконы Божией Матери. Её отпели и похоронили при огромном стечении провожавших в нашем Ново-Леушинском монастыре. В прощальном слове владыка Игнатий, отпевавший её с сонмом священнослужителей, сказал, что Елена Осиповна готова к встрече с Господом.

Нашей усердной благодетельницы с нами нет, но её дело продолжает жить. Чайный домик открыт для посетителей. С начала нынешнего года при поддержке правительства Вологодской области в этом домике реализуется проект «За чашкой чая вспомним о былом», который разрабатывался при участии Елены Осиповны. Такую память она о себе оставила. Молитвенно и за беседами, принимая гостей, вспоминаем её.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий