Блюдите, яко опасно именуете
Валерий ВАЛЕНТИНОВ
Эта история длилась более полугода. Переименовывали реку Шайтанку, протекающую через город Салехард, центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Как известно, шайтаном в исламе называют злого духа, чёрта. Поэтому понятно, что смущало некоторых салехардцев.
Само по себе название реки «в честь» нечистого духа не уникально. Шайтанки есть в Татарстане и Свердловской области. Есть река Бесовка в Смоленской области. Есть Чёртова река на Таймыре, Чертовская – в Калужской области. Исторически связано это было, как правило, с тем, что первопроходцы-христиане, дававшие речке название, встречали на её берегу идольское капище. Именно таковы корни названия у ямальской речки.
Но особенность ситуации с Шайтанкой, протекающей через центр Салехарда, в том, что ещё в 2012 году на её берегу стали строить кафедральный Преображенский собор, а точнее целый соборный комплекс. А нынче летом его собираются завершить и освятить – в крестильне уже работает система подогрева пола, уже и купель сделали из мрамора, привезённого из Греции… Кроме того, в 2011 году на берегу была возведена и соборная мечеть.
18 марта за подписью премьер-министра Михаила Мишустина переименование состоялось. Но это была уже последняя ступень проделанной ранее работы. Началась она формально в начале сентября 2022 года с письма общественной организации «Военно-исторический клуб МВК им. И.С. Шемановского» в Городскую думу Салехарда.
«Изначально название Шайтанка появилось из-за “трудностей перевода”, – писал председатель клуба. – Проживающие в регионе народы назвали реку Луньхаут-Юхан, что переводится как “Божественный водоём”. Однако “пришлые” народы, среди которых не последнюю роль играли татары, воспринимали языческих божеств как шайтанов, отсюда и появилось название». «На берегу реки формируется духовный центр Салехарда: достраивается православный кафедральный комплекс, действует соборная мечеть города, и самое время уйти от двусмысленного имени реки», – говорилось в обращении общественников.
Надо заметить, что предложения переименовать Шайтанку звучали и ранее, но власть на них особого внимания не обращала. Местные жители не поверили, что переименование депутаты затеяли по инициативе каких-то там общественников из клуба, считают, что на это намекнули властям из Патриархии. Так или иначе, депутаты вынесли вопрос о возможном переименовании на голосование с помощью местного интернет-портала «Живём на Севере»…
…И в результате на полгода затормозили принятие очевидного, кажется, решения.
За это время в пользу изменения гидронима на Преображенку высказались уже и Патриархия, и Духовное собрание мусульман России. И слава Богу, всё завершилось к общему согласию.
Уже не менее четверти века живём мы в окружении Интернета, как само собой разумеющееся воспринимаем его в качестве инструмента общения. Но некоторые до сих пор почему-то считают: раз это удобно для общения, то годится и для выявления общественного мнения. Нет ничего более далёкого от истины!
Нужно примерно представлять себе психологический портрет типичного посетителя форумов и чатов, особенно социальных сетей и мессенджеров, чтобы убедиться в этом. Как правило, мы имеем дело с невротической личностью, которой до всего есть дело, которая суёт свой нос по поводу и без повода в любую тему обсуждения, причём делает это с высочайшим эмоциональным накалом – вплоть до грубых оскорблений. Другая часть сетевых активистов – разного рода «борцы», которые при любой возможности стараются разделить общество на «правильных» и «провластных», – и своих норовят немедленно возглавить и использовать в различных, обычно политических, целях. Плюс к тому существует масса специалистов по всякого рода «накруткам» при голосовании в сетях, по привлечению «групп поддержки» и пр. В результате даже не анонимное голосование превращается в фарс.
В случае с Шайтанкой так и вышло. Было предложено восемь вариантов переименования: Светлая, Духовная, Священная, Мирная, Божественная, Преображенка, Дружба и Ямалка. Но поднялся неистовый гвалт! Немедленно обнаружили себя «коренные ханты», которые парадоксальным образом бросились отстаивать, казалось бы, прямо оскорбляющее их «историческое» название. Возникли какие-то альтернативные, непонятно кем модерируемые сетевые опросы, которые, конечно же, показывали решимость горожан «отстоять нашу Шайтанку». Но реальными участниками голосования обозначили себя 544 человека. За Преображенку выступили 159 человек, против – 112.
Вопрос был закрыт.
* * *
Но вопрос – более широкий – остался открытым. Не пора ли прекратить заигрывать с якобы «объективным инструментом» в виде интернет-опросов? Ничего более субъективного, как мы давно уже убедились, придумать невозможно; а между тем зачем-то ведь существует у нас институт представительной демократии. Депутаты, как предполагается, держат непосредственную связь с людьми – и далеко не только и не столько с блогерами с их невротическим активизмом. Если возникает вопрос, тем более такой деликатный, связанный с духовной сферой – вот Церковь, вот мусульманская умма (по крайней мере, российская и региональная её части), – идите к ним (а они с народом связаны ещё крепче) и советуйтесь в первую очередь с ними. И не пытайтесь играть в «народное волеизъявление», а берите ответственность на себя, принимайте решение прямо, не дожидаясь лукавой цифири из монитора.
Быть может, на то нам и дана была эта небольшая общественная встряска. Её урок: нельзя отдавать важнейшее дело наименования и переименования топонимов – реальных земных объектов – в мутные воды Интернета. Слишком это серьёзное дело. Мы ведь отлично знаем, какого рода духовные существа могут рождаться и в обилии рождаются из таких вод. Впрочем, касается это и многих других вопросов.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий