Старое в новом
Есть такое присловье: «Новая шумиха – старые дела». Всё повторяется. Сколько в истории было примеров, когда Церковь пытались втянуть в некие политические проекты – и получалось одно только безобразие. А как же иначе: что лживо, то и гнило. По сети разошёлся ролик, как в одном храме на Украине, захваченном раскольнической ПЦУ, нынче праздновали Рождество. Прямо в церкви выстроились парубки, наряженные в доспехи античных воинов, и под барабан запели гимн сечевых стрельцов – воинского формирования, который в составе австро-венгерской армии во время Первой мировой воевал против русских. И вот стоят ряженые и поют: «Маршируют наши добровольцы в кровавый пляс, освобождать братьев-украинцев из московских цепей». И дальше что-то про «с москалями пляс». В церкви! На Рождество! Прихожане ПЦУ даже с какой-то гордостью разослали этот ролик по всему свету. И невдомёк им, что воин в доспехах римского легионера, голосящий про «кровавый пляс» и под барабан бьющий копьём в пол храма Божьего, напоминает тех римских воинов, кто распинал Христа и убивал Вифлеемских младенцев по приказу царя Ирода.
Или вот ещё одно «вертепное представление», устроенное ПЦУ-шниками в храме, захваченном у православных. Ряженые пустились в пляс прямо на солее собора, тут же явился чёрт с рогами и хвостом, и там же, на солее, стали качать чёрта под весёлые звуки гармошки и бандуры. Церковь у них теперь «национальная», вот и почтили старый народный обычай – ритуального избиения чёрта. Но почему в храме? Да ещё в тихую святую ночь, когда с неба звучит ангельское: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Можно бы снисходительно к этому отнестись: эка невидаль, на Масленицу ведь тоже разные там чучела сжигают. Но всему есть место и время. Взять, например, церковное кадило. В первые века христианства каждение фимиама в храме считалось языческой практикой и отвергалось, но позже его стали использовать как образ бескровной жертвы Богу. Смысл-то поменялся, хотя многие до сих пор «по-язычески» его понимают. Недавно натолкнулся на такой комментарий: «Так, по-моему, в кадиле самое главное дым? Им же окуривают пространство храма, иконы и прихожан. Аромат же во вторую очередь». Это из обсуждения новости об изобретённом в Новосибирске недымящем «суперкадиле».
Как утверждает сам изобретатель, сотрудник Института катализа Сибирского отделения РАН, преимущество такого кадила в том, что в нём вместо дыма образуется только аромат ладана и тепло и работать оно может «практически бесконечно долго». Принцип такой. В нижнюю часть кадила встраивается устройство с пропан-бутановым газовым баллоном, и оттуда газ поступает в специальную каталитическую горелку. В Академгородке священники взялись испытать новинку на богослужениях, но, как видно, менять старое кадило на угле на газовое никто не собирается. Если и пригодится изобретение, то лишь для особых случаев – зимой на открытом воздухе и при сильном ветре. Не всегда новое лучше старого – по здравому-то рассуждению.
На новость про «суперкадило» наткнулся я в подборке технических достижений, которые будут поставлены на поток в наступившем 2023 году. Примечательно, что немногое из перечисленного отличается новизной – подобное уже производилось в СССР, а сейчас приходится восстанавливать компетенции, утраченные в 90-е годы. Но вот газовые турбины, поточное производство космических спутников, реакторы на медленных нейтронах, для которых топлива хватит на многие тысячи лет, – это действительно новое. По газовым турбинам: ни шатко ни валко десять лет наши инженеры проектировали ГТЭ-170, но в 2019 году взялись всерьёз и к декабрю 2022-го закончили сборку и испытания, которые показали, что КПД у неё будет выше, чем у турбин, которые закупали в Германии. Сложнейшая технология изготовления лопаток, десять тысяч деталей в самой машине – и сделали за два года! Почему вдруг? А потому, что стоял вопрос о национальной безопасности, ведь из-за санкций на поставку турбин мы могли остаться без газовых электростанций. То же самое происходит сейчас и в нашем военно-промышленном комплексе – новое осваивается стремительными темпами. И разве не понятно теперь, что не только технические знания здесь важны, но и чувство долга, патриотизм инженеров и рабочих?
Ещё из старого-нового в наступившем году. С 1 января начала действовать новая федеральная программа дошкольного образования. Детей от трёх до пяти лет предлагается учить заботе о членах семьи, животных, растениях. А с шести лет – ещё и чувству любви к Родине. Принят перечень классических произведений, с которыми детишек обязательно познакомят. Таким образом, как пишут, будет сформирован «целостный процесс обучения и воспитания дошкольников, основанный на традиционных ценностях».
Для средних школ введены федеральные основные образовательные программы (ФООП). Никаких разночтений. Единые учебники и единый контроль за их созданием. Для девятиклассников будет разработан новый курс истории, посвящённый переломным событиям XX–XXI веков, включая Великую Отечественную войну, специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов. В программу по литературе включён роман Фадеева «Молодая гвардия». В школьный предмет ОБЖ введён модуль начальной военной подготовки. Также в ОБЖ для школьников с 5-го класса вводится тема «Цифровая среда». Что касается последнего, то о вреде компьютерных игр стоило бы говорить детям и с 1-го класса, но разработчики программы решили по-своему.
Ещё из нового – советники по воспитанию. Эксперимент, проведённый в школах в нескольких регионах, признан удавшимся, и теперь эта должность вводится повсеместно. Задача их, как сказано, развивать воспитательную среду через взаимодействие с органами школьного самоуправления, детскими общественными объединениями, педагогами и родителями. Изменится и начисление зарплаты учителям: базовый оклад составит не менее 70 процентов зарплаты, а стимулирующие надбавки – не более 30. Это позволит педагогам нормально работать, не надрываясь на дополнительных «часах».
Собственно, мы возвращаемся к тому, что уже было в советское время, хотя в ту пору о «традиционных ценностях» не талдычили, даже понятия такого не было, а просто прививали любовь ко всему родному. И подходили к этому здраво, без перегибов – в вышиванках ходить не заставляли, как нынче в украинских школах, и языческие обычаи не реанимировали. Всему разумная мера – и старому, и новому.
Добавить комментарий