Про птичку, которая умеет плести макраме
На текстильной фабрике работницы-ткачихи трудятся на больших станках. Длинные половики-дорожки ткут на деревянных станках. Для гобеленов, что сотканы из цветных шерстяных ниток, тоже нужны специальные приспособления. И только птичка ткачик во время работы использует лишь то, что имеет от рожденья: клюв да коготки. Вот о ткачике – маленьком пернатом мастере и наш рассказ.
Почти все ткачи – жители Африки. Внешне ткачики похожи на наших воробьёв, только цвет оперенья отличается: как будто воробей угодил в банку с яркой краской (впрочем, ткачики со скромной расцветкой тоже встречаются). Воробышек наш, не в обиду будь сказано, только и умеет, что прыгать да чирикать (хотя и он тоже причислен к семейству ткачиковых), а вот его африканский собрат – вечный труженик: плетёт гнёзда, да так искусно, что с ним, пожалуй, ни одна птица в мире не сравнится.
Если поискать сравнение в людских ремёслах, то гнездо ткачик мастерит по принципу популярного нынче макраме – это когда плетут из шнура при помощи узлов, расположенных в строгом порядке. Представьте себе, друзья, узлы ткачик умеет завязывать самые что ни на есть настоящие, крепкие, почти что «морские». Ведь птичка привязывает гнездо к веткам или стеблям высоких трав. Как же она это делает?
А вот как. Волокна, надёрганные из растений, ткачик несколько раз пропускает через пальцы, и получается петля. Затем берёт клювом конец «шнура» и крепко затягивает узел. Чередуя строго определённым образом узлы, ткачики создают дома всевозможной формы и размера.
Любое серьёзное дело начинается с заготовок. Ткачик с поразительной ловкостью и точностью отмеряет и нарезает строительный материал. Вместо линейки у него глазомер, вместо ножниц – клюв. Например, он на лету хватает полоску из пальмового листа и, продолжая махать в воздухе крыльями, отрывает подходящего размера деталь.
Прежде чем приступить к плетению, ткачик создаёт каркас – вертикальное плотное кольцо из травяных волокон, чтобы придать прочность будущему сооружению.
Домики у ткачиков разных видов получаются не одинаковые. У одних – корзинка-шар, у других – в виде длинного чулка.
Особенно впечатляют многоквартирные дома, построенные общественными ткачиками: они похожи на огромные развесистые стога с круглыми ячейками. Чаще всего эти «стога» облепляют деревья, но за неимением деревьев ткачики устраивают свою «многоэтажку» и на телеграфном столбе. Под общей крышей, в отдельных нишах, поселяются порой около 300 дружных семей. Этот дом гостеприимно принимает и других живых существ: попугаев, ящериц, древесных змей, – словом, всех, кто попросится (кроме злоумышленников-хищников, конечно). Мало-помалу набьётся разной живности столько, что гигантский «теремок» может даже рухнуть на землю. Но ткачики не горюют, а принимаются строить новое жилище.
Строительством домиков занимаются исключительно самцы. А самочка наводит уют: выстилает мягкими материалами «пол», сооружает «потолок», чтобы африканское солнце не так донимало нежных птенцов.
В Индии и Юго-Восточной Азии живут не менее удивительные птички-портнихи: свои гнёзда они шьют из листьев. Кульком сгибают один или несколько рядом растущих листьев, клювом протыкают их края и сшивают листья. Внутри зелёной колыбельки птичка вьёт мягкое гнездо из хлопка, пуха и шерсти. В качестве ниток пернатая швея использует растительные волокна. Но не только. А что ещё? Вы очень удивитесь, ребята, узнав, что это – паутина!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий