Игрушка на Пасху
Писанка – пасхальное яйцо с нанесённым орнаментом-рисунком в традиционной культуре славянских народов. На них не встретишь изображений святых или букв «ХВ».
Традиция эта очень древняя, но мало кто знает, что с конца Х века и примерно до монголо-татарского нашествия были очень популярны глиняные пасхальные яйца. Делали их к празднику мастера-плиточники в Киеве (там даже тигелёк нашли для их изготовления), Новгороде и, возможно, в Рязани. Распродавались писанки очень хорошо, даже экспортировались, так что их можно встретить в Швеции, в той части Германии, где жили славяне, и по всей Восточной Европе. Русские писанки там, судя по многочисленным археологическим находкам, были просто нарасхват.
* * *
Одно такое пасхальное яйцо было найдено рядом с Белозерском. Об этом мы немного поговорили с главным хранителем Белозерского краеведческого музея Татьяной Валерьевной Богомоловой.
– Это была случайная находка, которая случилась в 90-е годы, – рассказывает Татьяна Валерьевна. – Нашёл не археолог. На берегу реки стоял когда-то старый городок – Белое Озеро, затопленный при реконструкции Волго-Балтийского канала. Но весной берег обнажался и многочисленные рыбаки находили там предметы примерно X–XIII веков. Интересная подробность: яйцо было найдено как раз в пасхальные дни. Сейчас, когда старый город почти полностью под водой, находки прекратились. Так что с писанкой нам посчастливилось – успели найти. Когда нам то яйцо принесли, сотрудники музея сразу назвали его пасхальным. Под этим именем оно было внесено во все учётные документы.
– Яйцо пустотелое?
– Что удивительно, нет, хотя писанки в ту эпоху делали пустотелыми, с шариком внутри, так что они были ещё и погремушками. Но наше – как раз цельное, внутри ничего не бренчит, отверстий тоже никаких нет. Зато по соседству, на Шексне, была найдена стеночка от другого яйца, и вот оно, возможно, было пустотелым.
Атрибутировал нашу писанку археолог, кандидат исторических наук Сергей Дмитриевич Захаров, ныне покойный. Он москвич, но много лет занимался Белым Озером. Находку он счёл игрушкой. И это вполне могла быть игрушка, которую дарили на Пасху.
* * *
В 1940–60-е годы археологи настойчиво пытались приписать русские пасхальные яйца этого периода язычникам – такова была особенность советского времени. Но так и не смогли объяснить, почему в славянских языческих захоронениях ни одной писанки не найдено. Да ведь и сама традиция изготовления таких яиц появилась лишь через столетие после крещения Руси. «XI век был временем максимального распространения писанок. С середины XII в. они (судя по новгородским данным) уже выходят из употребления, в XII–XIII вв. они встречаются уже как пережиток», – писал в 1948 году академик Борис Рыбаков.
Вот что рассказывала о технологии изготовления писанок исследователь Татьяна Макарова. Формировали их из обычной гончарной глины и после обжига покрывали непрозрачной поливой бурого или зелёного цвета. Затем на яйцо, закреплённое на неподвижном стержне, наносили роспись поливой другого цвета, после чего «разогревали в печи для того, чтобы поверхности её слегка сплавлялись и сглаживались. Простое чередование линий превращалось в нарядные скобочки». В Киеве наносили прерывистые и волнистые жёлтые или зелёные узоры, а у писанок в Новгороде более совершенный рисунок и металлический блеск.
Для ребёнка это был чудесный подарок на Пасху. Кстати, нынешним мастерам на заметку – можно попробовать делать похожие яйца-погремушки, возродив традицию.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий