“Здравствуйте, детушки!”
Ровно 33 года назад, в июне 1990 года, Русская Православная Церковь причислила к лику святых отца Иоанна Кронштадтского, уроженца Русского Севера. С тех пор иконы праведного пастыря появились в каждой верующей семье. Точно так же и при жизни о. Иоанна в каждом доме был его портрет. Силу его молитв ощущали на себе тысячи людей. А скольким нуждавшимся он помогал деньгами! Почитатели у отца Иоанна были по всей стране. Потому и называли его Всероссийским батюшкой.
Но даже когда отец Иоанн Сергиев ещё не был признан Церковью святым, долгие годы люди в трудную минуту просили его о помощи. И не только в России, но и за границей. Ведь после революции многие из наших соотечественников вынуждены были покинуть Родину и рассеяться по всему миру. Чудесных случаев помощи Иоанна Кронштадского русским эмигрантам даже до его канонизации было записано немало, и благодаря стараниям верующих отец Иоанн был прославлен Русской Зарубежной Церковью в 1964 году. За рубежом это было сделать проще, ведь там не преследовали за веру. А в нашей стране в эти годы снова разгорались гонения на верующих… Слава Богу, безбожное время закончилось.
В воспоминаниях русских эмигрантов о чудесной помощи отца Иоанна в 1920–1930 годы встретилось мне имя: «С.В. Животовский». Жена Животовского заболела и попала в нью-йоркский госпиталь. Там она рассказала своей соседке по палате, безнадёжно больной девушке-католичке, о знаменитом русском батюшке-праведнике, с которым её муж был знаком и даже хранит подаренный отцом Иоанном шёлковый подрясник на гагачьем пуху. В больших глазах девушки засветилась надежда на чудо. Она стала умолять принести в больницу этот подрясник и накрыть её им. Что и было сделано. Спустя два дня Животовский пришёл навестить жену и опешил: кровать девушки была пуста. «Что, умерла?» – упавшим голосом спросил он у жены. «Какое там! – засмеялась она. – Она выписалась и заявила, что больше болеть не будет!»
«Интересно, кем был Животовский? – подумалось мне. – Наверно, они с отцом Иоанном были близко знакомы, раз тот подарил ему такую дорогую вещь». Стала разузнавать – и выяснилась замечательная вещь! Ровно 90 лет назад, в июне 1903 года, Сергей Животовский сопровождал Иоанна Кронштадтского в путешествии из Кронштадта на родину батюшки – в село Сура Архангельской губернии – и обратно. Тысячи вёрст по озёрам, каналам и рекам!
Тридцать четыре дня провели они неразлучно. Сергей Васильевич был одинаково одарён и как журналист, и как художник-график – его задачей было вести путевые заметки и делать зарисовки. Свои очерки и иллюстрации он прямо с дороги посылал в газету «Петербургский листок» (остаётся только удивляться, как он это делал, ведь до эпохи Интернета было ещё без малого сто лет!). А позже издал отдельной книжкой «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским». С фрагментами из неё мы знакомили наших читателей (№ 805, август 2018 г.). Но ещё раз вспомним несколько живых картинок, запечатлённых Сергеем Животовским.
Вот проводы батюшкиного парохода «Любезный» в Кронштадте. «Трудно было отчалить от берега, так как провожающие со слезами на глазах, ухватившись за борт парохода, долго не хотели его отпускать. Когда же наконец пароход отделился от берега, из толпы раздался громкий голос: “Батюшка, родной! Я бедный чиновник, четыре раза добивался увидеть вас, и всё напрасно! Помогите, ради Бога! В семье у меня горе!”
Батюшка попросил подойти пароходу к пристани и передал просившему пакет с деньгами…»
«“Здравствуйте, православные, здравствуйте, дорогие детушки, здравствуй, матка, здравствуй, бабка!” Вот обычные фразы, с которыми обращается отец Иоанн к простому народу, когда наш пароход подходит к берегу. Целые сёла от мала до велика высыпа́ли навстречу нам и бежали по несколько вёрст, падая на колени, простирая к отцу Иоанну руки и крестясь. Встречалась по дороге изгородь – и пёстрая толпа, не задумываясь, карабкалась на неё, прыгала вниз и снова бежала за пароходом…»
С парохода бросали людям крестики, образки, сладости для детей. Одна девочка бежала очень долго, всё прося дать ей крестик. «Я попросил рулевого подойти ближе к берегу и, улучив удобную минуту, очень удачно бросил ей карточку отца Иоанна, – пишет художник. – Она подхватила её и, прижав к груди, всё-таки продолжала бежать, пока не кончился канал и не началось маленькое озеро».
Пусть святой праведный Иоанн Кронштадтский и нас вдохновит, как ту неутомимую девочку, неустанно следовать за Христом.
Отче Иоанне, моли Бога о нас!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий