Крепость на Нарове
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИКОН
– Вот посмотрите, замковый столп, – показывает игумен. – На Руси были распространены четырёхстолпные крестовокупольные храмы, а тут под клетью столп один. А в верхнем храме вообще столбов нет, световой барабан на стены опирается. И сколько веков он так стоит! Во время войны авиационная бомба пробила купол и не взорвалась – в куполе только дырка осталась, он не поколебался даже.
– А во имя кого освящён этот нижний храм?
– Во имя священномучеников наших Ивангородских – Александра и Димитрия, о которых я вам рассказывал.
Но полного архиерейского освящения здесь не было, потому что надо престол капитально утверждать, а для этого надо раскапывать, искать его. Копать же мы не можем, поскольку это памятник федерального значения. А что можем? Стены побелили, провели электричество, вставили в окна рамы, дверь поставили. Иконостас установили, я его расписал, поскольку имею художественное образование. Раньше-то, при отце Николае Зайцеве, здесь было что-то вроде трапезной. Все думали, что это помещение – бывший подвал. Но я сразу увидел вот эти капители – такие украшения в подвалах не делают. И алтарь обнаружил. Он как бы из трёх частей состоит, но в древности так и было – жертвенник и престол находились в разных апсидах. Что хорошо: здесь помещения легче протопить, чем наверху, поэтому мы устроили тут зимний храм. И трапезная тоже осталась – она за перегородкой из гипсокартона.
Заглядываем туда. Под низкими сводами стол, за которым уместится полсотни человек в два приёма. Батюшка говорит, что после литургии здесь всегда трапеза, а потом воскресная школа, где родители детей тоже присутствуют, им интересно послушать.
Поднимаемся в верхний храм. Там свечница подходит к батюшке под благословение и присоединяется к нашей экскурсии. Отец Довмонт показывает на хорос – паникадило, аутентичное древнему храму: «За одиннадцать тысяч на Украине купил, а прежде трёхрожковая советская люстра висела». Показал и встроенные в стены голосники, внутрь которых вложены камешки – так регулировали эхо.
– Акустика здесь прекрасная. Вон там, под потолком, были хоры – небольшие, поскольку и певчих-то в старину было мало, это потом, в синодальную пору, стали устраивать капеллы, чтобы услаждался слух. А для молитвы это не требуется. Там, на хорах, в закутке имелось и постоянное княжеское место. Князья ведь на церковных службах всегда на хорах находились. Не потому, что боялись стоять вместе с народом, а – как люди грамотные – всегда в службе участвовали. И позже цари эту традицию поддерживали – царь Алексей Михайлович и сын его Пётр Великий любили петь на клиросе, а Пётр ещё всегда и Апостол читал.
– Храм был расписан?
– Нет. Только в XIX веке его расписал профессор Санкт-Петербургской академии художеств в реалистической манере. Тогда же и барочный иконостас установили. А изначально здесь по северной традиции всё было аскетично.
Когда пришла советская власть, иконы отсюда, скорее всего, увезли в Пюхтицкий монастырь. Но Господь потихоньку возвращает нам святыни. Вот эта икона Спасителя из Валаамского монастыря – она появилась здесь удивительным образом. Во времена оно некие студенты-комсомольцы поехали в стройотряд на Валаам, там в разрушенном скиту её и нашли. Прошли годы, икона лежала в семье того студента под диваном. И тут начались неприятности: мужа в тюрьму посадили, у жены обнаружили онкологию. Стали думать, за что это им. И была у них в гостях моя знакомая Олеся, увидела икону: «Вы с ума сошли, это же храмовая икона, из иконостаса! А вы её под диваном держите!» Привезла к нам, мы её отреставрировали.
А вот здесь в храме стоял большой киот с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. В 1558 году в Нарве шведы-лютеране варили пиво в котле и в качестве дров бросили в огонь две иконы – Тихвинскую и Николы Чудотворца. Котёл взорвался, начался пожар и выгорела половина Нарвы. Завидев пожар, воевода Алексей Басманов, сподвижник Ивана Грозного, не растерялся, посадил стрельцов на лодки, и они отбили Нарву у шведов. Кстати сказать, после этого и началась Ливонская война, когда наши освободили также Дерпт (русский Юрьев) и другие города. Продлилась эта война 25 лет. Так вот, захватив Нарву, русские стрельцы обрели и те две иконы, которые в огне не сгорели. Царь Иван IV распорядился привезти их в Москву, и там иконы носили по городу с крестным ходом. Затем их привезли сюда. Тихвинскую определили в этот храм, а для иконы Николы Чудотворца рядом построили небольшой Никольский храм – позже его покажу.
А дальше вот что было. Когда Пётр I освободил Нарву от шведов, то распорядился тамошний главный храм Девы Марии, построенный ещё первыми ливонскими рыцарями, переосвятить по-православному, и он стал Преображенским собором. Туда и поместили чудотворную Тихвинскую икону. Во время войны собор полностью разбомбили, но икона снова спаслась – и сейчас она находится в Нарве в Воскресенском соборе. А чудотворный образ Святителя Николая исчез. Здесь, в Ивангороде, близ кладбища был женский монастырёк из двадцати монахинь, и когда в 1942 году они уезжали из города, то взяли икону с собой. Как мы ни искали, но следов не нашли…
– То есть чудотворный Тихвинский образ в разное время пребывал и в Нарве, и в Ивангороде, – говорю, – и вы имеете право приносить его к себе на какое-то время? Торжественно, с крестным ходом?
– В советскую пору такое было невозможно, крестные ходы не разрешались, а сейчас сложность в том, что православные в Эстонии находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но у нас есть другой Тихвинский образ, он пришёл в этот храм ещё при прежнем настоятеле. На оборотной стороне его написано, что сотворена икона в Тихвинском монастыре с первоначального образа мера в меру в 1835 году. Нашли её на чердаке, у цыган вроде.
Слушавшая батюшку свечница уточнила:
– Это не цыгане были, а баптисты. Ирина Николаевна рассказывала, что муж её, архитектор, делал проект для баптистов и нашёл икону.
– Да, дом у баптистов купили, – вспомнил игумен, – и на чердаке нашли. Представляете, 1835 года, это когда ещё Пушкин жив был. Причём икона мерная, то есть точная копия по размерам. А ещё нам пожертвовали две иконы потомки солдат и офицеров Северо-Западной армии Юденича, которые живут за границей. Один образ сделан с картона художника Васнецова к росписи Князь-Владимирского собора в Киеве, и он как-то связан с историей Белого движения. А второй образ – список с Нерукотворного Спаса, главной святыни гвардейского Преображенского полка, которая сейчас находится в санкт-петербургском Преображенском соборе. Это молебная икона самого Петра Великого, он всю жизнь её с собой возил.
К нам приезжал из Франции Сергей Рунге и рассказывал, что, когда на территории крепости был госпиталь Северо-Западной армии, в нашем храме белогвардейцы молились, в том числе и генерал Юденич.
ЕВАНГЕЛИЕ БЕЗ ОБЛОЖЕК
Проходим дальше по храму, игумен Довмонт показывает:
– А вот эти киоты делал мой знакомый Иван Гладков – он внук отца Анатолия Малинина, который был настоятелем Филипповского храма, единственного действовавшего в Новгороде в советское время. Позже его сын Иван был моим преподавателем в духовной семинарии, а с другим его сыном, Константином, я учился в художественном училище в Калинине, ныне Твери. Через него мне многое открылось.
Было мне 17 лет, когда там, в Калинине, стал я ходить в Белую Троицу – это самый древний храм из сохранившихся в городе, и был он тогда единственным действующим. Смотрю, на службе стоит парень, знакомый по училищу, и тоже на меня смотрит. Подружились. Потом он пригласил к себе в Новгород на каникулы, а у его отца, священника, была шикарная библиотека с дореволюционными изданиями, у меня аж глаза разбежались: Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, «Столп и утверждение истины» Павла Флоренского.
– А в храм вы почему пошли, был какой-то толчок? – спрашиваю игумена.
– Началось с того, что когда я в 1985 году поступил в училище, то в общежитии мне не понравилось – там был бедлам. И я снял комнату. Хозяйкой квартиры оказалась маленькая ростиком старушка, баба Вера. Ум ясный, память – дай Бог всем нам. На стене у неё висела грамота об окончании церковно-приходской школы вместе с портретами царя Николая II вверху и по бокам Ломоносова, Пушкина и так далее. Эта приходская школа – единственное, что она окончила, но грамотность и эрудированность её были поразительны. Регулярно в квартире бабы Веры собирались женщины, задавали ей вопросы – и она отвечала, рассказывала о Священном Писании. А поскольку комната моя была за тонкой перегородкой, то и я как бы присутствовал на этих беседах. Дала она мне почитать житие Святителя Николая и Библию – толстую, ещё дореволюционную. Это мне очень повезло, поскольку Библию тогда нигде нельзя было купить. В храмах ведь лишь свечки продавали, даже акафистов святым не было – их на пишущей машинке перепечатывали.
Начал я читать с самого начала, с Ветхого Завета, и почувствовал, что погружаюсь в такую древность – и какое отношение это имеет к нам, России? В общем, дочитал я только до книги пророка Исайи. Потом, после каникул, я жил уже на другой квартире, и мой двоюродный брат Гена принёс Евангелие, оставшееся от его умершего сослуживца: «Лёха, ты же любишь исторические книги читать. Вот тебе историческая». Евангелие было без обложек и с утраченными страницами, целиком сохранилось только Евангелие от Матфея. Вот тогда, прочитав, я понял, какое отношение всё это имеет к России: «Да это же наше, всё это я знал словно в другой жизни!» Особенно поразили меня в книге предательство Иуды и муки Христа на кресте. Так я воспринимал. Но вскоре, когда мы в колхоз поехали на картошку, я увидел и понял, что всё описанное в Евангелии – это правда жизни, всё это существует доныне…
Повезли нас на картошку в село Чамерово Весьегонского района. Это страшная глушь, в 300 километрах от Твери. Там, кстати, до сих пор живут православные карелы, бежавшие на Русь от притеснения шведов-католиков. Зашёл там в большой красивый храм во имя Казанской иконы Божией Матери – и почувствовал, что попал домой. Стал ходить туда, и это чувство – что я дома – было со мной неотступно. А народу на службах почти никого, только бабушки на клиросе пели. Да баба Надя, к которой в дом меня на постой определили. Она оказалась церковницей, деревенских покойников отпевала. Говорит мне однажды: «Вижу я тебя на службах, молишься, а крестное знамение на себя не накладываешь». Отвечаю: «Так я некрещёный». Удивилась: «Так мы тебя покрестим!» Поговорили с настоятелем отцом Александром Мискиным, чувашом по национальности, и он крестил меня после всенощной на Рождество Богородицы. Сказал: «Завтра на литургии я оставлю на престоле частицу для тебя, ты после работы зайдёшь и причастишься. Только шесть часов не кушай». Назавтра с утра такой дождь начался, просто ливень, и нас от работы освободили. Так что я прибежал к началу литургии и причастился как положено.
– Это же в советское время было, – прерываю рассказ игумена. – Как ваше родители восприняли крещение?
– Отрицательно. Мой папа служил в Псковской десантной дивизии, был офицером, а потому состоял в компартии. И он, узнав, что я в церковь хожу, подумал, что у меня с головой не в порядке, всерьёз хотел показать врачу. Увидел у меня Евангелие – то самое, без обложек – и заявил: «Это же антисоветская пропаганда!» А мне ещё дали книгу с пророчеством Иоанна Кронштадтского о России, где есть и про Ленина, и про расстрел Царской Семьи. Маме говорю: «Мама, а ведь Ленин преступником был». Она на меня так посмотрела: «У тебя нет ничего святого!»
Батюшка смеётся. Спрашиваю его, чем же семейный конфликт закончился.
– Отец сдался: «Ладно, верь как хочешь. А иначе я сына потеряю». В ту пору я ещё больше утвердился в вере – когда съездил в Тамбов к двоюродному брату Гене. Его дядя, мамин брат, был баптистским пресвитером, и у них в доме проводились религиозные собрания, на которых невольно и я присутствовал. И что меня поразило: их проповедники постоянно убеждают паству и себя самих, что единственная истинная вера – у них, они сами истинные, а все остальные кругом погибают. А в православном храме совсем другое – там никто ничего мне не доказывал, не убеждал. Люди стоят и молятся Богу. То есть происходит их личное богообщение. И я понял: в православии Богу не нужны какие-то защитники, адвокаты. Иди молись – и делай добрые дела. И такой покой, такое спокойствие в этом заключены! И такая радость от понимания этого!
БИТВА ДЛЯ МОНАХА
– Получается, нам и миссионерствовать не надо, люди сами в храм придут? – уточняю у игумена.
– Миссия нужна, но совершаться она должна по Евангелию. Христос ведь что апостолам сказал? Когда приходите в какой-то город, находите дом, который достоин, и пребывайте в нём. И если вас, вашу проповедь примут, то это хорошо. А если не примут, то отряхните землю с ног ваших, когда будете уходить из города. Христос же не сказал им, обойдите все дома в городе и везде проповедуйте. Кому надо, тот услышит. Наш способ миссионерства – это благовестие.
– И как дальше сложилось у вас, когда родители смирились с вашей церковной стезёй?
– Я уже окончил училище, но продолжал ездить в Чамерово к отцу Александру. У батюшки была мысль, что я тоже стану священником, а перед этим обручусь с его дочерью. Семья у него традиционная, православная, и, кстати, родная его сестра, Феофания (Мискина), сейчас игуменья Покровского монастыря в Москве – того, в котором покоятся мощи Матроны Московской. И вот батюшка повёз меня к старцу архимандриту Павлу (Груздеву) за благословением, чтобы этот план исполнился. Отец Павел тогда болел, лежал в больнице. Стучимся в палату, входим. На кровати сидит в подряснике и скуфейке маленький такой старичок. На носу очки, в руке посох. Говорит: «Лёха, заходи! Чего такую морду отъел?» А я такой полный с детства, конституция у меня такая. И не знаю, что сказать, никогда ведь старцев не видел. И думаю: «Откуда он имя моё знает?» Выручила медсестра – зашла вслед за нами и сказала, что надо бы укол сделать. Отец Павел встал, подрясник задрал: «Давай, давай, ж..пы не жалко». И при нас ему укол сделали. Когда она ушла, отец Александр стал излагать свой план, мол, вот Лёша в храме у нас читает, благословите, может, ему матушку хорошую – имея в виду дочь свою. А старец рассмеялся: «Как же, спасёт его матушка! Нет, мы с Лёхой в монастырь пойдём». Было это в 1990 году, а в 92-м я уже принимал постриг у себя на Псковщине – в Святогорском Свято-Успенском монастыре, в Пушкинских Горах. И был я там первым пострижеником, поскольку его только-только передали Церкви. Патриарх приезжал, даже Ельцин по этому случаю там побывал, его на телекамеры снимали. Сейчас-то в монастыре многое поменялось. Первый наместник умер, и отец Палладий, который меня мантией покрывал, тоже ушёл. Из прежних остался один отец Александр (Гандау), да и то не в самой обители живёт, а в скиту, пчеловодит там.
– А почему имя вам дали необычное – Довмонт?
– Так это наш псковский князь святой. Княжить его в Псков пригласили в 1266 году, и он оставался там князем 33 года, до самой своей смерти. Случай по тем временам поразительный, поскольку приглашённые князья недолго держались в наших городах. Даже Александра Невского, на внучке которого Довмонт был женат, выгоняли из Новгорода, а в Пскове такие же вольные порядки царили. То есть народ его очень любил. И ещё он был умелым полководцем, как писали в хрониках, «на немец лютый до смерти».
– Наверно, чувствуете с ним духовную связь?
– После пострига я и запомнить-то своё имя не мог, а потом понял, что как раз Довмонт и есть мой святой. Всё время воевать приходится – то одно, то другое. Особенно это проявилось, когда спустя два года меня из монастыря отправили служить иеромонахом в Кобылье Городище. Это деревня на берегу Чудского озера. Считается, что она самая ближняя из поселений к месту Ледового побоища, и там, когда приехал, уже с 1992 года стоял памятник Александру Невскому и был Поклонный крест. Ехал я туда и не знал, что предстоит мне своё «побоище» – не чета, конечно, Ледовому, малюсенькое такое, как раз по моей духовной силе.
Надо сказать, что Кобылье Городище – поселение древнее. Ещё при Ярославе Мудром его разоряли немцы, потому в 1462 году Псковское вече решило поставить там крепость, и тогда же там построили каменную церковь Архистратига Михаила. Вот в ней мне и предстояло служить. Прежний настоятель оттуда уехал, и все белые священники, кого посылали на его место, долго там не удерживались. Стали посылать иеромонахов. В числе их был и отец Роман (Матюшин), известный духовный певец, но выдержал там только четыре месяца и уехал. И вот настал мой черёд. А поскольку я Довмонт, то прослужил там ни много ни мало пять лет.
– А битва-то какая там у вас произошла?
– Она может смешной показаться, но для смирения монаха самое то. Задолго до меня жила там при приходе монахиня Екатерина. И захотела она церкви завещать свою избушку. А поскольку церковь не обладала юридическим лицом, то завещать было невозможно, и тогда матушка переписала свой домик алтарнику Кириллу, мол, человек церковный, вот и будет домик церковным. И в нём после смерти матушки открыли гостиницу для паломников. Спустя время алтарник вышел на пенсию и заселился туда: «Мой дом по документам». Разгорелся скандал, и священник Владимир Степанов не выдержал, уехал оттуда. И все, кто приезжал на его место, не могли с этим Кириллом ужиться.
А при мне бывший алтарник ещё больше раздухарился: «Отдавайте мне баню, которая на территории храма, я помогал её строить, она тоже моя!» Ну, я твёрдо сказал ему: «Нет». Баня храму принадлежит.
И вот перед постом в Неделю о Страшном Суде служу я литургию. Дары выношу, и тут бабка забегает: «Батюшка, а почему вашу баню ломают?» – «Как ломают?» – «Так уже крышу сняли». Это Кирилл поставил ящик водки мужикам, и те баню разобрали, в другое место перевезли. Но недолго охальник праздновал победу, прибрал его Господь. Вот и вся история. Нам, монахам, главное что? Терпение и молитва, остальное же Сам Господь управит.
– А сюда как приехали?
– В 1999 году батюшка Николай Гурьянов, мой духовник, благословил меня получить духовное образование. Ведь когда меня постригали и рукополагали, я семинарий не проходил. Поехал в Санкт-Петербург к митрополиту Владимиру, который меня и рукополагал, когда был на Псковской кафедре. Он взял меня в Александро-Невскую лавру штатным священником. И там же я оттрубил восемь лет в духовных школах, кандидатскую защитил. Владыка перевёл меня в Николо-Богоявленский Морской собор, и в общей сложности был я в Питере десять лет. Почил местный настоятель, меня вызвали, сказали, давай туда. Нас же, монахов, не спрашивают.
– Здесь приход, наверное, небольшой?
– Жизнь в провинции иная, чем в столицах, поэтому здесь важнее не количество, а качество. В больших-то городах, в соборах, как бы проходной двор, как таковых общин-то и нет, есть только группы прихожан, которые друг друга знают, и единства я там не видел. А здесь у нас община, в общей сложности человек около ста. Все друг друга знаем, вместе праздники отмечаем. Обычно в воскресенье человек около 50 стоит, а в праздники побольше.
А так-то большой храм в Ивангороде, где и прихожан больше, – это на Парусинке Троицкая церковь, съездите туда.
Позже мы последовали совету игумена и съездили туда, на окраину города, – но об этом отдельный рассказ.
О ВОЙНЕ
Перед тем как проститься, Игорь спросил игумена:
– Здесь не боятся, что если война с НАТО начнётся, то первым делом по Ивангороду ударят?
– Опасения такие есть. Я давно говорил, когда ещё майдан в Киеве начался, что будет война. А сейчас неизвестно, что будет дальше. У нас был начальник погранотряда по фамилии Фидий – как у древних греков. И он на берегу Наровы поставил забор из колючей проволоки, запретил рыбакам с удочками там сидеть. И вот на той стороне по набережной гуляют люди, смотрят на забор. Будто он остановит танки! А там тоже готовятся, вдоль реки окопы вырыли, блиндажи построили. База натовская в Эстонии давно уже существует, а сейчас собираются строить ещё два полигона с казармами на 30 тысяч солдат, землю отвели в заповедном лесу под Таллином. Такое ощущение, что те, кто сейчас управляет Эстонией, сами жить там не собираются. В случае чего уедут, у них же недвижимость за границей.
Наверное, войны не избежать, поскольку на Западе кризис, их долларовая система рушится. Сами напасть боятся, так через других действуют. По сути, я думаю, всё сводится к противостоянию христианской цивилизации с антихристианской. Начиная со Второго Ватиканского Собора, который был в 1962 году, началось движение в сторону обмирщения религии, приспособления к новым нравам. Там не все в восторге от этого, но процесс идёт. Сейчас у них Папа из иезуитов, моет ноги трансвеститам. А что дальше будет?
Недавно в Швейцарии проходил католический съезд, решали, куда дальше двигаться, и выбрали путь в сторону понижения духовной планки, подстраивания под новые европейские ценности. В частности, под ЛГБТ, которые требуют Библию отредактировать. Уже для них выпущено Писание, где Бог не называется Он, а употреблено слово среднего рода. И про Содом и Гоморру, наверное, вымарают, во всяком случае уже сейчас проповедникам рекомендуется этот фрагмент не цитировать. Мой знакомый священник Александр Берташ служит в Бремене, общается с инославными, говорит: «Представляешь, на всех официальных приёмах у них только эта тема – кого можно венчать, кого нет».
А у нас другая напасть. Либерально настроенное чиновничество – в образовании, культуре, экономике. На месте, где стояли Знаменский и Никольский соборы и где у алтаря похоронен священномученик Дмитрий Чистосердов, 25 лет стояли деревянная часовня и Поклонный крест. И что же? Власти города их убрали, чтобы землю под торговый центр отдать.
– Это же всероссийский скандал! – говорит Игорь.
– Так и было. Писали мы в разные издания, репортажи там снимали. Я добился, чтобы на этом месте провели археологическую экспертизу, поскольку знал, что в XVIII веке там хоронили знатных горожан. Из Питера приехали археологи, сделали 12 шурфов и сразу нашли шесть захоронений и фундаменты храмов. А по закону если фундаменты целы, то исторические здания не считаются утраченными и там ничего другого строить нельзя. Так что на меня теперь те, кто за торговый центр ратовал, зло держат. Администрация пообещала новую часовню поставить, но вместо этого соорудила там что-то вроде памятника, такого непонятного. Вы потом сходите, подивитесь.
* * *
Мы так и сделали, простившись с батюшкой. На месте часовни – железный арт-объект со сделанными по трафарету фигурными вырезами. Железо заржавело, и всё выглядит ужасно. Рядом что-то вроде будки тоже из железа, покрашенной чёрной краской. В стенах её тоже фигурные вырезы – в виде сионских шестиконечных звёзд. Пытаюсь остановить прохожих, чтобы спросить их мнение обо всём этом, но они пробегают мимо. Только одна женщина с ребёнком остановилась.
– Небольшой опрос делаем, – говорю. – Как вам эта композиция?
– Ха-ха, – смеётся женщина, – где-то я это уже слышала. Ну, оригинально, что могу сказать.
– А то, что ржавая, ничего?
– А там ржавчина? Я думала, такой цвет особый. Для меня нормально. Дело в том, что мы недавно сюда приехали и сравнивать не с чем.
– А знаете, что раньше здесь часовня стояла?
– Не знаю, я всего год здесь живу.
– А этот знак знаете? – показываю на звёзды Давида.
– Офицерская звезда, – вдруг отвечает сынок женщины.
– Нет, сионская, – поправляет Игорь. – Символ еврейского государства.
– Хотела сказать, да название забыла, – кивает женщина. – Да мне это и не нужно.
– А что у тебя за причёска такая? – Игорь обратился к подростку, показывая на хвостик на голове.
– Это петелька для мальчиков, – отвечает.
Засим и распрощались.
Наверное, прав игумен Довмонт: Ивангород теперь город приезжих. Но времена нынче такие, что всем надо крепко держаться за землю, вспоминать свою глубинную историю. Иначе крепость не устоит.
ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ФОТОГАЛЕРЕЯ
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий