Как учитель стал батюшкой

Дорогие ребята, в позапрошлом выпуске «Колокольчика» мы рассказывали вам о старинном городке Оса, что в Пермском крае, – том самом, на гербе которого медведь и пчёлы и где перед самой революцией 1917 года на средства осинцев был выстроен великолепный Свято-Троицкий собор. А сегодня поведаем вам об одном из батюшек, служивших в том соборе. Это священномученик Димитрий Овечкин. Вы уже знаете, что священномученик – это служитель Церкви, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа и прославленный Церковью в лике святых.

Отец Димитрий со своими учениками и учителями школы села Кузнечиха, 1914 г. Фото: ppt-online.org

Поначалу-то разве думал он сам, что его жизнь так сложится? Крестьянский паренёк из деревни Малые Подберёзы Казанской губернии поступил в учительскую семинарию и, окончив её в 1896 году, решил посвятить жизнь обучению таких же крестьянских ребятишек, каким был сам недавно – новоиспечённому учителю математики исполнилось всего-то 19 лет. Выбирая этот благородный путь, нужно было приготовиться ко многим трудностям. К счастью, супругу Дмитрий нашёл себе под стать. Ольга Григорьевна Китаева хоть и была купеческой дочерью, но выросла неизбалованной и всегда готовой прийти на помощь. Родители её принадлежали к тем зажиточным русским людям, для которых богатство было возможностью послужить Богу и ближним: строить храмы, больницы и школы, щедро помогать бедным. И дети их, глядя на отца с матерью, получили доброе устроение ума и сердца. А дочь Ольга стала учительницей русского языка. Славная из них с Дмитрием получилась пара!

В начале прошлого века молодые учителя часто отходили от Церкви, подменяя веру в Христа верой в науку и человека. А вот Дмитрий Киприанович Овечкин, наоборот, почувствовал горячее желание служить Богу. И мечта его сбылась: он стал вначале диаконом, а в 1909 году был рукоположён в сан священника. Учительское дело не оставил – преподавал детям Закон Божий.

Перед самой Октябрьской революцией, в 1917 году, в Осе освятили величественный Свято-Троицкий собор, выстроенный на пожертвования осинцев, и о. Димитрий там стал служить. К этому времени у батюшки с матушкой было уже три сына и четыре дочки, и из них получились хорошие помощники отцу в храме: кто-то читал, кто-то пел на клиросе. Надо сказать, что в семье Овечкиных все без исключения отличались музыкальностью и красивыми голосами разного тембра. Часто в их доме звучало прекрасное хоровое пение под звуки гитары или балалайки. Здесь жила радость, а отношения между домочадцами были самые добрые. А ещё у Овечкиных находили приют кошки, собаки, а на совместную прогулку семейство выходило в сопровождении домашнего скворца.

В хлеву жили создания покрупнее – коза и корова, и с ними дети отлично управлялись, помогая родителям.

В этой дружной семье не то что не ругались – никогда не повышали голоса. Правда, однажды о. Димитрий нахмурился, когда одна из дочерей прибежала с улицы домой радостная и показала родителям монетку, найденную возле дома. Думала, что и они обрадуются, ведь семья жила небогато. Но отец сказал: «Пойди и положи её там, где нашла, потому что не ты её потеряла и она не твоя».

Так же мирно и благодушно старались Овечкины жить и в тяжёлые времена. А они вскоре наступили. В 1922 году храмы Осы, как и храмы по всей России, подверглись ограблению, которое официально называлось «изъятием церковных ценностей». Отец Димитрий отказался в этом помогать – и на год попал в тюрьму. Позже пытались его «соблазнить» властью, сделать обновлеческим епископом, и снова он отказался. В доме Овечкиных начались обыски. Резкий стук в дверь мог раздаться среди ночи. Но семья держалась стойко. Будучи уже «под прицелом», о. Димитрий всё так же ревностно совершал богослужения и безотказно, в стужу и зной, ходил по домам – крестил, венчал и отпевал… Он стал единственным священником местного клира, который не побоялся отстаивать веру в научных диспутах о вере с учёными-атеистами из Перми и Свердловска. Тогда власти решили, что больно уж неудобный человек этот отец Димитрий, и в 1930 году отправили его на каторжные работы, а у семьи отобрали дом и всё имущество. Срок заключения батюшка отбывал на соляных шахтах, а матушка с двумя младшими детьми (старшие выросли и разъехались) ютились в маленькой избушке и жили впроголодь. С каторги о. Димитрий вернулся совсем больным. Помыкавшись на Севере, в 1936 году семья переехала в южный городок Майкоп к Елене, старшей из дочерей. Там на ветках зрели абрикосы и виноград, цвели розы, но матушка Ольга тосковала по родине и уговорила мужа вернуться в Осу. Осенью 1937-го они приехали домой. Увы, мало кто из знакомых успел повидаться с батюшкой: его, тяжелобольного человека, утратившего на каторге способность ходить, снова арестовали – будто бы он вместе с другими повстанцами готовит вооружённое восстание. Жизнь пастыря оборвалась 14 ноября 1937 года. Родным не сообщили, что о. Димитрия расстреляли, и матушка Ольга до своей кончины в 1961 году верила, что с него снимут нелепые обвинения и вернут домой. Печальная история, как и тысячи подобных ей.

Иерей Димитрий Овечкин причислен к лику новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

Отче Димитрие, моли Бога о нас!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий