Тряпка божия
У меня медленно заживает рана от воспаления на ноге. Ещё есть проблемы с пальцами ног и стопой. Боль постоянная, но я к ней почти привык. На то, чтобы сделать перевязку, уходит около часа – перевязываю сам. Происходящее удивляет: телу больно, а душе радостно, потому что вспоминаются слова Апостола Павла, который тоже чем-то страдал, возможно язвой желудка: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”».
С больными ногами я уже не могу ходить за грибами и на рыбалку, ничего не сажаю на огороде. Зато больше времени уделяю духовным беседам с теми, кого Бог пришлёт. Стараемся служить Божественную литургию каждый день. Когда пропускаем, чувствую себя виноватым. Ведь, слава Богу, есть и храмы в нашем скиту, и богослужебные книги, и есть кому петь. Готовясь к литургии, я с момента пробуждения пребываю в счастливом ожидании, а после службы бываю рад, что исполнил свой священнический долг, что мы помолились о мире, об Отечестве своём, о живых и усопших братьях и сёстрах.
Они по-прежнему с нами. Закладкой в Евангелии служит мне фотография, где мы стоим с матушкой Марией и нашей дорогой Людой Кучер – скоро год, как её нет с нами. Со мной все, кто был рядом в минувшие годы: Алексей Федотович и его супруга Мария Васильевна, Иван Супрядкин, Валера Елисеев, схииеродиакон Александр (Мамедов) и схииеромонах Кирик (Паршуков), Надежда Елькина и другие. Родные люди. Не стану перечислять живых, но они тоже со мной, даже когда нет возможности видеться.
Из-за болезни и возраста перестал суетиться. Появилось свободное время, которое стараюсь тратить во славу Божию. В соцсети «ВКонтакте» на своей страничке выкладываю «Духовные витамины» – записанные от руки или снятые на видео. Основанием для этих записей служат мысли святых отцов. Их мысли для современного человека – слишком твёрдая пища, так что пытаюсь размягчить, чтобы стали доступнее.
Но однажды на советы святого Макария Оптинского «Когда вменишь себя в ничто…» и Никона (Воробьёва) «Считай себя хуже всех, и вокруг тебя воцарится мир» пришёл комментарий от хорошего православного человека, моего старого друга: «Что, я должен стать тряпкой, считать себя хуже всех?» Он ощутил в переданных мною мыслях некую угрозу своему, дарованному Богом человеческому достоинству. Это заставило меня задуматься. Почему слова святого Макария и отца Никона меня не унижают? Если уж Христос сошёл с Небес и стал предметом оскорбления, оплевания, бичевания и распятия, о чём мне ещё мечтать, как не уподобиться Ему? Оттого говорю: я тряпка Божия, как и множество других пастырей и мирян. Ею – тряпкой – чистят грязь, протирают пыль, и тогда наступает порядок, смываются недобрые помыслы, их место занимают плоды Святого Духа: любовь, милосердие, долготерпение, благость.
Приходит на исповедь священник, угрюмый, несчастный. Я люблю этого человека. Он давно служит, построил храм, всё у него получается. Но ему кажется, что могло быть намного лучше, а пока неудовлетворительно. Унывает из-за этого, потому что страдает гордостью. После исповеди делюсь с ним своей теорией о Божьей тряпке. Когда ощущаешь себя ею, приходит радость, потому что тряпку нельзя унизить, оскорбить, можно даже наплевать на неё – она не возмутится. Такая у неё задача – принимать на себя всю грязь. Батюшка выслушал, понял меня, лицо его посветлело, и мы облобызались. Одна тряпка почистила другую тряпку, и слава Богу!
Приезжает на экскурсию бабушка, а с ней ещё семнадцать человек. Именно на экскурсию, я не оговорился. Они при встрече подчеркнули, что не паломники, приехали посмотреть скит. Говорю экскурсантам: «Знаете, я без молитвы не могу с вами общаться, поэтому мне нужно немного времени, чтобы отслужить молебен. Если желаете, можете зайти, поставить свечи». Стал служить молебен, и постепенно в церковь Блаженной Ксении зашли все восемнадцать – подать записочки, поставить свечки. Хотя все атеисты. Даже имена у некоторых нехристианские – советские. Это интеллигенция, которую Господь к нам привёл.
Такие люди у нас не впервые. Помню, из Клуба выходного дня тоже всё приезжали – и тоже неверующие.
После молебна прогулялись до реки, побывали в Голгофской часовне, которую они назвали волшебным домиком, приписав ей необычные – в их понимании – свойства. Потом вернулись, и вместе мы зашли в храм Святого Игнатия. Стали беседовать, и я понимал, что не лучше их. Просто Господь использует меня как тряпку, коли сам вызвался. Нужно этих людей протереть. Хорошо пообщались. Экскурсовод торопит: «Время вышло, автобус ждёт!» Но тут монахиня Мария зовёт на чай с мелиссой и вареньем. Люди просветлели, обещают, что ещё приедут частным порядком. Может, и правда приедут, если хватит сил.
На другой день появляются три женщины, похоже тоже очень далёкие от Церкви. Пообщались недолго. Приехал со своей общиной наш благочинный – иеромонах Александр (Митрофанов). Кто хотел, отправился на реку искупаться, с остальными пили чай и беседовали. Следом навещает иеромонах Иннокентий (Бенца) с прихожанами из села Чёрныш Прилузского района. Там, в глубинке, совсем другие люди, я даже подумал: «У них глаза как у святых».
– Как думаете, – спрашиваю, – где жизнь больше похожа на рай: в городе, где асфальт и развлечения, или в деревне, где ходить приходится в калошах, потому что слишком много грязи?
Почти все сказали, что в деревне лучше, но… почти все стремятся в город, не думая о его соблазнах, не понимая, что там происходит с людьми, как сильно они меняются. Помню, как относились друг к другу мои родители и соседи, как относились друг к другу мы с супругой и наши друзья. Сейчас этого нет. Отчуждение, враждебность даже между родными и близкими. Ушла культура отношений. Не нужно бы в город. Но мне никого не удержать, поток несёт нас всех к печальному концу времён. Не стану, однако, судить. Бесполезно, да и послушание другое мне дано. Господ хватает и без меня, в том числе и в Церкви, а Богу нужны тряпки.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий