Возвращение праведного Александра

25 июня в Вологде произошло значимое событие – перенесение мощей праведного Александра Вологодского. Наш корреспондент побывал в Вологде и вместе с подробностями этого события расскажет вам о том, как происходило обретение мощей год назад и вообще что из себя представляет чин обретения мощей в Церкви.

 

Праведник

О жизни праведного Александра Баданина наша газета рассказывала ещё до его прославления («Господи, вот человек…», «Вера», № 311, июнь 1998 г.). Но уже почти четверть века минуло с той публикации, поэтому напомним, кем же он был.

Родился Александр Баданин 2 августа 1843 года в Никольске, в семье дьякона. Сиротой он стал в 12 лет – скончалась его мама. Ища утешения, мальчик часто посещал Дуниловскую мужскую пустынь на реке Юг – о её истории мы тоже рассказывали, по итогам экспедиции в Никольский район. В двадцать лет Александр окончил семинарию в Вологде и стал преподавать в духовных училищах Вологды и Тотьмы. С 1891 по 1905 год был настоятелем вологодской церкви Вознесения на Извести, одной из самых бедных в городе, так что она даже стала приписной к храму Покрова на Торгу. Между тем у отца Александра на попечении были три дочери, а своего дома не было, семья снимала у купчихи Димитриевой маленький флигель – перестроенный под жильё курятник.

Отец Александр так рассказывал о своём служении от третьего лица: «Одному батюшке дали очень бедный приход, матушка плакала и говорила, что на этом приходе мы с голоду умрём, батюшка успокаивал её. Стал он усердно служить, старался прочувствовать слова молитв и возгласов, проникаться чувством и смыслом читаемого. Его чувство стало передаваться богомольцам, которые стали молиться с ним усердно. И народ пошёл к его службам, полюбил его храм и батюшку, понёс ему и от щедрот своих; доход причта стал лучше других».

Вознесенская церковь, где служил прав. Александр

И в самом деле, окрестные жители стали чаще ходить в храм, потому как настоятель служил литургию каждый день, а ещё – молебен Животворящему Кресту, читал акафист Страстям Христовым, служил частные молебны и панихиды. Верующие по молитвам отца Александра получали исцеления – число почитателей старца росло. Праведный Иоанн Кронштадтский, бывавший в Вологде проездом по пути в село Сура, всегда советовал вологжанам обращаться к отцу Александру. Притом сам старец не любил, когда о нём отзывались как о прозорливом.

В 1905 году отец Александр из-за слабого здоровья подал прошение об уходе за штат. Последние восемь лет жизни из-за болезни старец не мог передвигаться самостоятельно, принимал людей сидя, а позже и лёжа в постели. Бывали дни, когда он принимал до двухсот паломников. По свидетельству духовных чад, «входящих он благословлял, но своей руки целовать не давал, а велел прикладываться к руке преподобного Серафима, громадный образ которого был помещён на одной из стен. Потом сажал гостей рядом с собой и начинал ласково, по-отечески беседовать. Не всегда отвечал прямо. Иной раз юродствовал».

За год до кончины однажды утром, когда никого не было дома, он вдруг встал с постели и отправился в кафедральный собор, а затем – в свою Вознесенскую церковь. Там он в последний раз со слезами приложился к иконам, обошёл храм и вернулся домой. Матушке своей сказал, что решился на этот шаг по заступничеству целителя Пантелеимона.

Похоронили старца на Горбачёвском кладбище Вологды, близ Лазаревского храма.

Многие годы верующие приходили на Горбатое поле к могиле отца Александра и получали здесь исцеление. Около высокого белого креста с иконкой всегда теплилась лампадка, могила утопала в цветах. Было собрано немало свидетельств об исцелениях по молитвам старца Александра. А в 2000 году Церковь причислила праведного Александра Вологодского к лику святых; память установлена на день его кончины – 23 марта.

Такова вкратце история жизни святого.

Обретение

Наша беседа с ключарём Воскресенского собора Вологды отцом Сергием Зяблицким проходит в соборе за несколько дней до перенесения мощей. Сами мощи находятся в деревянной гробнице в главном приделе храма и доступны для поклонения. Очереди к ним нет, но люди подходят к мощам, читают молитву святому. Прошу отца Сергия рассказать посмертную историю отца Александра Баданина, когда возникла мысль о его прославлении, а затем и обретении мощей.

Иерей Сергий Зяблицкий

– Почитание отца Александра Вологодского началось ещё при жизни. Он был в начале прошлого века, что называется, старцем в миру. Народ приходил к нему как к прозорливому батюшке, который даст совет или какое-то предсказание на будущее, предостережёт от чего-то. Он утешал матерей, которые плакали о своих сыновьях, воевавших в русско-японскую войну, – не плачьте, слёзы зря не проливайте. Это почитание осталось и в советский период: храмы были закрыты, но к его могиле приходили люди и просили у него помощи. Слава Богу, можно было спокойно прийти помолиться на его могилу возле Лазаревского храма.

Молва о помощи отца Александра распространялась, и народное почитание продолжалось весь ХХ век, а в 2000 году отца Александра прославили в качестве местночтимого святого, была написана икона.

– Как всё-таки правильно называть праведного Александра: по месту прославления Вологодским или по фамилии Баданин?

– Наравне, в православном народе живёт святой праведный Александр Баданин и святой пресвитер Александр Вологодский. Фамилия, вообще-то, редко используется для поименования святых, ведь в основном святые у нас древние, а тогда фамилий у большинства из них не было. У нас в Вологде есть святой синодального периода – преподобный Феодосий Тотемский. Его монастырь в Тотьме называется по его фамилии – Спасо-Суморин. Редкий случай, такого больше не встретишь, чтобы фамилия была в названии монастыря.

Всё же верующим не очень удобно было молиться возле храма на могилке: открытое место – зной, дождь, мороз. Да и от злоумышленников она всё же не была защищена – разные бывают ситуации, случается, и выкапывают. Православному человеку было бы отраднее видеть святые мощи в храме.

– Но вот, кстати, если о злоумышленниках говорить: при советской власти могила праведного Александра без охраны пребывала? Ведь власти такое почитание не могло нравиться. Не было ли желания у них сровнять могилу с землёй или, например, бетоном залить, как это не раз случалось?

– Нет, милостью Божией. Может быть, в силу того, что он ещё не был канонизирован как святой. Не было многолюдных празднований памяти, почитание было частным. Люди ходили на могилки к своим родственникам, и кто знал, заходил почтить отца Александра. Кроме него, там покоится вся его семья – и матушка, и три дочери. И духовный друг иеромонах Фёдор. Кладбищенский Лазаревский храм, находящийся в нескольких метрах от захоронения, закрывался на очень короткий период, в 44-м году. Поэтому за могилкой всегда был присмотр церковной общины, за ней ухаживали.

Постепенно собирались свидетельства о чудотворениях отца Александра, данные о его жизни, о его почитании, которое ярко проявилось на похоронах – а отпевали его здесь, в Воскресенском соборе, при большом стечении народа. Все собранные данные были представлены на рассмотрение Патриарха и Комиссии по канонизации святых. В итоге Святейший Патриарх дал своё благословение на процедуру обретения. В светских кругах это называется эксгумация, а для православных – это обретение святых мощей.

– Хочу уточнить: 20 лет мощи прославленного святого находились в земле – и вот зашла речь об обретении. Чья это была инициатива?

– Вообще всякая инициатива исходит от верующего народа, и это предложение либо поддерживается, либо не поддерживается епархией. Двадцать лет – это тот период, когда в народе эти ожидания как бы вызревали. Сформировалась традиция: прихожане после службы – я помню это – подходили к могиле друг за другом и прикладывались ко кресту, который стоял в подножии. Хоть там и небольшой узенький проход между могилками. Мысль об обретении была поддержана священноначалием. Действительно, для Лазаревской церкви большая радость, что у них будет такая святыня в наше непростое время. Господь сказал: «Зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» (Мф. 5, 15). Чтобы этот сосуд Святого Духа, это великое сокровище, которое есть приобретение Церкви, было доступно, чтобы любой верующий мог питаться этой Божественной благодатью.

– Насколько я знаю, у отца Александра живы родственники…

– Да, нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) является родственником отцу Александру. Предки владыки Митрофана из села Байдарово Никольского района. Ожидается, что на перенесение приедут брат, племянник и сын митрополита. Владыка Митрофан принимал деятельное участие в обретении и тоже сорадовался этому событию, его родственники приехали в Вологду в день обретения и присутствовали при этой процедуре.

– Ещё в 2012 году на Синоде был утверждён порядок обретения мощей. Согласно ему, должен быть получен отчёт об археологических раскопках, медико-криминалистическое заключение и результаты молекулярно-генетического исследования останков. Всё это довольно хлопотные процедуры…

– Процедура обретения святых мощей включает выводы археологов, антропологов, судмедэкспертов, которые должны сказать, была ли тронута могила или нет, какие в ней останки, какого человека – возраст, рост. Но давайте по порядку.

Обретение мощей сопровождается священнодействием. Перед началом служится молебен Господу Иисусу Христу о ниспослании помощи Святого Духа. Затем во всё время раскопок до обнаружения мощей священники, чередуя друг друга, читают Евангелие. Ну и раскопки ведут священнослужители – достают из могилы эти мощи и освидетельствуют. Специалисты фиксируют все нюансы и этапы этого обретения. Место было известно, археологи сказали, что могила не тронута. Тем не менее нужно было антропологам и судмедэкспертам по останкам сказать, кто тут похоронен.

– Были какие-то особенные моменты, которые явно указывали бы специалистам, что это мощи святого Александра?

– У отца Александра сохранилась единственная фотокарточка, на которой он смотрит в фас. Сделали такую экспертизу: совместили фотографию прижизненную и снимок черепа. Пропорции глазницы, очертания скул и прочее совпало на 90 процентов. Сначала мы были в некотором удивлении, что не обнаружили в гробнице наперсного креста. А мы знаем из жития, что, хотя в то время белое духовенство не носило наперсные кресты, отцу Александру император преподнёс за заслуги наградной крест золотого цвета. Но отец Александр говорил, мол, меня случайно наградили, тут какая-то ошибка, и по смирению повесил этот крест к иконе Божией Матери. Теперь ясно, что отец Александр распорядился, чтоб похоронили его без этого креста.

– Какой официальный статус был во время обретения мощей у вас, чем лично вы занимались?

– Я был членом комиссии. Соответственно, принимал участие в поднятии этих мощей 10 июня прошлого года, непосредственно руководил на месте. Археологи стояли недалеко от могилы – она была ограждена, внутри лишь находилось несколько копателей, и кто-то, естественно, должен был процессом управлять. Процедура долгая – я был у могилы и отсеивал какие-то предметы, помогал археологам, доставал кости.

– Чем вам запомнилось поднятие мощей?

– Погода была солнечной, 18-20 градусов. Когда мы поднимали грунт, то столкнулись с тем, что он очень неустойчивый, так как это болотистая местность. Естественно, там был очень высокий уровень грунтовых вод, земля осыпалась. Пришлось напрячь силы и много времени потратить, это стало даже неким духовным испытанием, в котором нам пришлось проявить терпение.

– А кто копал?

– Копали с разрешения государственных властей, а делать это обязана была ритуальная компания. И хотя репутация гробокопателей традиционно не весьма хороша, настоятель Лазаревского храма, который подготавливал техническую часть, подобрал людей благонравных. Тем не менее они не касались ни гроба, ни останков, а только сняли верхний слой земли – дальше уже заступили священнослужители. Они и расчистили аккуратно гроб.

– В каком он был состоянии?

– Он был в приличном состоянии. И крышка гроба спустя сто с лишним лет сохранилась неплохо, потому что всё было сделано из качественных досок. Гроб был украшен тиснёным картоном, на котором были отпечатаны рисунки. Сохранились резные деревянные ручки на гробе, хотя они и отвалились. Как я уже говорил, это болотистое место, приходилось черпать воду…

– Можно сказать, что гроб находился в воде?

– Да, такова специфика того места. Несмотря на то что гроб был целый, в нём же были щели, попадала вода, а вместе с ней земля – всё было в земле. Исходя из того, что вода в этом месте то приходила, то уходила, она вымывала всю костную ткань, все минералы, и кальций в том числе, и они становились как бы невесомыми. Когда мощи были подняты, мы поняли, как своевременно это сделали, потому что их просто-напросто можно было потерять. Они могли элементарно рассыпаться.

Мы знаем, что в православном почитании есть тленные мощи и нетленные. Для членов комиссии была загадка: в каком состоянии эти останки? Это был вопрос не о значимости святыни, скорее просто о восприятии. Конечно же, было трепетное чувство, когда открывали гроб: это оказались костные останки. Сохранились усы и борода частично. На мощах святого Александра мы увидели Евангелие, тело было покрыто чёрным, истлевшим со временем воздýхом.

– Какого цвета были кости – белые? Спрашиваю это, потому что на Афоне при обретении останков это играет роль…

– Белыми кости становятся, когда находятся в песке, в сухом месте. А здесь болотная почва, она коричневатый оттенок придаёт. Мощи сначала были тёмного цвета, коричнево-чёрные. А при высыхании стали светло-коричневого оттенка.

– Читаемо ли было Евангелие, которое обрели вместе с мощами? То есть страницы-то разлепить можно было?

– Они были как бы единым пластом, и пока мы не предпринимали попыток их раскрепить. Само Евангелие было в деревянном переплёте, металлическая чеканка поверх которого заржавела и рассыпалась. Подняли ещё резной кипарисовый крест, который отец Александр держал в руках. Он сохранился достаточно неплохо. Впоследствии эти предметы будут отреставрированы и помещены, наверное, в экспозицию при храме.

– Что было дальше? Существует ведь чин омовения мощей? В прежние века во время чина малого водоосвящения освящение воды происходило через погружение в неё святых мощей, а не креста…

– Процедура обретения мощей состоит из нескольких этапов. Технической – это выкапывание из земли, потом открытие гроба. И все эти моменты фотографируются. Археологи и антропологи прикладывают свои различные специальные инструменты, чтобы снять размеры и прочее. Мощи доставались постепенно, сегментами, начиная с главы, с рёберной части, потом доставали руки, грудину, тазовую часть и ноги. Нужно было собрать всё, чтобы ничего не потерялось, а это было непросто, потому что всё находилось, можно сказать, в воде. Всё это первично промывалось святой водой, выкладывалось на белую ткань на специальных столах. Омытие совершалось с молитвой. Надо сказать, что при омытии остаются частички. Их опять погружают в эту землю – это же тоже святыня, она не должна попираться.

Воду вылили в то же место, где обретены были мощи. Таким образом происходило первое омытие мощей. Затем необходимо было их просушить. Для этого изготовлен был специальный деревянный ковчег. Уже над высохшими костями были проведены измерения. Соответственно, установлен возраст, пол. После этого мощи повторно с особым благоговением омывались специальным составом – смесью сухого красного вина с розовой водой. Ведь при похоронах священника тоже телеса омывают маслом, благовониями. Так же, как тело снятого с Креста Спасителя жёны-мироносицы хотели помазать благовониями. Тут у нас каждая косточка промакивалась, вытиралась насухо и складывалась в чистые пелены.

– И как долго длилось обретение?

– Мы начали, как я помню, в десять утра с молебна и где-то к часам восьми вечера закончили. Без перерыва, без обеда.

– А кто пел?

– Сначала хор храма. Потом уже только священнослужители читали Священное Писание – множество их изъявили желание поучаствовать, прийти помолиться. Был составлен график священников: приходили, сменяли друг друга. Подчеркну, это было общее дело нашей Вологодской епархии.

Потом были экспертизы в Москве, в Главном государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны. Всё, что можно было выяснить по костям, было представлено нам в заключении – факты в нём сходятся с жизнеописанием отца Александра. Таким образом, комиссия, которая обретала мощи, признала, что это мощи праведного Александра. Мы доложили об этом Святейшему Патриарху, и он наложил свою резолюцию – останки признать мощами, воздавать им должное поклонение – и благословил их для поклонения верующих перенести в храм Четырёхдневного Лазаря.

Перенесение

25 июня – день перенесения мощей – теперь уже позади, но в преддверии этого мы с отцом Сергием поговорили и о предстоящем событии.

– Да, уже совсем скоро, в день Собора Вологодских святых, состоится торжественное богослужение в Софийском соборе, в котором примут участие несколько архиереев и всё наше духовенство – около 70 священнослужителей. Потом мы с мощами отца Александра пройдём крестным ходом два километра с хоругвями и песнопениями в Лазаревский храм, к месту постоянного их пребывания.

Кремлёвская площадь Вологды. Справа – Софийский собор

К этому богослужению у нас особо готовятся. Изготавливаются специальные носилки с балдахином для святых мощей, их понесут несколько священников. Привлечён к этому фонд «Наследие Русского Севера», он занимается возрождением наших памятников культуры, а также возрождением духовных памятников, коим является и память наших святых. Он занимается маршрутом, сопровождением, подготовкой всего того, что необходимо для торжества. Конечно, это будет историческое событие для нашего города. У нас обретение мощей всенародно, всецерковно не проводилось, наверно, никогда. Если вспомнить Антония Вологодского, то его мощи обретали музейные работники – всенародного праздника не было.

– Скажите, а что потом будет на месте могилы?

– Как я сказал уже, это общее захоронение, в ограде лежат родственники отца Александра. Поэтому место, конечно же, сохранится. Само место могилы отца Александра останется пустым. Во время раскопок снимали брусчатку, убирали памятник. Сейчас там всё приведено в порядок: восстановлен крест надгробный, памятник – только к надписи о том, что на сём месте покоится священник Александр Баданин, будет прибавлена табличка: «На сём месте был погребён…»

– А старый гроб куда?

– Он тоже является святыней, как и всё, что соприкасалось с мощами. Впоследствии на досках от гроба будут написаны иконы святого Александра и они будут розданы участвовавшим в этом мероприятии.

– Скажите, отец Сергий, а в промежутке между обретением и перенесением мощи где хранились?

– После того как мощи святого Александра были омыты, положены в новую гробницу, они хранились в алтаре нашего Воскресенского собора. Её было видно, когда открывали Царские врата во время богослужения. Народ замечал, что рака стоит в храме, и кто-то любопытствовал, им отвечали, что да, это мощи Александра. Когда священники совершали богослужение, они кадили их, прикладывались к ним, но не было ещё благословения, чтобы этот гроб вынести из храма. Когда же в январе 2023 года благословение Святейшего Патриарха было получено, на праздник Торжества Православия было назначено явление мощей народу – состоялась служба, когда сослужили два архиерея: мощи были подняты с престола священнослужителями, вынесены Царскими вратами и поставлены в центре храма. Таким образом, у народа появилась возможность впервые прикоснуться к святыне. В тот день всем были розданы иконочки с изображением святого Александра – люди могли их приложить к мощам. Вот это первый момент явления. До сих пор эти мощи у нас находятся в храме, ждут 25 июня…

Временная рака прав. Александра Вологодского в Воскресенском соборе

– Сейчас мощи под стеклом, а тогда были открыты?

– Да, они были открыты, и народ мог прикладываться к ним. И сейчас мы их открываем, когда совершаем молебны – люди могут прикоснуться к плату, который лежит на главе святого Александра.

– Должен сказать, что сделана очень красивая рака из дерева…

– Она исполнена из дуба, по которому нанесена резьба. А внутренняя вставка, где лежат мощи, – из кипариса. Делали мастера-краснодеревщики из Рязани. Уже заказана ещё одна рака, тоже дубовая, тоже с богатой резьбой, но более праздничная и нарядная – мощи святого Александра после перенесения будут переложены в неё. Она же будет стоять и в Лазаревском храме…

Торжество

И вот праздник! Центром празднества стала литургия в Софии Вологодской. Сослужили архиереи из Вологды, Ростова, Мурманска, Костромы и других мест, священники и монахи. Присутствовали и чиновники: губернатора не было, зато присутствовала его зам, был мэр Вологды. Важно ли это – про чиновников? Наверно, да, потому что праздник ведь был церковно-государственным. Во время богослужения были вознесены особые прошения о Российском воинстве и о мире, а правящий Вологодский митрополит Савва возгласил молитву о Святой Руси. Много было и мирян: причащались из пяти Чаш. В крестном ходе на Горбачёвское кладбище несли киликийский восьмиконечный крест – чтимую святыню города Вологды, украшенную резными на кости образами Вологодских святых.

Праздничное богослужение в Софийском соборе

 

 

Крестный ход с мощами св. Александра выходит из Софийского собора

 

Крестный ход под звуки колоколов (звонница ехала в кузове автомобиля) двигался почти тем же путём, которым 110 лет назад, в 1913-м, несли гроб с телом священника Александра Баданина. Так замыкался исторический круг. Шествие, выйдя с Соборной горки, завершилось перед входом на территорию Горбачёвского кладбища, возле храма-часовни Преподобного Герасима Вологодского. Здесь к его участникам обратился владыка. Он отметил большое значение нынешнего праздничного события не только для жителей Вологодчины, но и для всего Русского Севера. Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва считает, что в непростое время, которое переживает наша страна, крестный ход в Вологде может способствовать оздоровлению духовной обстановки, объединению нашего народа. «Пусть святой Александр Баданин станет помощником и покровителем для всего Русского Севера, наполняя наши сердца миром, любовью и благодатью», – сказал он.

Процессия вносит мощи на Горбачевской кладбище

 

Путь к храму был выложен свежескошенной травой и украшен цветами. В Лазаревском храме под колокольный звон святые мощи переложили в новую раку, отделанную внутри бархатом, с надписью: «Святый праведный отче наш Александре, моли Бога о нас!».

Фото О. Зажигина и И. Иванова

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий