Богоявление на Святой Земле: теперь и прежде
В связи с разгоревшейся войной в этом году на Святой Земле широких торжеств, посвящённых Святому Богоявлению, не будет, как не было их и на Рождество Христово. Те, кому посчастливилось посетить места, где ходил и проповедовал Спаситель, конечно же, бывали и на реке Иордан, где Он крестился Святым Духом. Ну а уж если были там, то непременно заходили в мутные воды реки – следовали старинной традиции всех паломников в Палестину.
Здесь следует сказать, что подобные купания не просто дань народной традиции (некоторые из наших священников считают почему-то её «неблагочестивой»). На самом деле древняя традиция купания – не только в водах Иордана, но и в любом водоёме – освящена Церковью очень давно. Ещё в IV веке святитель Афанасий Александрийский писал о противниках крещенских купаний довольно жёстко:
«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
О глубинном, древнем смысле омовения в освящённых водах интересный взгляд высказывает монахиня Мариам (Юрчук), насельница русского Горненского монастыря в Иерусалиме, автор книги «Путеводитель по Святой Земле».
«Иисус Христос был помазан не маслом, которое ветхозаветные пророки изливали на священников и царей, а Духом Святым в день Своего крещения. Иоанн Креститель был этому свидетелем, видя, как Дух в образе голубя сошёл на Спасителя, – говорит она. – Но с другой стороны, если смотреть библейским взглядом, с древних времён считается, что все воды на земле являются нечистыми. В библейском понимании грех земли смыли воды потопа. И с тех пор воды стали нечистыми. Если они нечистые – значит, они становятся жилищем соответствующих сил. И Господь, погрузив Своё Пречистое Тело в воды Иордана, освятил Собою всё естество земное. И эта идея изображалась, особенно в древности, на греческих иконах. Там видно, что, когда Господь стоит в воде, в реке Иордан, поблизости на какой-то рыбе необычного вида сидит человечек с короной на голове. А рядом иногда изображают существо женского вида. Ведь в языческом понимании у каждого демона была жена. Господь изгоняет этих нечистых духов из воды. И если посмотреть на те самые древние греческие иконы, становится понятно, что изображён на них не кто иной, как Посейдон, царь вод…»
Тем, кто в наше время паломничал на Иордан, где установлены удобные павильоны, где торгуют всем, чем только возможно, трудно представить, как совершали паломничества русские люди ещё в конце XIX века. Об этом в 1907 году оставил записки Алексей Афанасьевич Дмитриевский, секретарь Императорского православного палестинского общества (1906–1918 гг.), присутствовавший на торжествах. О значимости для русского паломника на Святую Землю омовения в водах Иордана он пишет, что подвиг этот «вместе с получением священного огня в Великую Субботу, считается важнейшим и почти обязательным для каждого истинного паломника в Святую Землю, желающего с полным правом носить почётное титло “хаджи”, нередко присоединяемое православными греками, по примеру мусульман, к своим именам».
В наше время паломников из гостиниц до самой реки быстро доставляют туристические автобусы по комфортабельному шоссе. Прежде было не так: паломники шли из Иерусалима пешком горными тропами (дорога была построена только в 1898 году), подвергаясь риску ограбления бедуинами, сбивая ноги, замерзая на студёных зимних ветрах. Можно представить, что чувствовали наши богомольцы, привыкшие к крещенским морозам в эти дни, когда спускались с продуваемых заснеженных гор в цветущую в это время и благоухающую долину Иордана.
Вот как Дмитриевский описывает крещенские торжества в начале прошлого века:
«По окончании литургии архиерей в мантии и омофоре с клириками крестным ходом отправляется на приготовленный на Иордане деревянный помост для совершения великого водоосвящения. При чтении третьей паремии: “Жаждущие почерпните воду с веселием от источников спасения”, архиерей серебряной лоханью почерпывает воду из реки Иордан и ставит её на приготовленный стол перед собою. Молитвы водоосвящения читаются архиереем перед этою лоханью (вазой). Когда запоют тропарь: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”, архиерей погружает св. крест сначала в серебряную вазу, а затем на прикреплённом к нему шёлковом шнуре трижды бросает его в реку Иордан, отливая при этом туда и часть воды из вазы. В это время желающие из поклонников, погасив горящие свечи в руках, погружаются троекратно в воды священной реки. Но большинство паломников этот обряд откладывают до полночного водоосвящения, когда, по преданию, произошло и крещение Господне от Иоанна. Погружение креста в воде и купание поклонников сопровождается ружейною пальбою проводников, пусканием голубя для более сильного впечатления и оживлёнными, полными восторга криками богомольцев, рукоплесканиями…»
Здесь, между прочим, автор делает пояснение, что на православном Востоке существует обычай на Богоявление совершать дважды водоосвящение: накануне, в храмах и в сосудах, и в сам праздник – на реке или на берегу моря. И возле водоёма священник после троекратного благословения воды крестом в сосуде бросает крест в реку или в море. По сей день в Болгарии и Греции жива традиция среди богомольцев сразу бросаться в воду, чтобы отыскать крест на дне. В былые времена счастливец, нашедший крест, получал право весь праздник обходить с этим крестом дома христиан и собирать подаяние в свою пользу, наподобие того, как у нас на Святках ходили колядовать. «Но так как Иордан – река быстротечная и всё уносящая своим стремительным течением в Мёртвое море, – пишет Дмитриевский, – то надежды на возможность легко отыскать здесь крест не существует и его здесь приходится привязывать на шёлковый шнур».
В сущности, в самом чине с тех пор мало что изменилось ныне. Разве что теперь сам Патриарх совершает это богослужение (прежде он в этот день служил в храме Гроба Господня, а здесь литургисал митрополит) да стало больше помпезности, нацеленной прежде всего на туристов. Кстати, больше всего паломников и туристов в этот день здесь именно из нашей страны. Всюду слышны русские церковные песнопения.
Как и на Рождество в Вифлееме, под бой барабанов и в сопровождении кавасов и палестинских школьников, играющих на волынках, идёт к реке Патриарх Иерусалимский с сонмом священников. Он движется со стороны монастыря Иоанна Крестителя, построенного ещё в IV веке, но до 2018 года не действовавшего из-за разрушений после арабо-израильской войны 1967 года. Итак, Патриарх, как и в былые времена, бросает в воду крест на алой ленте и в воздух поднимаются белые голуби и кружат над местом крещения Господа. После чего люди с бутылями прорываются к реке, чтобы набрать воды и трижды окунуться.
«После литургии с вечерней, – далее пишет Дмитриевский, – испив Иорданской освящённой воды, наши паломники разбредаются в разные стороны: одни отправляются к берегу Мёртвого моря и в монастырь Св. Герасима, другие ходят по берегу Иордана с целью вырезать себе из местного тростника “на память” об Иордане посошки, или режут камыш, собирают по берегу реки голыши, делают терновые венцы, собирают “акриды” (вкусный полевой плод наподобие вишни, жёлтого цвета), которыми питался в пустыне Иорданской св. Иоанн Предтеча (Мк. 1, 6; Мф. 3, 4), рвут цветы и вообще наслаждаются природой, а третьи, как люди, уже не впервые являющиеся на Иордан, в виду предстоящей ночной службы и обратного утомительного возвращения в Иерусалим, подкрепившись “чайком”, согретым на сухом тростнике в жестяном чайничке, на лужайках покоятся мирным сном… Поклонники из греков и других национальностей проводят время веселее. Не обращая внимания на постное время и канун великого праздника, они попивают раки, коньяк, ликёры, кофе, курят кальян и угощаются по-праздничному, ведя между собою оживлённые беседы, прерываемые нередко шумом и весёлым смехом… Нередко слышатся где-нибудь звуки весёлой песни под аккомпанемент местной балалайки».
В наши дни богослужения совершаются только в дневное время. Прежде же главные торжества приходились на ночь праздника. Вот как описывает их профессор Дмитриевский:
«К 2 часам ночи, по мере приближения к концу утреннего богослужения, многочисленные богомольцы, явившиеся на Иордан, делаются сосредоточеннее и молчаливее. Наступает торжественный момент этой великой ночи, ради которого шёл каждый на священную реку. Замолкают в это время оживление, разговоры и смех даже по палаткам… После Великого славословия в торжественной процессии из храма-палатки с крестом, Евангелием, иконами и со свечами митрополит и духовенство направляются на берег Иордана, который в это время представляет новую картину, с трудом поддающуюся описанию.
Наши русские паломники ещё до окончания утрени мало-помалу покидают храм-палатку и занимают удобные места в реке Иордан, чтобы иметь возможность в самый момент погружения креста омыться в священных струях её и почерпнуть на память об этом празднике св. воды. Когда церковная процессия приблизится к мосткам, вся река бывает уже переполнена мужчинами и женщинами в белых смертных сорочках, которые специально ими для этого случая приготовляются, и с возженными светильниками в руках. Богомольцы с напряжённым вниманием, с глубоким благоговением и сердечным трепетом, стоя в холодных струях Иордана, прислушиваются к чину богоявленского водоосвящения, ожидая момента погружения креста при радостном пении: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Но вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воде, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и проч., захватывая из-под ног своих со дна реки на память и её камешки. Говор и шум восторженно настроенной толпы заглушают звуки церковных песнопений оканчиваемого духовенством чина водоосвящения… Тотчас же после водоосвящения начинается архиерейская литургия, за которой громадное большинство из них и приобщается Св. Таин. Литургию эту поют большей частью по-славянски наши паломники; на ней по-славянски читаются Апостол и Евангелие праздника и произносятся ектении и возгласы, а поэтому она производит на всех глубокое впечатление».
В своих заметках о празднике Богоявления на Святой Земле Дмитриевский добавляет:
«Пишущий настоящие строки не может умолчать ещё об одном пора-зительном явлении, очевидцем которого он был в 1888 году и которое произвело на многих бывших на этом торжестве прямо потрясающее впечатление. Как говорят, явление это нередко повторяется. Едва смолкли звуки церковных песнопений Богоявленского водоосвящения, как к изумлению всех богомольцев река Иордан быстро начала переполняться мутными волнами холодных струй, которые, выходя из берегов, быстро затопляли прилегающую к ним равнину. Чувство благоговейного изумления, навеянное народными рассказами о ежегодно будто бы повторяющемся в ночь на Богоявление, в воспоминание о крещении Господа, чудесном переполнении реки Иордана, сменилось у благочестивых паломников опасением, чтобы разливающиеся воды не затопили и церкви-палатки…»
Об этом явлении разворота реки ещё в шестом веке писали паломники. Между прочим, об этом удивительном явлении рассказывает и уже знакомая нам монахиня Мариам (Юрчук):
«Я на Святой Земле живу уже почти 30 лет. Самое явное чудо, ставшее некой традицией, произошло на Крещение после избрания Иерусалимским Патриархом Феофила III и освящением им вод Иордана. Я присутствовала на берегу со стороны Иордана, вместе с журналистами. Когда Патриарх в третий раз бросил крест в реку… Знаете, крест ведь небольшой. А со стороны было такое ощущение, что в воду не крест бросили, а бомбу! По воде пошли и волны, и круги, волны начали бить об оба берега, а потом река вдруг изменила направление течения! Волны были в тот момент сантиметров 20 высотой. Хотя обычно Иордан очень спокоен. Длилось это довольно долго. Я думала, что это галлюцинация. Чтобы поверить своим глазам, я начала спрашивать людей вокруг: “Вы это видите?” Мне молча кивали в ответ. Все смотрели и не могли оторвать взгляда от разворачивающегося у нас на глазах чуда. Течение реки должно было двигаться в сторону Мёртвого моря, а оно развернулось в противоположном направлении. Да притом с волнами. Кто-то из паломников на другом берегу реки бросился в воду в туфлях. Видимо, одну туфлю этот человек потерял, потому что очень скоро я увидел проплывающую перед глазами обувь! В другую сторону. А потом ещё кто-то бросил в реку букет цветов, и они тоже поплыли против привычного течения реки. Тогда я окончательно убедилась, что увиденное мною – не видение».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий