Мир в коробке

Картинки в мобильнике

Будучи в Нерехте, что в Костромской области, ну как не зайти в Варварину церковь? Много-много лет назад, когда в ней располагался Музей природы, ходил я вокруг, поражённый красотой храма. Думал: «Наверно, люди, которые в нём служили и молились, были особенными, во всяком случае по-особому ощущали красоту Божьего мира». Не прошёл мимо Варвариной церкви (или Воскресенской – так она называется по первому престолу) и наш корреспондент Константин Майбуров – был он там сравнительно недавно, когда уже храм открылся, пообщался с его настоятелем о. Григорием Лыжиным («Нерехта от века и до века», № 852, май 2020 г.). Батюшка тогда подробно рассказал о приходских делах, о воскресной школе. Но я пришёл в храм, чтобы поговорить с настоятелем о другом…

Отец Григорий Лыжин

Встретились мы у входа в воскресную школу. Входим и попадаем в просторный зал, по стенам которого развешаны фотографии.

– У вас здесь фотовыставка? – спрашиваю. – И чьи фото?

– Мои. Старые работы, ещё с первой выставки, – отвечает отец Григорий. – Вторая моя выставка была в Питере, в Александро-Невской лавре, а третью отложили из-за ковида.

– Давно вы фотографируете?

– Пять лет всего. Я просто любитель, на мобильник снимаю.

Проходим по выставке. Снимки сделаны в основном в Нерехте, но есть сюжеты и из Подмосковья, с Урала.

– А вот радуга какая яркая! – говорю. – Не верится, что на мобильник снято.

– У меня есть профессиональный фотоаппарат со сменными объективами, но не будешь же всё время его с собой таскать. К тому же пейзажи я не снимаю, со светом мало работаю – для меня важна фактура жизни, образы её. Для этого достаточно смартфона. Айфоном двенадцатой серии можно даже ночные съёмки делать.

«Это фото назвал “Воздухоплавание”»

– Но там объектив маленький, – не сдаюсь. – Например, как вы макросъёмку делаете?

– А зачем она нужна? Макросъёмкой я недолго игрался – снимал муравьёв, пестики да тычинки. Но это же не наш мир: будто ты в насекомое превратился и всё вокруг огромное. Мне интереснее наша жизнь, человеческая. Вот пока я сюда шёл, чтобы с вами встретиться, такой кадр поймал.

Батюшка достаёт смартфон, показывает. На фото рабочий, стоя в поднятом вверх экскаваторном ковше, закрепляет два праздничных флажка на верхушке фонарного столба.

– А вон любопытная берёза высунулась из-за забора, – комментирую снимок. – Наверное, жалеет фонарный столб, у которого всего два «листика».

– Вот такие моменты с помощью мобильника и можно уловить. Чем ценно фотолюбительство? Оно помогает замечать мелкие детали жизни, тренирует мозг. Мы ведь живём и многого не видим, мимо проходим. А ещё фотографирование приобщает нас к Божьему творению. Я вот рисовать не умею, а иногда хочется не только словами, но и изобразительно выразить своё видение мира – стать сотворцом этого мира. Тут надо понимать, что любое искусство – это не творчество, а сотворчество. Даже когда художник чего-то придумывает, он опирается на увиденное в Божьем мире. И фотография вполне выражает такое сотворчество.

Через фото мы можем и сами что-то понять, и другим дать задуматься. Вот здесь, на выставке, есть снимок, на котором мужики сидят на детской карусели. О чём вы думаете, когда видите это? Что все мы внутри дети… А вот бабушка через железнодорожные пути перетаскивает тележку. Такая вот жизнь, судьба… А это я в Москве снял: пожилая дама входит в магазин «Алёнка». Тут и грусть, и надежда – кто как почувствует.

– А это кто кощунствует? – показываю на другое фото, на котором в костре горят кресты.

– Это на кладбище, утилизация старых могильных крестов. Когда увидел это, почувствовал что-то апокалипсическое. Представилось, что будет с нами в конце мира, перед Вторым Пришествием… А вот здесь я забрался внутрь дома, в котором был пожар, и через обгорелое окно снял нашу Варварину церковь. Как бы взгляд на вечное из жизненной катастрофы.

Варварина церковь – взгляд на вечное из жизненной катастрофы

– Наверное, здесь тоже намёк на катастрофу, уже глобального масштаба? – показываю на фото помятого школьного глобуса, выброшенного в мусорный бак. – Не брезгуете помойки фотографировать?

– В жизни есть красивое и не очень. Кстати, первый свой снимок я сделал, когда выносил мусор на помойку. Увидел там на снегу кем-то выброшенный букет цветов. Он уже увядал, но был прекрасен. И так жалко стало кого-то, неизвестного мне…

«Иду я однажды…»

– О, деревянный забор у вас каким фактурным получился! – перехожу я к следующему снимку. – В фотошопе обрабатывали?

– Просто в смартфоне цветности добавил. Фоторедакторами я редко пользуюсь, но считаю, что редактирование фотографий, если оно умелое, вполне допустимо. Тут дело в чём? Все мы видим мир по-разному. Объекты существуют одинаково для всех, но в сознании они преломляются по-своему. Я вот увидел, что забор сказочный, и чтобы другие это почувствовали, цветности добавил. А потом, кстати, узнал, что раньше этим забором был ограждён детский садик, а потом какой-то хозяин его к себе перенёс. Ведь неслучайно я такое несоответствие почувствовал, что забор здесь посторонний, из другого мира?

Такую «посторонность» довелось почувствовать ещё раз, когда у нас в Нерехте проводился фестиваль воздухоплавания. Всё небо в воздушных шарах – снимал это, но как-то не трогало. Но тут нашёл ракурс: один из шаров появился на фоне нашего храма. Шар вдалеке, он маленький – и так странно «тыкается» в мощную храмовую стену. Вот этот снимок…

Смотрю: да, есть в картинке своя философия. Мы привыкли представлять монгольфьеры гигантскими, а наши потуги покорить небо – героическими, но как жалко выглядит этот шарик на фоне дома Божьего!

– Через фото можно многое передать: чувства, мысли, настроения, ощущения загадочности этого мира. Иду я однажды, смотрю: муха села на листочек со стрелкой. Кто-то зачем-то на берёзовом листочке нарисовал стрелку, муха по ней поползла, а я подошёл и сфотографировал. Три этапа. Как всё сложно во вселенной. Не знаю, меня почему-то это тронуло.

– А я смотрю на фотографию – и это уже четвёртый этап, – шучу. Но понимаю батюшку: иногда в простых вещах такое открывается. – Да, интересно. Стрелка направлена вниз, а муха ползёт вверх?

– Вверх? Я и не заметил. Тем и удивительна фотография… А самое удивительное – на снимках остаётся то, чего уже нет. Вот смотрите: дом стоит у нашего храма. А сейчас на его месте стоит ваша машина, вы там припарковались. Потому что дома уже нет, его разобрали после пожара. Но вот же он, на фото!

В основном-то я снимаю в нашем городке. Он хоть и небольшой, но постоянно новое вижу. Выходишь из дома, идёшь в храм, потом по делам – одним и тем же маршрутом. И всегда что-то встретишь…

– А вы не местный?

– Нет, мурманский. Из Снежногорска, который раньше назывался Мурманск-60. Это рядом с норвежской границей.

– Раньше в Мурманской области и храмов-то почти не было. Как вы в Церковь пришли?

– Да обычно. В предпоследний год советской власти, в 9-м классе, написал в сочинении, что комсомол скоро умрёт и власть коммунистов тоже. Чуть ли из школы не выгнали! Ну а я продолжал свои поиски – записался в научную библиотеку и стал читать основоположников русского анархизма. Решил стать врачом, чтоб служить людям. Но в медицинский не поступил. Будучи в Шарье, на Костромской земле, зашёл в храм, там попросили помочь – и остался алтарником.

В жизни бывают неожиданные повороты. Однажды к нам в школу на «Урок мужества» пришли моряки-подводники. Рассказали о своей службе, потом пошла речь о том о сём. Один моряк почему-то пересказал статью в «Огоньке» про семинарию, как там учатся. После в библиотеке нашёл эту статью и прочитал. Было любопытно – всё равно как заметка про инопланетян. В шутку кому-то сказал, что вот в семинарию думаю поступать. Представляю, как бы я удивился, скажи мне, что через четыре года я и вправду буду учиться в духовном училище в Костроме.

Перелом наступил, когда я встретил свою будущую супругу, человека уже тогда религиозного. И был момент, когда я почувствовал, что Бог – вот Он. Как вы сейчас предо мной. Он здесь. И всё стало тихо, спокойно, в голове ясность. После духовного училища меня рукоположили, затем экстерном закончил семинарию в Костроме. Служил на дальнем приходе, в посёлке Павино, оттуда перевели в Нерехту. Пока что это вся биография.

– Можно ли сказать, что занятия фотографией помогают в священническом служении? Это ведь тоже одна из форм проповеди?

– Однозначно. Выкладываю фото на интернет-форумах – там бывают обсуждения – и думаю, что кому-то это приносит пользу.

Лицом к лицу

Зашла речь об Интернете, и батюшка встал на его защиту:

– Нет, не соглашусь, что это помойка! Тогда можно сказать, что вся наша жизнь – помойка. Но мы же прекрасно знаем притчу о мухах и пчёлах – кто что ищет. Вот приведу пример. На одном из форумов вышел на меня человек, который был в отчаянии, что он предал свою веру – принял ислам. Я через своего знакомого связался с Православной Миссией в Саудовской Аравии, подсказал адрес этому человеку, он пришёл, покаялся, причастился – и всё, встал на путь спасения. Вживую этого человека я не видел, но через Интернет помог.

– Вы ведёте в Интернете свой блог?

– Отвечаю на вопросы, пытаюсь помочь людям. Бывают очень тяжёлые случаи. Одна женщина пишет: «И жить с этим мужчиной не могу, и без него не могу, что посоветуете, батюшка?» Господь дал мне мысль спросить: «А что предшествовало этому?» И тут – картина маслом. Оказывается, она пошла к ворожее, чтобы того мужчину приворожить, и в результате всё у неё запуталось. Это был публичный у нас разговор, а что в личке, то и озвучивать не буду, там такие страшные истории… И вот как бросишь этих людей? Их спасать надо.

Или взять информационно-развлекательный ресурс «ЯПлакалъ». Известная ведь «помойка»? Попов там костерят, вообще публика атеистически настроена. Но кому проповедовать, как не им? Чем эти оболтусы хуже американских индейцев, к которым наши проповедники ехали за тридевять земель? А к этим никуда ехать не надо, включи компьютер – и вот они.

– Так они же не будут слушать проповеди?!

– А смотря какие. Да, пытаться на словах им объяснять бесполезно – в ответ летят такие бездумные штампы, которые не перекопытишь. И вот здесь пришла мне на помощь фотография. Стал делать мемы – картинки с подписями. Они мне слово – я им мем. Они снова – я другой мем. Попробуй с картинками спорить. И ведь действует! У них давно уже клиповое сознание, только так их и проймёшь. Для меня, как ни странно, это был бесценный опыт – как реагируют люди, недружелюбные к Церкви, на тот или иной контент. И подтвердился правильный подход к ним: им надо не логически объяснять – они логику не воспринимают, – а образно. Там логика вообще «отдыхает», никто аргументов не слушает.

«Дорога к храму»

– Что меня поражает, – делюсь своим впечатлением от общения на подобных форумах, – так это примитивный набор идеологических штампов. До сих пор трясут мемом «Батюшка на “Мерседесе”».

– Да вот недавно на наших форумах «постили» фото священника из Ярославля рядом с «Мерседесом». Взяли с одного ресурса. А там есть и другие фото, и я в ответ их разместил: как этот священник «Мерседес»-то освящает. То есть машина вовсе не ему принадлежит. Но этого мало, чтобы «упёртых» переубедить. Надо им показывать фото жизни обычных батюшек, которые вовсе не роскошествуют, а живут весьма скромно, особенно на селе. Такие фото не «в топе», их не видят. Вот здесь и надо работать, подключать образный материал. Правду жизни ведь несложно показать, но никто этим не занимается, мол, пусть они барахтаются в своём болоте, а я дальше пойду.

– В старину в народе были популярны лубочные картинки, потому что далеко не все умели читать. Возвращаемся к этому?

– Сейчас текстовая информация молодёжью плохо воспринимается. Больше смотрят видео и фотографии. К сожалению, это так.

– Как в епархии относятся к вашей проповеди в Интернете?

– По-разному. В нынешнем Великом посту владыка вызывал меня, предупредил, чтобы осторожнее высказывался в публичном пространстве. Но это касалось конкретной темы – спецоперации на Украине. Одного нашего священника ведь оштрафовал Роскомнадзор. Тут и вправду надо быть осторожнее, не повторять непроверенную информацию. Но у меня-то, как уже сказал, аргументация идёт через изобразительный материал, а не через текстовую информацию. Хотя и здесь могут быть подводные камни. На нашем Нерехтском форуме разместил я ночное пейзажное фото, обработанное в фотошопе: наложил на снимок другое небо – более выразительное, звёздное, с полумесяцем.

И последовал комментарий: «Батюшка, а почему у вас месяц мусульманский?» Отвечаю: «Иногда луна – это просто луна».

– В фотоконкурсах вы тоже участвуете?

– Послал снимки на фотопремию «35AWARDS». В конкурсе «Краски осени» были участники со всего мира, из 2 152 городов. И моё фото с ночным мостом заняло 17-ю строчку рейтинга. Но я больше в конкурсах участвовать не буду.

– Почему?

– Понял, что там «в тренде». Это моё фото моста было обработано в фотошопе, поэтому получило высокую оценку. А другой снимок, более художественный, я считаю, поставили на 32-е место. Что там ценится? Причёсанные фото, глянец. Это общий такой потребительский «тренд», чтобы фотографии были обработанными – не настоящими, но красивыми. Не только в портретах убирают морщины, но и даже пейзажи подрисовывают. Это искажённое отражение Божьего мира. А я считаю, что надо мир отражать таким, какой он есть. Да, мой мост, который я в фотошопе обработал, красиво выглядит. Но его не существует, он не из нашего мира. Так что на этом фотоконкурсе посмотрел я на себя, на других – и пошёл дальше своим путём.

– Каким?

– Видеть жизнь, осмысливать её и дарить это понимающим людям.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий