«У вас-то, на любимой матушке Руси, как постятся?»
Есть у современного право славного публициста и писателя Петра Давыдова рассказ «О том, как старый серб поститься научил». Приятель писателя побывал в братской Сербии – дело было четверть века назад, страна в то время была истерзана гражданской войной. Вспоминает: «Беженцы, слёзы, страшные рассказы. Стоим у сельского храма где-то на юге. Литургия закончилась, народ разговаривает. Чужого увидят – подходят, знакомятся. Узнают, что русский, – сразу в гости зовут. Беседуем, горюем. Но сербы всё равно как-то держатся – откуда и силы берутся».
И вот оказался герой рассказа в гостях у одной семьи и услышал из уст пожилого хозяина по имени Гвозден поразившую его историю. Во время войны обоих сыновей Гвоздена и его самого призвали в армию. Крестьянин, всю жизнь мирно трудившийся на земле, рассуждал так: «Война – самое поганое дело. Ни убивать, ни сыновей терять, ни быть убитым как-то не хочется. И однажды, стоя на посту, я стал молиться: “Господи, сохрани нас, пожалуйста, живыми и не дай нам никого убить!” Ну и в подтверждение искренности этой своей просьбы я пообещал Христу, что в течение всего Великого поста буду есть только хлеб, а пить только воду. Христос мою просьбу исполнил, я с Его помощью сдержал слово: все мы, как видишь, живы и здоровы. На войне мне очень нужна была молитва. Настоящая. А как она будет настоящей, если я брюхо набиваю, спрашивается?»
«Ладно, хватит обо мне, – оборвал себя Гвозден. – У вас-то, в любимой матушке России, как постятся? Наверное, все светятся?» И тут его русский гость покраснел как рак со стыда – вспомнил все свои поблажки самому себе, свою лень… Как не устыдиться, когда пожилой человек, беженец, рассказывает, что с помощью строгого поста и молитвы сохранены жизни многих людей! С тех пор и решил Великий пост строго соблюдать, как на Святой Руси было заведено.
А действительно, как наши предки держали самый строгий – недаром Великим назван! – пост?
Этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831–1901), изъездивший Россию вдоль и попрёк, собрал множество свидетельств о том, как постился простой народ в конце XIX века. И вот его вывод: крестьяне не только соблюдали посты, установленные Церковью, но и шли дальше. Почти в каждом селе, в каждой деревне учёный встречал пожилых людей, которые «понедельничали» т.е., кроме среды и пятницы, постились и по понедельникам. Некоторые же ради спасения души за несколько лет до кончины брали на себя обет не есть скоромное или же того, что им больше всего нравилось – яблок или картофеля. Один священник в Вологодской губернии поведал учёному, что деревенская старушка покаялась, что постом поела редьки, семена которой перед посадкой были пророщены в молоке.
Строго постились в крестьянских семьях и дети: как только младенец переходил с материнского молока на твёрдую пищу, он становился таким же постником, как и взрослые. И даже тяжело больные не давали себе поблажек. Один фельдшер из Тотемского уезда Вологодской губернии, пишет Сергей Максимов, никак не мог убедить маявшихся животом крестьян пить молоко и есть яйца, так как в то время был пост. На все увещания больные отвечали ему: «Святые вон ещё чаще постились, да дольше нас, грешных, жили, а Исус Христос сорок суток подряд ничего не ел».
Пожилые крестьяне и крестьянки скорее согласились бы умереть, чем «опоганить душу» скоромной пищей, а молодые если и уступали порой настояниям врачей, то лишь с разрешения духовного отца. Крестьяне считали, что лишь они ещё хранят заветы Матери Церкви, а «лёгкое» отношение к постам свойственно только избалованным господам: «Ученые да благородные постов соблюдать не будут – им без чаю да без говядины и дня не прожить».
Великим постом были к себе особенно строги. Для многих дедушек и бабушек хлеб и вода были обычным меню на каждый день, а иные всю Страстную неделю разрешали себе только воду.
Обязательно Великим постом все исповедовались, а к Таинству причастия готовились как к празднику: каждый старался приодеться как можно лучше. Интересно, что по народному обычаю девушки подходили к причастию с расплетённой косой: волосы струились по плечам или собирались в пучок. После принятия Святых Таин себя очень берегли: считалось великим грехом смеяться, ругаться, сердиться и ссориться, так как этим можно отогнать от себя Ангела Хранителя.
Выходит, прав был старый серб – наши предки ещё сравнительно недавно постились так, что «светились». Помоги нам, Господи, быть хоть немного похожими на них!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий