Возвращение Успенки

Приближается праздник Успения Божией Матери, который очень любим в народе. Кажется, будто и природа откликается на его светлую печаль: прощально пламенеют поздние цветы, расстаётся с веткой жёлтый лист, отдыхают поля, отдав труженикам урожай. Природе ли не знать, что такое успение! Она не умирает осенью, а лишь засыпает, чтобы пробудиться весной. Успение – это прощание, но это и надежда на будущую встречу. Богородица, предчувствуя скорую кончину, сказала всем, кто Её любил: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

Успенский храм в Кондопоге до пожара

В честь этого праздника на Руси издавна ставили прекрасные храмы, да так крепко, что веками стоят. У нас, на Русском Севере, любили строить из дерева. Вот только деревянный храм не так долговечен, как каменный, угрожают ему и дожди, и ветра, а ещё пуще – огонь. Знали это наши предки – и всё же возводили храмы один краше другого, прославляя Бога.

Чудом из чудес называли Успенский храм в карельском посёлке Кондопога. Он был построен 250 лет назад, а ровно пять лет назад… Но обо всём по порядку.

В тот ясный августовский вечер по глади Онежского озера скользила лодочка – местные ребята решили прокатиться. «Как красиво!» – восхитилась одна из девочек, показывая на стройный силуэт старинной церкви на фоне заката. «Завтра её не будет», – ответил мальчишка из города, приехавший в Кондопогу на лето. «Почему?» – опешила девочка. «Завтра узнаешь», – был ответ. Конечно же, слова парня никто из ребят не воспринял всерьёз – красавица церковь стояла здесь, на берегу Чупа-губы, при их дедах и прадедах, благополучно пережив несколько войн, революций, годы запустения. «Завтра её не будет» – это всё равно что угрожать погасить солнце или осушить Онежское озеро… А наутро не то что Кондопогу – всю Россию потрясла весть о том, что Успенка, как её здесь называли, в одночасье погибла в огне, подожжённая тем самым мальчишкой… Это было подобно вести о безвременной кончине близкого человека. Ведь Успенский храм считался вершиной русского деревянного зодчества. Академик Александр Ополовников писал о нём в середине прошлого века: «Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь – лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее». Оплакивали её, погибшую в пламени, винили себя, что не уберегли. Страшно было смотреть, как факелом полыхала она на берегу – как ни спешили на помощь пожарные, не успели… Но ещё горше было не видеть на привычном месте её силуэт.

Казалось, шедевр деревянного зодчества утрачен навсегда. Но как всегда бывает на Руси – если очень захотеть, если поверить в почти невозможное и горячо об этом молить Бога, то из-под горстки пепла начинают пробиваться ростки нового. Церковь решили возродить! Потому что слишком она значима для России. Люди горячо откликнулись на призыв о сборе средств на возрождение святыни, причём крупные пожертвования приходили и от соотечественников-мусульман. На дело государственной важности власти России выделили необходимую денежную сумму. А как может быть иначе?

Это стало первым случаем в истории отечественной научной реставрации, когда берутся восстанавливать памятник, от которого остались практически одни головешки. Сохранились подробные чертежи, фотографии и рисунки храма. Да и не дотла он сгорел – сохранилось несколько десятков уцелевших в огне брёвен, резной столб… Будто письмо из XVIII века нынешним плотникам, инструкция, как правильно строить, чтобы на века. Да и наши плотники под стать прежним – вон какие храмы по всему Северу помогают реставрировать! А ещё было сделано важное открытие – на месте алтаря нашли часть более древней церкви – той, что была на этом же самом месте. Ведь сгоревший в 2018 году храм был уже четвёртым по счёту! Кто-то из батюшек мудро заметил: «Ничего, отстроим. Было четыре храма, будет и пятый».

Будем верить, что так и случится. Не зря же из всех икон Успенского храма уцелел именно образ Рождества Богородицы – во время пожара он как раз находился на реставрации. Вот и храм родится заново.

А мальчишку-поджигателя очень жаль. Ему жить с тяжким грузом на душе. Но как знать, вдруг он раскается… Даже если не простят его люди, для Господа слёзы раскаявшегося грешника дороже всего и милость Его безгранична.


Успенские храмы на Руси

• В начале XII века одновременно были возведены Успенские соборы в Суздале и Смоленске. Их пропорции повторили пропорции самого первого Успенского собора, который был построен в городе Киеве.
• Великий князь Андрей Боголюбский, перенеся столицу Руси из Киева во Владимир, выстроил на новом месте Успенский собор – главный храм этого города.
• Прославленный Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря на Вологодчине был построен в конце XV века, а расписывал его талантливый иконописец Любим Агеев со товарищи. Родиной Любима был город Кострома, который называют колыбелью царской династии Романовых.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий