Всему миру торжество
Дорогие наши юные читатели, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки! С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!! Пусть ваши сердца и дома наполнятся теплом и радостью, пусть никто не болеет и все дружно пекут вкусные пироги и поют весёлые колядки!
На святках повсюду пройдут концерты, и наверняка будет звучать красивая песня «Рождественская ночь», написанная на заре прошлого века священником Филиппом Пестряковым (1863–1911). Слова и музыка её так и ложатся на душу.
Скрылось солнце за горами,
Южной ночи мгла
Над Святою Палестиной
Тихо поплыла…
Тишь и сумрак тёплой ночи
Навевали сны,
И глядели Божьи очи –
Звёзды с вышины.
Словно в думу погружённый,
Неподвижно-нем,
Спал и город утомлённый,
Мирный Вифлеем.
Всё уснуло; только в поле,
Стережа стада,
Пастухов семья большая
Не спала тогда.
От очей своих дремоту
Отгоняя прочь,
Бедняки в беседе мирной
Коротали ночь.
Вдруг взглянули и застыли,
Оковал их страх:
Видят – с неба к ним слетает
Ангел, весь в лучах.
И промолвил небожитель:
«Весть я вам принёс;
Не пугайтесь: днесь родился
На земле Христос!
Поспешите в ту пещеру,
Где в ненастье, в зной
Вы нередко укрывали
Скот домашний свой.
Там увидите Младенца:
В яслях Кроткий лёг, –
Он и есть Спаситель мира,
Наш Предвечный Бог!
Там с Малюткой вы найдёте
И Святую Мать;
Поспешите честь Обоим
Должную воздать!..»
Только скрылся чудный вестник
В голубой простор,
В небо выплыл сил пресветлых;
Сил небесных хор.
В ту минуту песня рая
Огласила мир:
«Слава, слава в вышних Богу,
И на земле мир!»
Современного слушателя с этой песней познакомил ансамбль «ИХТИС», исполняющий духовную музыку на разных языках. Творчество музыкантов сродни благовестию, радостной проповеди о Христе. Помните, ребята, кто постарше, видеоролик, облетевший Интернет, про то, как на святках 2011 года в торговом центре неожиданно для всех запели старинную рождественскую колядку? Это был «ИХТИС».
Скажем немного об авторе этой песни – отце Филиппе Пестрякове. Это был скромный, добрый, прекрасно образованный священник-поэт, служивший в основном в сельских храмах Харьковской губернии. Он был постоянным автором журнала «Русский паломник», выходившего до революции. Батюшка писал стихи и прозу и для детей, которых любил и хорошо понимал. Недаром его, тогда ещё молодого выпускника Харьковской духовной семинарии, пригласили воспитателем в семью известного скульптора Евгения Лансере, где подрастали трое резвых малышей, в том числе черноглазая Зиночка – в будущем весь мир узнает её как талантливую художницу Зинаиду Серебрякову.
Отец Филипп немало сделал для развития детской литературы в России. В то время книжки для детей часто писались вычурно, плохим языком. Священник Филипп Пестряков одним из первых начал писать для ребят просто, ясным слогом.
А его стихотворная книга с «подвижными картинками» «Волшебный фонарь Стеньки-Растеньки», что вышла в Петербурге в 1898 году, вошла в историю детской литературы. Из названия видно, что адресована книжка маленькому читателю из народа. В те годы волшебные фонари, дедушки современных диапроекторов, были очень популярны в деле просвещения неграмотных сельских ребятишек. Читать умели далеко не все, а вот живая речь, с которой обращался учитель или священник к собравшемуся в школе народу, была понятна и доступна каждому, особенно когда рассказ сопровождался «туманными картинами», как иначе называли волшебный фонарь.
Сердце его всегда было с Россией, печалясь вместе с нею и радуясь. Эти строки, полные боли, он написал во время русско-японской войны 1904–1905 годов, обращаясь к нашим воинам:
… Вы не забыты здесь, герои дорогие,
Здесь ждут вестей с востока каждый час,
Здесь стар и млад по всей святой России
И любят вас, и молятся о вас.
Как хорошо, что и сам отец Филипп не забыт. Вот недавно – как раз к прошлому Рождеству – молодой московский музыкант Кирилл Мурышев записал песню «Рождественская ночь». Кирилл поставил интересный творческий эксперимент: загорелся желанием записать песню, «используя, – как он пишет, – при этом все имеющиеся в доме музыкальные инструменты. Целиком эту задумку реализовать пока не вышло (т.к. инструментов оказалось слишком много), но кое-что сделать всё-таки удалось: на записи звучат гитара, банджо, мандолина, альт, скрипка, три блок-флейты и пять партий вокала. О том, что получилось – судить вам:)». Получилось, надо сказать, здорово. Человек-оркестр, да и только!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий