Как пинежская бабушка Москву покорила

180 лет назад родилась Мария Дмитриевна Кривополенова

В начале прошлого века  наш Русский Север раскрылся перед взорами образованной столичной публики, будто найденный под корнями сосны сундук с сокровищами: тут и древние деревянные храмы, и народные росписи, и словесное золото – песни, сказки, былины! Исследователи родной старины зачастили на Север: стали зарисовывать церкви и дома-хоромы, собирать прялки да костюмы крестьянок, каким и княгиня позавидует, записывать от стариков стáрины – былины. И, бывало, нежданно-негаданно находили в тех поездках такое, чего во всём мире не сыскать, не услышать.

Так и произошло в 1915 году на Архангелогородчине. Московская артистка и собирательница народных сказаний Ольга Эрастовна Озаровская в деревне Великий Двор буквально наткнулась на гениальную бабушку-сказительницу. А вышло это так. По деревне ходила старушка-нищенка, собирая подаяние. Сын артистки подал милостыню, и бабушка, чтобы чем-то отблагодарить добрых людей, запела былину. Ольга Эрастовна ахнула: перед ней в жалком образе нищенки стояла великая артистка! Старушка представилась: «Мария Дмитриевна я. Кривополенова».

Мария Кривополенова и Ольга Озаровская (фото в обработке Сергея Берчука)

В деревне её звали Махонькой. Маленького росточка, щупленькая, с живыми глазами – Махонька и есть. То ли старушка, то ли девочка. Начнёт сказывать весёлую сказку, да сама не удержится и зайдётся смехом. Хотя жизнь у Марии Дмитриевны никогда не была радостной – разве что в детстве, когда она любила сидеть рядом с дедушкой да слушать его сказания. От дедушки и переняла Махонька всё, что он знал: слово в слово запомнила сотни песен, сказок и былин. Когда выросла, не встретилось ей в жизни счастье: с мужем, горьким пьяницей, дом был как дыра, ходила по деревням побиралась. Кто попросит – тому пела. «А не попросят – что попусту горло драть? Своя гордость есть», – говорила она.

Так до 72 лет и дожила. И вдруг берут её под белы рученьки и везут в Москву, она выступает со своими стáринами в лучших залах, и тысячи людей – учёные, музыканты, художники, студенты – с восторгом хлопают в ладоши, слушая пинежскую бабушку. Ведь она пела былины так, как пели их в древнем Киеве и Новгороде, – где такое услышишь? Всё мы растеряли. А неграмотная нищая бабушка это сокровище сберегла.

После Москвы отправилась Мария Дмитриевна «на гастроли»: рукоплескали ей в Санкт-Петербурге и Твери, в Киеве и на Кавказе. Трижды вывозили Махоньку в Москву. Уговаривали остаться там, сулили квартиру и секретаря – чтобы записывал за ней древние сказания. Но для Марии Дмитриевны не было ничего на свете милей родины. «Я без отецкой и материнской земли помру!» – сказала и уехала домой.

О последних её днях на земле читаем у северного писателя Бориса Шергина:

«Снова началась бродячая жизнь сказительницы. В 1924 году на Пинеге был недород, бесхлебица. Опять старухе пришлось себе и внукам добывать хлеб в скитаниях по деревням. Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привёл старуху на постоялый двор. Изба была битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали, опростали местечко на лавке. Сидя на лавке, прямая, спокойная, Кривополенова сказала: “Дайте свечу. Сейчас запоёт петух, и я отойду”. Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитриевна произнесла: “Прости меня, вся земля Русская”. В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза навеки…Русский Север – это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен».

Пинежане хранят память о сказительнице. В деревне Чакола, где она похоронена, появился дом-музей «Марьин дом». Ещё недавно Чакола была доживающей свой век деревенькой; после закрытия магазина и школы народ помоложе разъехался. И тогда догадались сельский библиотекарь Надежда Глухарева и её дочь Анна, что спасёт их родную деревню… конечно же, Махонька! Устроили в пустующей избе дом-музей: на стенах Махонькины портреты, из трубы старинного патефона звучит её голос, на столах и полках – книги о ней. А в другой избе сделали арт-резиденцию – сюда приезжают художники-иллюстраторы. Зарываются в книжки, топят печку, расчищают в снегу тропки и рисуют картинки к сказкам и былинам. Нынче гостили несколько молодых художниц из Москвы – и мечтают сюда вернуться снова. Хорошо тут!

Хозяйка дома-музея «Марьин двор» Надежда Глухарева показывает гостям куколку Махоньку, которую смастерила художница Марина Минина.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий