Символ жизни

История пасхальных яиц

Святая Мария Магдалина с пасхальным яйцом. Рисунок: pic.rutubelist.ru

Нам неизвестно, когда появился обычай красить яйца перед праздником Христова Воскресения.

Есть, правда, хорошо известное предание о том, что первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. По прибытии в Рим для евангельской проповеди она отправилась ко двору и протянула в подарок властителю половины мира не драгоценность, как было принято, а обычное куриное яйцо, воскликнув: «Христос воскресе!» Монарх в ответ высказал сомнение в том, что кто-либо может воскреснуть из мёртвых: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это яйцо покраснеет». Но не успел он договорить, как яйцо стало красным.

Нужно сказать, что Тиберий был не худшим из правителей той эпохи. Чуждый властолюбию, он оказался на троне не по своей воле. Жестокость проявлял лишь вынужденно, когда его совсем уж допекали, и единственный из римских императоров не желал, чтобы ему поклонялись как живому богу. Поэтому, хотя легенду о подарке святой Марии никак не подтвердить, исторической правде она всё-таки не противоречит. Вот почему греки по сей день красят яйца только в красный цвет и не наносят на них никаких рисунков.

Но предметом сакральным яйца стали для людей задолго до Рождества Христова. Страусиным яйцам, украшенным резьбой и найденным в Африке, по мнению археологов, шестьдесят тысяч лет. Пять тысяч – обнаруженным в захоронениях. А древние египтяне обменивались раскрашенными яйцами каждую весну во время разлива Нила, подвешивая их затем в своих святилищах. Яйца – как настоящие, раскрашенные, так и сделанные из дерева, мрамора, золота – находят по всему миру. Издревле они считались символами жизни, а нередко и воскресения, так что христиане переняли традицию дарить их как богоугодную. Небо и земля во всём подобны яйцу, полагал византийский богослов Иоанн Дамаскин: «скорлупа – небо, плева – облака, белок – вода, а желток – земля». Ну и, конечно, традиция разбивать яйца напоминает нам о восстании из гроба Спасителя.

Впервые обычай красить и дарить яйца на Пасху был описан в рукописи Х века, хранившейся в библиотеке монастыря Святой Анастасии близ Фессалоник. Там рассказывалось, что после праздничной службы игумен, целуя братию, должен раздавать яйца со словами: «Христос воскресе!» В тексте XIII века говорится, что настоятель может подвергнуть наказанию монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Это говорит о полном отсутствии сомнений в благочестивости обычая.

* * *

В средневековой Москве главное богослужение совершалось в Успенском соборе в присутствии царя. По окончании литургии Государь прикладывался к образам, подносимым духовенством, лобызался с отцами и дарил им красные или золочёные яйца, ярко расписанными цветами, птицами, зверями. При Алексее Михайловиче для раздачи на Пасху готовили до 37 тысяч яиц: куриных, лебединых, гусиных, утиных, голубиных, а также деревянных, костяных и каменных.

В 1664 году художник Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в столицу, где получил заказ, а два года спустя привёз ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту «цветными красками разными добрыми травными образцы». Понятно, что трудился он не один. Царский иконописец Богдан Салтанов в 1675 году поднёс Государю «три блюда – на одном из них пять яиц гусиных, травчатых, золочёных, на другом – семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем – семь курячьих, золочёных сильно; а ещё ящик за слюдою, а в нём сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками». А ещё были мастера Оружейной палаты, имелось своё производство в Холмогорах, где яйца из кости делают по сей день.

В XVIII веке появились яйца из фарфора, изобретённого заново мастером Дмитрием Виноградовым. Первое пасхальное яйцо он сделал на Пасху 1749-го, записав в дневнике: «Яйца точили и формовали». Выпускал их потом Императорский фарфоровый завод вплоть до революции. В 1799 году было изготовлено 254 яйца, в 1802-м – 960, к Пасхе 1914 года сделали 3 991 фарфоровое яйцо, в 1916 году – 15 365 штук, в том числе для подарков воинам. Случалось, дарили в XIX веке и бриллианты, сапфиры, рубины, выточенные так, что были похожи на крохотные яички, а также дарили подходящие для такого случая жемчужины. Староверы предпочитали яйца из дерева с изображением «Сошествия во ад Спасителя» на одной стороне яйца и тезоименного святого (в зависимости от того, кому предназначен дар) на другой.

Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода. Фото: Фото_www.liveinternet.ru

Про яйца Фаберже, которые дарили родным императоры Александр III и его сын Николай II, мы неоднократно рассказывали. Но самое чудесное творение в этой области принадлежало легендарному Ивану Кулибину. Часы в виде пасхального яйца в подарок императрице Екатерине Великой он делал пять лет. Она была так потрясена подарком, что приблизила мастера ко двору. С этого и началась его слава. В серебряном яичке был установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. Вот более подробное описание:

«В конце каждого часа звучат пасхальные мелодии и воспроизводятся пасхальные сцены: отворяются дверцы, расположенные в середине яйца, и взору смотрящего предстаёт чертог, в глубине которого подобие гроба Господня и дверь, заваленная камнем, а по сторонам два стража с копьями. Через полминуты в чертоге появляется фигурка ангела, камень отваливается и стражи падают ниц. Спустя ещё полминуты появляются две жены-мироносицы (фигурки отлиты из золота и серебра) и раздаётся мелодия “Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, повторяющаяся три раза. По окончании её двери закрываются. Тропарь Пасхи повторяется перед каждым часом, начиная с восьми утра и до четырёх часов пополудни, а в остальные часы заменяется другой мелодией: “Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость”».

В советское время изготовление пасхальных яиц продолжилось. Во всяком случае, в Нижнем Новгороде на колхозных рынках, как писал очевидец, «вы обнаружите подлинные россыпи, иначе не назовёшь, замечательного народного искусства. То будут деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой “химически-анилиновой” росписью. Это роспись сёл Майдана и Крутца».

Работы полхов-майданских мастеров. Фото: russianarts.online

Токари и художницы Полховского Майдана и Крутца взялись за дело ещё в начале века, но прославились в 20-е годы. Число конкурентов сильно поуменьшилось, но двум селениям хватило смелости продолжать радовать народ на Пасху. Даже в разгар гонений они рисовали на своих изделиях буквы «Х.В.». Кроме пасхальных яиц, начали делать ещё и матрёшки, но и тут не забывали о вере, среди роз, ромашек и колокольчиков рисуя церкви. Безбожники, похоже, махнули рукой, убедив себя, что народному искусству можно позволить больше, чем профессиональному, которое кормится на средства государства.

* * *

Когда-то яйца красили во всех христианских странах, но постепенно эта традиция начала уходить, практически полностью исчезнув во Франции и Италии. В Англии перешли на шоколадные яйца или расписывали пустую скорлупу. А вот жители Восточной Европы красят яйца с прежним воодушевлением – и православные, и католики.

В чешской Моравии девушки дарят пасхальные яйца парням, а близким, уехавшим на чужбину, их отправляют, чтобы не забывали о родине и семье. Кто красит сам, кто заказывает мастерам, иные расписывают к празднику по тысяче яиц. Рецепт такой: «Сначала художник кипятит яйцо в отваре коры яблоневого дерева, отчего оно становится жёлтым. Те части, которые должны сохранить этот цвет, он покрывает тонким слоем воска и кипятит яйцо вторично в отваре луковой шелухи, откуда яйцо выходит красноватым. После этого с яйца снимают пластинки воска, и оно становится жёлто-красным. Потом мастер берёт бритву или грифель и выскабливает на скорлупе различные рисунки, которые выступают ярко-белыми штрихами на жёлтом и красноватом фоне. Таким образом появляются фигуры людей и животных или гирлянды цветов».

Яйца с процарапанным рисунком называют драпанками или шкрабанками. Фото: multiurok-ru

Ещё одна особенность чешской школы – на яйцах пишутся изречения, порой довольно длинные, с уверениями в любви и дружбе, с пожеланиями и шутками. Когда текст уж очень большой, используются гусиные яйца. В Венгрии девушки рисуют для женихов целующихся голубков или две соединённые руки. В Германии жители не бьются яйцами, а отпускают их со склона, чтобы увидеть, какое покатится быстрее прочих и не разобьётся.

* * *

Ну и в заключение – о том, что происходило с яйцами после Пасхи. Как правило, конечно, они бились и съедались, а скорлупу откладывали и после Троицы отдавали курам. Но существует ещё одна традиция – класть раскрашенные яички в красном углу рядом с иконами. И вот дальше начинались порой приключения.

И.С. Горюшкин-Сорокопудов, «Канун Пасхи в старину», 1914 г.

Например, существовало, да и сейчас существует, суеверие, что яйцо, пролежавшее в божнице три года, обладает способностью отводить и тушить пожар. Есть также вполне благочестивая традиция, идущая из глубины веков: разговляться яйцами, год пролежавшими в красном углу. При этом было правило – яйца руками не трогать. Тронешь – пиши пропало. Тогда нужно его отнести в лес и закопать или по воде пустить. Но это, конечно, считалось печальным поворотом дела – значит, Богу не угодили. А ещё любили в советское время поражать неверующих, чаще всего внуков. Ведь рекомендации медиков по этому поводу общеизвестны: «Варёные яйца можно хранить не больше 20 дней в холодильнике и не более трёх суток при комнатной температуре». И вдруг бабушка снимает прошлогоднее яичко с божницы, чистит и с аппетитом вкушает.

Известна одна такая история – как употреблял годовалые яйца инок Трофим (Татарников), один из трёх монахов, погибших в 1993 году от кинжала сатаниста в Оптиной пустыни. В его жизнеописании читаем:

«Причастившись Святых Христовых Тайн, Трофим вместе с другими монахами отправился разговляться.

– Хочешь, чудо покажу? – спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.

– Хочу, – с интересом ответил тот.

Трофим достал из кармана яйцо.

– Вот видишь, с прошлого года яичко – сказал он, – целый год пролежало у меня в келии. Простое давно бы протухло, а это – освящённое, пасхальное – свежее.

Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо действительно оказалось свежим. Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату».

Инок Трофим был человеком святой жизни, чистейшим и честнейшим человеком, так что в истинности этого рассказа нет никаких сомнений. Погибли они, воины Христовы Трофим, Василий и Ферапонт, как раз на Пасху и вместе ушли к Престолу Божьему в ожидании всеобщего воскресения.

Христос воскресе,  братья и сёстры!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий