«Под Киевом ещё гореть будет»

Совсем недавно катком прокатилась война через город Северодонецк, находящийся на территории ЛНР, но долгое время пребывавший под украинской оккупацией. Во время военных действий богослужения в кафедральном Христорождественском соборе совершались в подвале. В апреле здесь похитили священнослужителя собора за то, что он в беседе с сотрудником местной администрации назвал русских и украинцев братьями… Так и жили.

Теперь город сильно разрушен. Собор уцелел, но пострадал от обстрелов. Сейчас ежедневно сотни северодончан получают здесь горячее питание. Они молятся блаженной покровительнице Северодонецка Параскеве (1867–1942). После своей кончины матушка не оставляет тех, кто с верой прибегает к ней за помощью. Мощи исповедницы инокини Параскевы (Дыбиной), Христа ради юродивой, находятся в соборе. В этом году исполняется 80 лет со дня её кончины. О ней – наша сегодняшняя публикация.

И. Иванов

Побитая осколками скульптура Божией Матери на фоне Северодонецкого собора

Крестьяне села Новоахтырка Симеон и Мелания были людьми простыми, неграмотными. В своих молитвах они просили Господа, чтоб Он даровал им умное дитё. И Он услышал их: с раннего возраста было видно, что их первенец – дочь Прасковья – необыкновенный ребёнок. О себе с ранних лет говорила, что останется незамужней, одинокой.

Однажды подростком она пасла скот и ей было таинственное видение, о содержании которого никогда не рассказывала. Но только после увиденного Паша ушла в Свято-Скорбященский Старобельский женский монастырь. Родители начали искать пропавшую 12-летнюю дочь. Кто-то сказал им, что видел её в монастыре, где она пасла скот. Родители пробыли в монастыре три дня, но девочку так и не увидели: Паша всё это время пряталась в сене под яслями. И так каждый раз, когда приезжали родители, чтобы забрать дочь домой, она пряталась то в стоге сена, то в камышах у озера так, что её никто не мог найти.

Как она позднее сама рассказывала, в монастыре её сразу заставили пасти овец, а они постоянно разбегались. Очень она любила молиться Богу, а тут нужно всё время собирать отару. Тогда она порвала на ленточки платье и за ушки привязала овечек друг к дружке. «Я молюсь, и овечки со мной. Одна кланяется за травкой, и все – за ней. В монастыре меня называли Пашка-дурочка. Когда подросла, была девочкой крупной. Работали на току – нужно было бросать снопы в молотилку. Все решили, что это должна делать я. Когда стала бросать снопы, в машину попала рука. Рука сломалась, а машина остановилась». Прасковью хотели отправить в больницу, но она сказала: «Как срастётся, так и будет». После этого её стали дразнить Пашкой-криворучкой.

Добровольно приняв на себя подвиг юродства, своей скороговоркой на суржике она тайно и явно обличала пороки, прозорливо предсказывала события, помогала советами приходившим в монастырь на богомолье паломникам. Юродствуя, она часто надевала на себя светскую одежду красного цвета, тем самым предсказывая грядущую революцию и приход к власти «красных». Часто брала в руки метлу и мела чистые дорожки монастырского двора, приговаривая: «Шиворот-навыворот». Этим она давала понять грядущие перемены: то, что скоро всех выметут, выгонят из монастыря. Одному человеку в ответ на его удивление бесполезной работой сказала: «Да разве ты не знаешь? Власть скоро поменяется!» Возле Покровского собора, бывало, сметёт весь мусор в большую кучу да и ударит сверху по ней метлою так, что всё разлетится по сторонам. С приходом новой власти собор взорвали.

В 1924 году, после закрытия Старобельского монастыря, перешла в Фомовскую обитель.

Однажды, в день праздника Нерукотворного образа Господня, пришла очередь казённому трактору молотить монастырский хлеб. Игумения пришла к блаженной с вопросом: «Можно ли молотить зерно в этот день?» Та строго приказала: «Не молотите, а то всё сгорит!» Но трактористы не согласились перенести день работ: «Если не хотите молотить в этот день, то ваша очередь пропадёт». Матушке пришлось согласиться. Не успели ещё домолотить, как хлеб загорелся и сгорел дотла вместе с инвентарём.

Навещали инокиню Параскеву в монастыре и её родственники. Анна, родная сестра блаженной, со своим мужем Гавриилом часто приезжала к ней за советами по различным житейским вопросам. На вопрос, женить ли им старшего сына или нет, матушка отвечала: «Жените, это ему пригодится». И действительно это ему пригодилось: когда он с войны возвратился инвалидом, жена с любовью за ним ухаживала. Матушка советовала Гавриилу продать часть своего скота и на вырученные деньги купить для семьи одежду, а то, говорила, всё пропадёт. Но тот не послушался (жалко было продавать) – и всё пропало: при коллективизации забрали весь скот.

Этот монастырь закрыли спустя четыре года, и большинство изгнанных насельниц стали странствовать. Матушку неоднократно арестовывали, бросали в тюрьму, в психбольницу. В 1933 году блаженную Параскеву в очередной раз арестовали, посадили в тюрьму, после чего отправили в ссылку в город Котлас. Обеспокоенные этим обстоятельством, духовные сёстры стали думать, как бы её оттуда вызволить. За ней отправились матушкины послушницы – Надежда и Анна. Они добрались до Архангельска, а там у них кончились деньги. Пришлось у церкви просить милостыню, чтобы собрать деньги на пароход до Котласа. Собрав четыре рубля и купив билеты на пароход, отправились вверх по Северной Двине. В тот день, когда пароход причалил в Котласе, блаженная Параскева, предвидя их приезд, послала на пристань одного старца купить соли. Он и привёл их к матушке. Только Надежда и Анна пришли к Параскеве, как выяснилось, что большинство заключённых, в том числе и матушку, будут переводить в другое место. Всех погнали на пристань. Надежда и Анна неотступно следовали за Параскевой. Когда они проходили через площадь, матушка обратилась к ним: «Вон едет Георгий Победоносец на коне и говорит, чтобы мы ехали на Украину, в град Лисичанск». Блаженная Параскева вышла из колонны – охранники даже не обратили на неё никакого внимания. Так они втроём отправились пешком в обратный путь.

Шли голодными, спали под открытым небом. Добрались до Костромы, где их арестовали и вернули обратно в Котлас. Здесь им выдали документы, но без печати, дающие право на выход в ближайшие деревни. И они снова решили идти домой. На одной станции люди купили им билеты до Москвы, но на поезде они доехали только до Мценска, потом опять пришлось идти пешком, ночевать в стогах сена. Добрались до Лисичанска, и здесь их снова арестовали и посадили на два года в тюрьму.

Освободившись из заключения, блаженная Параскева опять спешила с духовной помощью к гонимым за веру православным христианам. В период массовых репрессий она день и ночь находилась на станциях, переполненных страждущими. Давка, крики и плач, стоны больных, смрад и клубы папиросного дыма. Часто послушницы говорили блаженной: «Матушка, пойдёмте отсюда, зачем мы здесь?» А она отвечала: «Люди терпят, и нам надо пострадать вместе со страждущими. А смрад и шум перетерпим добровольно, да избавлены будем вечного смрада».

Многим блаженная Параскева помогала советом, смысл которого вначале не был ясен обращавшимся к ней, но со временем, когда, послушав её, отводили от себя страшную беду, понимали, что в её иносказательных словах выражалась Божия воля.

Так, в период, когда производили изъятие продовольственных запасов у сельского населения, матушка Параскева начала ходить к одним людям, мужу и жене, у которых был огород и хозяйство. Придёт на огород, наломает початков кукурузы и бросает их свиньям. Накормленные животные их не ели, а почти все втаптывали в грязь.

Хозяйка возмутилась, но муж удержал её: «Матушка знает, что делает». Дошла и до них очередь: пришли уполномоченные и почти всё зерно и свиней забрали. Над семьёй нависла угроза умереть голодной смертью. Тогда пришла матушка, выковыряла из земли початки кукурузы и из их зерна сварила кашу. Эта кукуруза и явилась источником пропитания на всю зиму, спасла от голода.

Три раза водила инокиня Параскева своих послушников в Киев на богомолье. Когда блаженная Параскева с послушниками в очередной раз шли в Киев, подходят они к одному селу и видят: матушка стала переодеваться во всё белое. Надела белую рубаху, повязалась белым платком и продолжила свой путь. Зашли в село. Вдруг навстречу выбегает женщина и, кланяясь со слезами, просит блаженную и её спутников зайти к ней в дом.

Жили они вдвоём с мужем, родился у них ребёнок, которому исполнилось три года. Но нет в доме радости – извелись из-за болезни младенца, который не ест и не спит, всё время плачет. Страшно даже на него смотреть: один скелет. Они куда только не обращались, проехали все больницы, а врачи ничего сделать не могут, только руками разводят, даже не знают и причины его страшной болезни. Они уже сами себе не рады, не знают, к кому обратиться за помощью. И вот однажды во сне мать услышала голос: «Внимательно следи за дорогой, когда по ней будут идти люди и среди них женщина в белом, она и исцелит твоего ребёнка». Поверив этим словам, она стала следить за дорогой и вот наконец была вознаграждена за терпение. Радушно приняв пришедших, усадили их за стол, а после ужина всех уложили спать. Ночью, когда все спали, блаженная Параскева встала, подошла к люльке и дважды обошла её – это увидела одна из послушниц. Когда утром проснувшиеся странники собирались продолжать путь, дитя сладко спало в своей постельке. А когда паломники возвращались из Киева и опять проходили мимо этого села, матушка послала одну из послушниц узнать о здоровье ребёнка. Оказалось, что после их посещения он стал быстро поправляться.

Постоянно странствуя, блаженная Параскева никогда не переодевалась, ходила в одной и той же одежде – подряснике и ватном пальто. Обувь носила одну и ту же летом и зимой – стоптанные кожаные сапоги. Имея великий дар нестяжательства, блаженная Параскева все приносимые ей в дар верующими вещи складывала в мешки или в узлы и тайно от своих учеников в ночное время выносила на проезжие дороги. Если она засыпала, то на короткое время, сидя или полулёжа на полу или на земле. В постель ложилась, только когда находилась в гостях – из-за уважения к хозяевам. Когда кто-то называл её матушкой, она с укором отвечала: «Какая я матушка?!» Если случалось, что приглашали её за стол, то она брала в руку ложку, один раз черпала еду, а затем, помешав ею в миске, оставляла пищу. Помешивая, начинала петь какую-нибудь молитву или псалом, чаще всего она пела: «Господа пойте дела, и превозносите во вся веки».

Многих болящих Параскева исцеляла. Но если видела, что исцеление человеку пойдёт не на пользу, таковых оставляла без врачевания. Однажды к ней привели бесноватую. Матушка, посмотрев на женщину, сказала: «Я могу сейчас же изгнать из неё беса, но если я это сделаю, она не спасётся».

В воскресенье и великие праздники запрещала стирать и делать по дому, говоря, что за это Господь наказывает телесными болезнями. Наставляла Параскева за неделю прочитывать всю Псалтирь. «Это нужно для спасения души», – говорила блаженная.

Трудное было тогда время: многих священников власти насильно принуждали переходить к обновленцам. Под Лисичанском в одной церкви служил благочестивый священник, у которого была большая семья. Чувствуя, что скоро доберутся и до него, как-то сказал: «Если меня заберут и я выдержу, не вернусь, а если вернусь, можете не ходить в церковь: значит, я не выдержал». Пришла и его очередь. Вызвали власти и поставили перед выбором: если подпишется, то сразу отпустят домой, а если нет, то погрузят в машину – и семьи больше не видать. Сначала он не подписался, но потом стало жалко своих детей и он сдался. Вернулся в храм, но люди от него отвернулись, ходить на службу к нему перестали. Всю жизнь он оплакивал свой грех. Когда он умер, вскоре приснился Анне: стоит за оградой церкви и просит её: «Дай мне воды». Анна рассказала сон матушке, та растолковала: «Он слезами смыл печать, ему Господь простил».

Блаженная инокиня Параскева имела значительный дар прозорливости. Рабе Божией Варваре, когда той было четырнадцать лет, блаженная предсказала её будущее. Однажды, когда та охраняла бахчу возле монастыря, к ней подошла матушка в сопровождении своих послушников и начала на них кричать: «Чего вы её обступили? Хотите, чтобы она вам всё делала? Но она – барыня! Повезут её на тачанке, на голове у неё будет шляпа. Потом она выйдет замуж, а муж зальётся кровью и умрёт, а она же заболеет и будет болеть, болеть и тогда будет спасаться». Это предсказание сбылось. Когда Вариных родителей раскулачили и семью выгнали из дома, ей долго пришлось скитаться. Но потом она вышла замуж за главного бухгалтера и действительно стала «барыней». Её возили в экипаже, она хорошо одевалась. Но вскоре после войны её муж умер, а Варвара заболела, стала набожной и остаток жизни провела в молитве и покаянии.

В 1937 году в Старобельск на престольный праздник приехал священник. После службы Параскева подходила то к одному священнику, то к другому, говоря: «Ты возьми восемь, а ты бери двенадцать…» Подбежала и к нему: «Спеши быстрей домой, одевайся теплей, а то снег, мороз будет, возьми с собой десяточку, ни больше, ни меньше, только десяточку». Случившемуся батюшка не придал значения. А зимой его арестовали, и десять лет он отбыл в лагере.

В конце 1938 года матушку Параскеву посадили в тюрьму. На Пасху вместе с другими она начала петь: «Христос воскресе из мертвых…» За это их бросили в карцер на трое суток и оставили без пищи и воды.

Свыше дано было знать матушке о надвигающейся беде: своим близким она говорила, что скоро начнётся страшная война и кровью православный народ оплатит общий грех отступления от истинного спасительного Божьего пути.

Как-то шла она с послушницами возле железной дороги, вдруг остановилась и говорит: «Ройте окопы, скоро будет война». Своей спутнице Анюте сказала: «Будет война, и много людей погибнет, так ты за них молись».

Когда началась война, блаженная Параскева заставляла Анюту постоянно молиться за всех погибших воинов, говорила, что они потом будут просить у Господа открыть им двери в Царствие Небесное.

Когда объявили мобилизацию, многие верующие воины, отправляясь на фронт, приходили к матушке за благословением. Пришёл к ней некто Иван Васильевич Ковалёв. Позже он вспоминал, что тогда блаженная положила ему в карман три луковицы, взяла его за руку и вывела из одной комнаты в другую со словами: «Иди, живым будешь». Он отправился на службу, прошло некоторое время: вдруг среди ночи матушка вскочила и начала будить своих послушников: «Вставайте! Вставайте! Ковалёв тонет!» Все проснулись, зажгли лампадку, свечи и начали молиться. Позже от него с фронта пришло письмо, в котором он писал, что чуть не погиб, переправляясь через реку. Все бойцы утонули, а он чудом остался живым, хотя сам тоже тонул. Именно в этот час матушка и молилась с братией о его спасении. Впоследствии ему пришлось побывать в немецком плену, где находился ровно три года, но удалось освободиться. Когда закончилась война, домой вернулся живым, как и предсказала блаженная Параскева.

Последнее время своей жизни блаженная провела в городе Лисичанске, живя у монахинь Херувимы и Надежды. Перед кончиной прекратила юродствовать: безум­ство, которым она прикрывала свои благодатные дарования, было уже ей не нужно – Параскева готовилась в Горний Иерусалим: «Я буду скоро умирать. Как я устала жить уже на этом свете – и чужой куточек, и чужой кусочек. А люди идут, просят милостыню на моё имя, а я их не посылаю и ничего не знаю, а за это нужно будет отвечать».

Последний свой день Ангела блаженная Параскева отпраздновала 27 октября 1942 года в оккупированном фашистами Лисичанске. Несмотря на все трудности, её почитатели собрались вокруг своей духовной матери, испекли по случаю праздничный пирог. А через три дня она мирно почила о Господе. В день её похорон улицы были заполнены верующим народом.

Перед смертью матушка приказывала всем: «Как умру, приходите на могилку». Блаженную Параскеву похоронили в одном из дворов. Там постоянно собирались верующие, что раздражало немцев. Они приказали перенести гроб с телом покойной на кладбище. Матушку перезахоронили в другом дворе.

Прошло несколько лет после похорон. Одной рабе Божией во сне явилась матушка и сказала: «Поднимите меня, а то я в воде лежу». Когда видение повторилось, сообщили об этом протоиерею Тимофею Павленко, который говорил, что по молитвам Параскевы спасся от смерти, когда сидел за веру в Карельских лагерях. Он собрал верующих, и они раскопали могилу: действительно, вода подступила к самому гробу и он уже сгнил. Тело блаженной, оказавшееся нетленным, переложили в новый гроб.

Пророчествовала матушка и о последних временах. «Как скоро это будет?» – спрашивали её. «Да под Киевом ещё гореть будет. Когда будет свободный вход в Иерусалим. Будет Третья мировая война, и пойдёт она с Кавказа», – отвечала блаженная.

Мощи блаженной были обретены 30 октября 2008 года. Примечательно то, что с мощами находится сохранившийся нательный крестик, который носила матушка Параскева при жизни и с которым была погребена. В 2013 году состоялось местное прославление Параскевы в пределах Северодонецкой епархии.

Мощи св. Параскевы в Северодонецком храме

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий