«Сиреневая» бабушка
В один из июньских дней прошедшего лета проходила я по тихой зелёной улочке Сыктывкара, где под высокими тополями дремлют деревянные двухэтажки. Не видно было ни людей, ни котов, лишь посреди тротуара стояла пожилая женщина в белом беретике, невысокая и сухонькая. Похоже, поджидала кого-то. Вдруг, увидев меня, она стала призывно махать рукой. Подхожу – может, нужна помощь? Женщина внимательно вгляделась в меня, а затем произнесла с улыбкой неожиданную фразу: «А вы знаете о волшебных свойствах сирени?» – «Н-нет», – растерялась я. Мой ответ почему-то обрадовал старушку – она так и просияла: «Ну вот! Пойдёмте, я вам что-то покажу!» И бодро зашагала к соседнему дому, возле торца которого лиловыми облаками громоздились кусты сирени. «Мне уже девяносто лет, – сказала она. – Хочется рассказать людям про чудесное лекарство из цветков этого растения. Двадцать лет назад зашла я в храм, заказать службу. И увидела там брошюру “Полезные свойства сирени”. Подумала: а дай-ка попробую приготовить целебную настойку! И с тех пор каждый год её делаю. Это же чудо, а не лекарство! Горло заболело – чайную ложечку разведите на три четверти стакана воды и прополощите. Как рукой снимет за один-два раза! А судороги! Раньше я ими мучилась – адские боли! Но стала мазать – забыла и про судороги, и про отёки и боли в ногах. А хотите, – доверчиво глянула мне в лицо женщина, – поднимемся ко мне? Во-он моё окно на втором этаже. Я покажу, как готовить лекарство. Как раз дочь на днях привезла с дачи сирень».
К сожалению, нужно было спешить домой, и я попрощалась с Анной Егоровной, как звали старушку. Но через три дня позвонила в её дверь: «Здравствуйте, я за рецептом». За это время она успела меня позабыть – так уж работала её память, – однако радушно открыла дверь. Видно, Анна Егоровна жила в мире, где не было чужих.
В квартире ощущалось, что хозяйка готовится к переходу в вечность, избавляясь от вещей и земных привязанностей. Голые книжные полки, полупустой сервант. На одной из полок – старинный Казанский образ Богородицы в окладе, рядом – яичко с Пасхи, крашенное луковой шелухой. Но в этой опустелости, как ни странно, не было ничего печального. Настроение Анны Егоровны было бодрым и приподнятым, как у человека, который готовится отправиться в замечательное путешествие. Признаться, раньше мне не приходилось слышать, чтобы люди так буднично и спокойно говорили о своём переселении в мир иной – будто о переезде на новую квартиру. «Вот я за стеклом серванта на видном месте записку для дочери оставила: “Сирень 2022 года, 19 июня. Процедить 20 июля”. Это чтобы она не пропустила, а то вдруг меня не станет в этот момент. Ведь и такое может случиться, как-никак девяносто первый год. Ну так что же? – спохватилась Анна Егоровна. – Расскажу, как готовить настойку. Кисточку-то возьмёшь и обрываешь цветочки. Которые маленько испортились, нельзя класть. Набиваешь ими 800-милилитровую банку, сколько влезет, и заливаешь водкой (пол-литры хватит). Через месяц слить через марлечку – это на полоскание горла. А цветы отжать – и отжимки пойдут для растираний, где что болит. Процедить можно и попозже на несколько дней, только чтобы не раньше, чем через месяц».
На прощание я сказала, что работаю в газете, а потому рецепт сиреневого снадобья могу рассказать «по секрету всему свету». Анна Егоровна даже засмеялась от радости: «Вот и хорошо!»
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий