Свет во тьме
15 января – день блаженной кончины преподобного Серафима Саровского
В 2023 году исполнилось 190 лет со дня отшествия батюшки Серафима из земных обителей в небесные. Сам факт и время смерти были заранее предсказаны великим угодником Божиим. Он говорил, что, когда случится пожар в его келье, это будет знаком его ухода из этой жизни. Так оно и случилось.
Батюшка Серафим 1 января 1833 года (речь идёт о старом стиле) попрощался с братией, причастился за Божественной литургией святых Христовых Таин, а утром 2 января келейник батюшки ощутил запах дыма. Батюшка Серафим был найден стоящим на коленях перед образом Божией Матери «Умиление», любимым его образом. Он был бездыханным. Книги, табуретка, немногие скудные вещи тлели. Кстати, эти вещи я видел потом в доме иеромонаха Владимира (Шикина), которые он привёз из Мурома незадолго перед своей смертью. Они хранились у старенького священника, имени которого не помню. Мы с отцом Владимиром перенесли их в Свято-Троицкий монастырь глубоким вечером.
Так вот, сильного огня в келье батюшки Серафима не было, но она была наполнена дымом. Братия погасила немногие очаги огня. Весть о кончине угодника Божия быстро разлетелась по монастырю и его окрестностям.
Если всмотреться в произошедшее, то можно увидеть некий высокий духовный смысл именно в такой кончине. Из тлеющего и дымящегося тварного мира поднимается к небу пламенеющая и преображённая верой святая душа. Случилось то, к чему призван каждый из живущих на земле.
Спустя 70 лет после смерти Серафима Саровского, чья святость не подвергалась сомнению в русском народе, а именно в 1903 году, в Сарове прошли небывалые торжества по случаю прославления батюшки Серафима. Причём на прославлении настаивал сам император России Николай II, который вместе с августейшей семьёй и большой свитой присутствовал на празднике. В Саров и Дивеево, по свидетельству очевидцев, собралось более 300 тысяч паломников – дело небывалое и свидетельствующее о всенародном почитании батюшки ещё до его официального прославления.
За прошедшие 190 лет – по меркам вечности время ничтожно малое – случились в истории страны, да и всего мира, колоссальные перемены, которые пришлись в основном на век двадцатый. Крушение в результате Первой мировой войны трёх христианских империй: Российской, Германской и Австро-Венгерской. Революция в России с её последующими неслыханными жертвами и гонением на христиан…
Менялись общественно-политические строи, жизненные уклады, вековые традиции, даже смыслы человеческой жизни. Вторая мировая война принесла невиданные в истории беды и испытания, которые пали в основном на нашу страну. Но именно война, как ни парадоксально, позволила Православной Церкви в СССР выжить и подняться. Потом по стране прокатилась новая волна гонений. В 1961 году Генеральный секретарь КПСС Никита Хрущёв во всеуслышание заявил, что в 1980 году по телевизору покажут последнего попа, что ознаменует собой полное ниспровержение христианской Церкви и религии в целом.
Но Божьи планы и планы человеческие – вещи разные.
В 1988 году Церковь праздновала 1000-летие крещения Руси. Власти с удивлением вынуждены были отметить небывалый духовный подъём в народе. В принципе, к этой дате коммунистическая идеология выдохлась, а авторитет Церкви, напротив, стал расти. Все ждали перемен. Общество ждало от Церкви какого-то животворящего слова, действия, чуда.
Безусловным чудом было обретение в декабре 1990 года в запасниках антирелигиозного музея, который располагался в Казанском соборе Ленинграда, мощей Серафима Саровского. По моим ощущениям, это было каким-то знаковым явлением, началом возрождения православия в нашей стране и выходом батюшки Серафима на духовное общественное служение. Преподобный Серафим открыл врата, в которые хлынул освежающий и животворящий ветер, пронёсшийся по стране. Батюшка Серафим не посрамил чаяний людей, тем более что период в жизни страны тогда был тяжелейшим. Рушилось огромное здание государства. Даже далёкие от веры люди искали опоры.
Я сам был свидетелем того, как народ встречал обретённые мощи.
Весной 1991 года мы с семьёй готовились переезжать в Германию и недолгое время жили у друзей неподалёку от Елоховского собора, где в то время находилась рака с мощами преподобного. Решение о переезде в Германию далось нелегко, и я часами простаивал у раки, слушал непрерывное пение акафистов, прикладывался к мощам. Уже тогда во мне зрело решение принять священнический сан. Народу было много, из рук в руки передавались какие-то рукописные молитвы, брошюрки. Чувствовались необыкновенное воодушевление и радость. Я вновь и вновь подходил к мощам и просил: «Батюшка Серафим, не оставь, помоги вернуться в Россию».
Я понимал, что переезд в Германию сопряжён со многими трудностями, а выбраться будет очень сложно, тем более что никто не мог сказать, что будет в ближайшем будущем с Россией, с миром. Было тревожно на душе, словно ты покидал близкого человека, находящегося в беде, или корабль, на котором прошла вся сознательная жизнь и который опасно накренился. И в то же время было чувство, что именно в России происходит что-то самое важное на свете. И каким-то образом это было связано с преподобным Серафимом.
Удивительно, что именно в Германии я нашёл подтверждение своим чувствам и мыслям. Я ездил там по храмам, жил в монастыре Иова Почаевского под Мюнхеном, общался с владыками Марком и Лонгином (ныне покойным). Они в голос говорили мне: «Ну куда ты рвёшься? В России галопирующая инфляция, люди на помойках собирают одежду и пропитание, а у тебя уже пятеро детей!»
Но какое-то пламенеющее, не дающее покоя чувство говорило: именно там жизнь, там Христос, потому что там страдание. Часто повторял я строки Тютчева: «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя»!
И вот 1992 год. По благословению духовника архимандрита Кирилла (Павлова) я приезжаю в Нижний Новгород, где меня очень любезно встретил митрополит Николай (Кутепов), предложив стать священником в его епархии. Я согласился. На Пасху 26 апреля он меня рукоположил в иереи и предложил выбрать место для служения. «Владыка, – говорю, – для меня Нижегородская область совершенно незнакома, куда благословите, туда и поеду». – «Хорошо, тогда в Ардатов».
Следом из Германии приехала моя героическая матушка с пятью детьми, и началась новая эпоха в нашей жизни – обустройство и служение в Ардатове. И только тут я понял, что батюшка Серафим не обошёл нас своим вниманием. В Ардатове батюшка бывал, ещё будучи дьяконом. От Ардатова до Дивеево – 27 километров. Ежегодно к 1 августа мы с прихожанами устраиваем крестный ход на праздник преподобного Серафима Саровского в четвёртый удел Божией Матери.
Уже в Ардатове мне стали известны подробности перевоза мощей батюшки Серафима из Нижнего в Дивеево в 1991 году. По всему пути следования делались остановки, служились молебны с акафистом, народное море сопровождало автобус до самого Дивеево. Рассказывают случаи, когда одного прикосновения к автобусу, на которых везли мощи, было достаточно для исцеления болящего.
Общенародное явление преподобного Серафима мощами ознаменовало возрождение Церкви, послужило неким камертоном к её звучанию во всём мире. С того момента, когда мощи были помещены в Троицком соборе в далёком уже 1991 году, как мне видится, началась новая эпоха жизни Русской Православной Церкви. Причём никто не мог даже предполагать этого. Помню, когда в 1992 году, уже будучи священником, впервые оказался в Дивеево, меня поразили разруха и общая атмосфера какого-то запустения, которая была характерна для монастырей советского времени. То, что произошло с воссозданием и расцветом Свято-Троицкого СерафимоДивеевского монастыря за последние тридцать лет, можно назвать только чудом, обусловленным помощью Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
09.01.2024
На фото Игоря Иванова – празднование перенесения мощей прп. Серафима в Дивеево, 1991 г.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий