Прикосновение к святыне

Уважаемый батюшка написал в редакцию о публикации «Богоявление на Святой Земле: теперь и прежде» в 940 номере газеты, что в ней «приведена якобы цитата святителя Афанасия Александрийского о крещенских купаниях. По всей видимости, эта цитата подложная, говоря современным языком – фейк».

Как всегда, мы искренне благодарны за внимательное прочтение газетных публикаций. О чём речь? В приведённой цитате говорится о необходимости омовения в день Крещения. Скажу сразу, что это не «фейк», то есть не «ложные сведения, которые используются для обмана». Их привела в своём рассказе о современных традициях празднования Крещения на Иордане монахиня Горненского монастыря в Иерусалиме Мариам (Юрчук) – думаю, её нет смысла обвинять.

Тут вот в чём дело: это всё – отголоски давнего противостояния сторонников и противников купания в иорданях. Конфронтация то затихает, то обостряется – в ход идут новые аргументы.

Одним из аргументов стало вдруг появившаяся ссылка на свт. Афанасия. Особенно впечатляют в ней угроза отлучения от причастия и слова о том, что отказывающиеся принять омовение в святых водах на Крещение суть «отрицающие и Церковь, и Крещение». В целом документ по стилю весьма похож на другие труды святителя, и его радикальность легко объяснима шедшей в те времена борьбой с противниками веры Христовой, отвергавшими вообще чин великого водосвятия. Тем более это не есть соборное установление. Ссылка давалась на исследование Дэвида Бракка 1998 года, крупнейшего специалиста по свт. Афанасию.

Противники крещенских купаний ринулись проверять подлинность ссылки. И, не найдя в «письме к Эпиктету» этого фрагмента, вскричали: «Фальшивка!» Некие блогеры даже нашли греческий вариант текста – и там нету! Но им просто не хватило опыта работы с источниками. Потому что существует письмо Афанасия к Эпиктету в другом изводе, сирийском… Желающие могут найти книгу Дэвида Бракка (на английском – лично у меня не было ни сил, ни времени этим заниматься) и покопаться там. Вдруг обнаружится, что, например, сирийский вариант – это апокриф. Тогда, вероятно, дискуссия или перебранка, как угодно, может быть продолжена.

Был подобный текст или его не было – разве могло бы это поколебать всерьёз позиции сторонников и противников купаний? Ведь каждый январь оппоненты вываливают друг другу на головы одни и те же «неопровержимые свидетельства». Да, говорят одни, на Святой Земле, в Греции и Болгарии традиция купания существует, но на Руси её никогда не было. В ответ им предлагают почитать «Соборяне» Лескова или «Лето Господне» Шмелёва, где рассказывается об окунании в прорубь на Крещение, или книгу Павла Иовия, побывавшего на Руси в нач. XVI в. и видевшего бросавшихся в реку недужных после водосвятия. Вот, кстати, один из аргументов некоторых иереев, противников купаний, – борьба за здоровье паствы. Может, в XIX веке слово священника в медицине было значимо, но теперь ведь есть врачи, в составе групп МЧС они присутствуют в местах массовых купаний, и никто из них не отговаривает от погружений в иордань – призывают лишь соблюдать определённые предосторожности. Наконец, довод, что «окунаются в большинстве те, кто в храм не ходит», что прорубь не заменит участия в церковных службах. А кто ж спорит? Но вот в чём дело: когда я несколько лет назад решил окунуться в иордань, то был поражён, какие разговоры мужики, типичные работяги-матерщинники, ведут в палатках – желают благодати друг другу, поздравляют с праздником. При погружениях, возможно единственный раз в году, они трижды накладывают на себя крест. И уж насколько надо не знать наш народ, чтобы думать, что он действительно верит в то, что «смывает все грехи» в иордани – это такая форма речи, не более. Основное, что приводит сюда этих крещёных, но не просвещённых людей, – возможность «прикоснуться к святости» вне храма. Почему «вне» – это вопрос к нам, православным…

Распри по поводу купания – не купания на Крещение могут продолжаться долго, а ведь вопрос уже давно разрешил наш Предстоятель. Ещё в Крещенский сочельник 2011 года он сказал: «Когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в Таинстве соприкосновения святыне». В проповеди на Богоявление 2015 г. Святейший вернулся к теме: «Всё больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоёмы для того, чтобы погрузиться в эти воды. И может быть, кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков – из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий