Сердобольные вдовы

Прообраз сестёр милосердия

Светлана КУДРЯШОВА

29 декабря/10 января 1813 года, когда многие мужчины, занятые медицинской практикой, ушли на поля Отечественной войны, императрица Мария Фёдоровна приняла постановление о сердобольных вдовах для помощи в Мариинской больнице для бедных.

Императрица Мария Фёдоровна. Худ. Л.В. Боровиковский

Первоначально было избрано 24 вдовы дворянского происхождения, специализировавшихся на работе по уходу за больными при санкт-петербургском и московском вдовьих домах. С 1 января 1814 года по восемь из них переселялись каждые две недели в Мариинскую больницу для несения дежурства. По утверждённому в 1815 году «Положению о сердобольных вдовах», лица, желающие быть принятыми в разряд сердобольных (вдовы от 35 лет, чьи мужья прослужили не менее 5 лет в офицерском чине), должны были предварительно не менее года состоять в разряде испытуемых. Признанные способными к поступлению принимали «клятвенное обещание печишися о телесном и душевном здравии болящих».

Присягу первых 16-ти принял 12 марта 1815 года архиепископ Черниговский Михаил в присутствии членов императорской фамилии.

Архиепископ Михаил (Десницкий). Худ. Л.В. Боровиковский

Императрица возложила на них особый знак отличия – золотой крест с изображением Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и надписью: «Сердоболие» на обратной стороне. Знак полагалось носить на шее на широкой зелёной ленте. Его носили всю жизнь, а после смерти он поступал в опекунский совет. Вдова также получала «Сердобольное свидетельство».

Полный комплект сердобольных составлял 50 человек. Расходы по их содержанию взяла на себя Мария Фёдоровна, ежегодно выплачивая 5 000 рублей для составления «сердобольного капитала». Сердобольным полагалось жалование 5 рублей за двухнедельное дежурство. Жили они в особых покоях, их хорошо кормили, привозили и отвозили на дежурства в наёмных экипажах; привилегированный стол сохранялся за ними и в течение 5 лет после окончания работы. По прошествии 10 лет службы им выплачивали пожизненную пенсию 150 рублей в год, а за каждые 5 лет службы сверх того ещё по 50 рублей. Сердобольным вдовам с детьми давалось право на содержание их во Вдовьем доме и на помещение их затем в казённое учебное заведение. В санкт-петербургском Вдовьем доме в разряд сердобольных принимались также и незамужние взрослые дочери вдов. Если сердобольная желала выйти из Вдовьего дома, ей назначали единовременное пособие 100 рублей, а по смерти её близкие получали 50 рублей.

С.-Петербург, Смольный монастырь. Дом престарелых благородных девиц при Вдовьем доме

Сердобольные приглашались для ухода за больными воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых, в Училище солдатских дочерей лейб-гвардии Семёновского полка, в лазарет Воспитательного дома, в открытое при Вдовьем доме отделение для хронических больных, в том числе впавших в старческий маразм, в устроенный в 1851 году графом Александром Григорьевичем Кушелевым-Безбородко лазарет с отделением для «одержимых прилипчивыми болезнями». Помощь оказывалась сердобольными безвозмездно, но в частные дома для ухода за больными они могли приглашаться с платой «по обоюдному согласию».

Умение сердобольных ухаживать за инфекционными больными помогло во время эпидемии холеры в 1831 году. Несколько вдов умерло при уходе за детьми, больными корью, скарлатиной и другими инфекционными болезнями. С началом Крымской войны в ноябре 1854 года 32 сердобольные вместе с испытуемыми под началом Н.П. Ростовцевой отправились к местам боёв. В 1855 году за ними последовали ещё 22 вдовы. В Симферопольском госпитале они ухаживали одновременно за несколькими тысячами раненых и больных. Их профессионализм и стойкость получили высокую оценку хирурга Николая Ивановича Пирогова. Двенадцать из них скончались в Крыму от болезней. За службу в Крыму жалование сердобольным было увеличено четырёхкратно и они были награждены серебряными медалями. В дальнейшем некоторые из них оставались при армейских госпиталях ещё несколько лет.

Старшая сестра сердобольных вдов в Крымскую войну Екатерина Александровна Хитрово

В 1871 году по воле императрицы Марии Александровны было решено приступить к пересмотру постановлений о сердобольных вдовах. При этом было обращено внимание на то, что, во-первых, «право вдов на сердоболие основывается на сословном начале и предоставляется в возрасте, когда физические силы ослабевают» и, во-вторых, что без медицинского образования существенная польза в деле помощи больным не эффективна. Тогда было решено образовать при Вдовьем доме особое Мариинское отделение сестёр сердоболия, куда принимать на испытание не только вдов офицеров и чиновников, но и незамужних их дочерей 20-35 лет.

Для специального образования во Вдовьем доме устраивалась лечебница, при которой должны были состоять провизор (ему полагалось обучать испытуемых читать и писать рецепты по-латыни, знакомить с основными медикаментами, составлять лекарства по рецептам), врач общей практики и хирург. В требованиях к сердобольным записали не только «постоянно объяснять на практике… о гигиене здоровых и больных, о болезнях, их симптомах и прочее», но также и о том, что «при испытуемых должен состоять священник – наставник и духовник», который, проводя беседы с ними, будет наставлять их в перенесении принятых ими на себя обязанностей «с христианским терпением, покорностью и верой». В штат Мариинского отделения входили 30 сердобольных сестёр и 15 испытуемых, но их количества не хватало даже на больничные дежурства.

В 1887 году приём испытуемых в разряд сердобольных был прекращён, а в 1892-м организация была упразднена. К этому времени на смену «сердоболию» пришла развёрнутая система общин сестёр милосердия. Кресты сердобольных были переданы в первую из них – СвятоТроицкую общину, где их носили сёстры, прошедшие 5-летний испытательный срок.

С сердобольными связано замечательное название – Сердоболь, которое носил с 1721 по 1918 год современный город Сортавала.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий