Русская телега
Каждый раз на Новый год мы желаем «нового счастья». Думаю, многие сейчас бы согласились и на «старое счастье» из каких-нибудь нулевых годов. Таким тяжёлым выдался год 2022-й.
Тяжёлым, но назидательным. В чём? Начнём с церковных дел.
Помню конец февраля. Пытаюсь взять комментарий в связи с началом военной операции у кого-нибудь из архиереев. Всюду отказ. Да хоть бы у какого-нибудь священника. Ждут указаний сверху. А что коллеги? Они в свою очередь ждут указаний священноначалия… Зато либеральная часть духовенства уже 1 марта распространила письмо «за мир». Текст лицемерный (как будто военные действия начались не 8 лет назад, а в феврале) и пустой, и некоторые из трёхсот подписавших потом свои подписи отозвали. Но что примечательно: патриотически настроенное духовенство оказалось не готово сразу отреагировать на вызов. Те батюшки, которые понимали, что происходит на Донбассе, как Запад готовит войну против нас, мысленно воскликнули: «Наконец-то!» Но промолчали. Понимали, что за любую инициативу потом влетит. А проклятья в спину нашим воинам от городских (в основном) и зарубежных священников люди услышали – и кто-то решил, что это и есть голос Церкви.
Теперь-то ситуация выправилась. Но урок нам преподан хороший: стремление задавить свободное слово в Церкви оказывается, как правило, удушением слова боли и любви к Отечеству, а либералы – они выскажутся и безо всякого благословения. Теперь ясно, что сельский и провинциальный священник – это настоящий русский камертон, за гласом народным нужно в первую очередь к нему обращаться.
Ещё урок о том, что измена не приводит к спасению. В мае Украинская Православная Церковь объявила о разрыве с Московским Патриархатом. Началось это с решения прекратить поминание Патриарха за литургией, а закончилось решением самостоятельно в Киеве варить священное миро. Вот только закончилось ли?
Когда эта пропасть разверзлась в Феофании (там находится киевский монастырь, где на псевдособоре УПЦ были приняты раскольничьи документы), наши церковные спикеры и СМИ склонны были не обострять. Но ведь у нас есть опыт предательства и 1917 года, когда Синод возликовал по поводу низложения Царя, тогдашнего главы Русской Церкви, и опыт 1927-го, когда Сергий (Страгородский) подписал Декларацию в поддержку большевистской власти. Ведь не помогло. Плохо учим историю. Не научили нас ни подвиги священномучеников, ни десятилетия церковной свободы.
Предательство – не гарантия спасения. Когда нацики громили Донбасс, Украинская Церковь молчала и собирала помощь для братоубийственной АТО. А дальше коготок увяз – всей птичке пропасть. Церковь имеет вселенский характер, нацистское государство – её антипод по своей природе. Поэтому откупиться не получилось. И вот уже Зеленский вопреки своей же «карманной» конституции вводит санкции против украинских архиереев – граждан Украины, начинается «зачистка» монастырей и епархий (об этом – в комментарии на стр. 3).
Наверно, можно было найти средний путь, чтоб не сорваться в самый страшный и трудноисцелимый грех раскола. Уж если прогнут – это понятно, мы ж не железные. Но самим колебаться в соответствии с линией партии – недостойно христиан. Сатана, видя это, не остановится и непременно постарается додавить. Посему как всё завершится – неясно: будет ли УПЦ окончательно загнана в подполье или постращают в очередной раз и она ещё глубже уйдёт в раскол, соединится с фейковой ПЦУ либо вообще утонет внутри «национальной украинской церкви» – униатской.
Так приходит понимание, что стояние во Христе не пустые слова. Бог-Истина ждёт от нас этого, а Бог-Ревнитель предупреждает. 9 декабря за литургией в Киево-Печерской лавре, во время празднования 32-летия хиротонии митрополита Онуфрия, на него «случайно» выплеснули Чашу со Св. Дарами. Пролитие Крови Христовой – зловещее знамение, как его ни толкуй.
Теперь об уроках военной операции, главный из которых – это утрата иллюзий. Мы благодушны, и принимать желаемое за действительное – наша национальная болезнь. То, что получилось после 24 февраля, – не то, чего мы ожидали. Ни лёгкой прогулки до Киева, ни радостной встречи украинскими селянами. Не ожидали мы, что так быстро все ресурсы НАТО начнут работать на режим Зеленского. Да, мы готовились к войне, но вскрывшиеся безобразия при мобилизации, воровство тыловых служб и пр. показали, что не всё хорошо в «непобедимой и легендарной». Но уж лучше сейчас, чем перед непосредственным столкновением с натовскими силами. А всё к этому идёт.
Война, как прожектор, высветила грязные углы в нашем дворе, и их оказалось ох как много. И в культурной политике, и в экономике, и у социальных служб – везде затык. Но зато благодаря почти мгновенному забвению «пандемии» (где теперь все эти вакцинаторы Гинзбурги?) мы увидели механизмы манипулирования, и впредь, надеюсь, будем внимательнее вычислять технологии оболванивания. Чиновник годами тормозил развитие страны, обложившись постановлениями. Война подтёрла плесень, которой был покрыт государственный организм, но вдруг выяснилось, что под ней уже вовсю идёт гниение. Нужно срочно приступать к лечению организма в целом. Как?
Оказалось, что есть и здоровые силы. Парни, попивавшие пивко по пятницам, стали героями на фронте – когда им представилась возможность проявить себя. Бизнес, когда ослабили удавку, стремительно перестроился. Удивительным образом расцвело добровольчество. Не без труда, но идёт очищение культуры – вдруг выяснилось, что у нас есть прекрасная русская проза и поэзия.
По мне, главный вывод из прошедшего года – Бог с нами. И это лучшее из того, что могло с нами случиться. Да, у Него оказались Свои мысли о войне, её сроках и целях. Оказалось, что Он не столько хотел, чтобы мы исправили мир, сколько – чтобы изменили себя. Значит, мы Ему дороги. Много работы Он сделал за нас. Мы долго враждовали промеж собой – Он утишил раздоры. Мы не способны были сами, изнутри общества, отделить овец от козлищ – Он помог. Мы не могли, как младенцы от титьки, оторваться от обольщений Запада – и сам Запад построил стену. И Он же ослабил наших врагов кризисом, понимая, как нам трудно в одиночку. Наконец, Господь сделал главное: завершая время нашего растерянного стояния на перепутье, слегка подтолкнул нас. И русская махина, наконец, закончила запрягать и поехала. Пусть пока и медленно. Что ждёт впереди, то нам неведомо. Одно ясно: если мы будем верны Богу – возвращения к прежнему не будет.
“Самим колебаться в соответствии с линией партии – недостойно христиан”, – а ведь это, Игорь Владимирович, скорее про вас. Думаю, вы вполне достойный подражатель митр. Сергию (Страгородскому), которого почему-то не жалуете.
Воистину, “Плохо учим историю. Не научили нас ни подвиги священномучеников, ни десятилетия церковной свободы”!