Счастливо вам перезимовать!
Вот и попрощались до весны погожие дни. Небо всё чаще хмурится и плачет дождиком, а кое-где и сыплет уже снегом. Готовятся к зиме лесные жители, всяк по-своему. Кому-то, бывает, повезёт увидеть эти приготовления. Вот как описал в журнале «Юный натуралист» неожиданную встречу в лесу А. Кострицын:
«Поздней осенью собирал я последние грибы опята. Кругом шуршали разноцветные листья, пёстрым лиственным одеялом покрывалась земля в лесу. Листья вверху, листья внизу. Трудно в это время собирать дары леса: быстро устают глаза. Но опята тем и хороши, что растут дружной семьёй, а не в одиночку. И в основном на старых догнивающих пнях. Брал грибы я с одного пня, и тут нечаянно отвалился кусок коры. Присмотрелся внимательнее. И – о чудо! – кого тут только нет! Тут затаились и божьи коровки, позабивались в щели длинноносые комарики, устроились в расщелинах и щелкуны, и жужелица.
Понял я, что насекомые попрятались, затаились здесь от зимней стужи – лесными домиками стали для них старые пни. Все нашли для себя удобные ухоронки. Я поставил кусок коры на место. Закрепил как мог.
– Счастливо перезимовать! – пожелал я им».
Но вот интересно: где же предстоит зимовать лесным малышам покрупнее жучков да комариков? Например, микромаммалиям? «Что это за зверёк такой?» – удивитесь вы. А это не один, а множество зверьков: словом «микромаммалии» биологи объединяют разную мелюзгу: мышек, сонь, полёвок, землероек и других зверушек. Что делать, если ты хоть и пушистый, но уж очень маленький зверь?
Возьмём соню. Сейчас, в октябре, она укладывается спать в своём шаровидном гнезде на дереве. И проснётся лишь в апреле – соня и есть! Спит она, свернувшись в плотный клубок и прикрывшись пушистым хвостиком, как одеяльцем. Перед тем как залечь в спячку, соня должна за лето хорошенько отъесться, тогда ей стужа не страшна.
А вот землеройка, самое крохотное млекопитающее на территории России, сколько бы ни съела (а ест она всё время) – всегда худа и голодна. Какая уж там зимняя спячка! Землеройки ни днём ни ночью не спят, а продолжают охотиться – такой у них отменный аппетит! Это оттого, что у землероек необычайно высокий обмен веществ. Если землеройка не поест 7-9 часов подряд, то попросту умрёт. Разве возможно зимой раздобыть столько еды? Но недаром мозг у землеройки занимает 1/10 массы тела: умный зверёк отправляется зимовать в жилище человека, забираясь в погреба и подвалы. Но вреда припасам не причиняет, потому что охотится на насекомых, пауков, даже на мышей.
А ещё учёные заметили за землеройками удивительную вещь: ближе к наступлению зимы эти крошки заметно уменьшаются в размерах! Не худеют, а именно становятся меньше, даже голова немного приплюскивается. Наверное, так удобнее ходить под снегом и забиваться в щели, да и прокормить себя, совсем уж маленькую, легче. С наступлением лета прежние габариты возвращаются. Это ли не чудо?
Полёвка строит сложные норы со множеством входов и выходов, и длина нор порой доходит до 10 метров. В кладовочках полёвки – зимние припасы: тут и корешки, и клубни картофеля, и семечки, и зёрна. Можно лишь удивляться, как этой крохе удаётся создать такие овощехранилища. Хозяйству людей зубы маленькой полёвки наносят большой ущерб, отчего её справедливо называют вредителем.
А вот землероек ругают несправедливо: посевы они не уничтожают, потому что к растительной пище равнодушны, а, напротив, истребляют насекомых и мелких грызунов, которые этим посевам вредят. За что им от нас большое спасибо.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий