Кто есть кто
Балерина Илзе Лиепа, дочь знаменитого латышского артиста балета Мариса Лиепы, отказалась уезжать из России, хотя имеет литовский паспорт. «Не уехала, потому что я патриот, без всякого ёрничества это говорю, – объяснила она в беседе с ведущим Ютуб-передачи “Эмпатия Манучи” Вячеславом Манучаровым. – Я русский, православный человек и буду со своей страной, через что бы она ни прошла». О тех, кто сбежал: «Теперь мы понимаем, кто есть кто. Но всё честно. Это очищение». О вере: «Я в этом не выросла, как и многие из моего поколения, мы пришли к этому в течение жизни. Но пришли, слава Богу», – говорит Илзе.
Для меня это интервью прошло бы незамеченным, если бы не знакомый, который нашёл сообщение о нём в каком-то русофобском прибалтийском издании. Поискал отклики в российских СМИ. Нашёл один, в «Российской газете», остальные издания не заметили, на ТВ тоже не заинтересовались.
Обратите внимание: нам почти не дают положительных образов, избегают говорить о тех, на кого мы можем ориентироваться, умнеть вместе с ними, обретать совесть. Особенно старательно игнорируют, если это православные. Впрочем, не жалуют и неверующих, если это действительно достойные люди. Помню, как атеиста Алфёрова позвали на «Дождь», чтобы разоблачил Церковь, а он наотрез отказался это делать, потому что уважал православие, зато ведущим от него досталось так, что сто раз пожалели, что позвали. Глубокого, умного человека трудно использовать в своих целях.
Во многом поэтому люди, с которых можно брать пример, почти ушли из зоны видимости. Они мешают. На днях патриоты-на-час устроили травлю Константина Затулина – председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Он якобы усомнился в принадлежности к России новых регионов. Затулин – один из тех, кто болеет за страну и все минувшие годы что-то реально делал для того, чтобы сохранить связи между бывшими советскими республиками.
Началось всё с передачи журналиста Владимира Соловьёва. Согласно нашей военной доктрине, основной повод для применения ядерного оружия – «агрессия против России с помощью обычного оружия, когда под угрозу поставлено существование государства». А так как Херсон уступили украинцам, не пора ли применять? – намекнул Соловьёв. Это он не всерьёз, конечно, обычный приём журналистской провокации. Затулин этого легкомыслия не понял. Впоследствии он внятно объяснил, о чём был спор в студии: «Спор был о том, следует ли из факта военных действий на территории Запорожья, Херсона и Донбасса делать вывод о необходимости нанесения ядерного удара по Украине, посягающей на нашу территориальную целостность… Ядерный удар по Украине был бы глупостью и преступлением… Делать вывод, что в этой борьбе надо срываться на применение ядерного оружия – значит, расписываться в том, что мы не способны победить без этого». В пылу дискуссии сказал про Херсонскую область, что она спорная. В том смысле, что за неё идёт военный спор с Украиной. Но это слово выхватили из контекста – и понеслось. Депутат Госдумы от партии «Новые люди» Антон Ткачёв договорился о том, что Затулиным могут заинтересоваться силовики…
Россия показала за эти месяцы и свою силу – тотальные санкции, призванные её сломать, даже не пошатнули страну. Недавно спустили на воду очередной ледокол – самый мощный в мире. Кому мы этим обязаны? В сентябре на Белоярской АЭС выведен на полную мощность реактор на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом, что может на тысячи лет продлить существование атомных станций. Настоящий прорыв, который, конечно, не замалчивается – о нём можно услышать в новостях. Но очень сложно найти подробности, а главное – имена, понять, кто эти тысячи безымянных людей, которые стоят за десятками подобных событий в условиях жесточайших санкций. А в прайм-тайм идёт поиск супостатов среди совершенно не тех людей.
Страна показала свою силу, но в не меньшей степени и слабость. Что-то лежит на поверхности. Генерал-лейтенант в отставке и член думского комитета по обороне Андрей Гурулёв сообщил, что куда-то испарились 1,5 миллиона комплектов формы, которую сейчас покупают мобилизованным, собирая с миру по нитке родные, местные власти. Форму со складов никто не воровал, речь о другом. Комплект «Ратник» стоит 90 тысяч, включая бронежилет. На его закупку были выделены 135 миллиардов. Значит, должны были лежать в ожидании своего часа 1,5 миллиона комплектов – это больше, чем у нас есть военнослужащих. Час пробил – формы нет. Что дальше? Срочно отправили в отставку генерала армии Дмитрия Булгакова, который 12 лет, будучи заместителем министра, отвечал за обеспечение войск. Это наказание за гибель наших ребят? Или виновен кто-то другой?
Генерал-тыловик отделался «переходом на другую работу». Более мелкую рыбёшку ловят и даже сажают. Так, в Туле осудили трёх начальников вещевой службы – подполковника, майора и старшего прапорщика, разворовавших обмундирование на 30 млн рублей. Но даже если наказывать виновных, это не сможет поставить крест на практике тотального воровства. Практика последних столетий показывает, что наиболее доступный способ исправить положение – поставить самые уязвимые направления под контроль общества. Это не идеальный выход, но лучше, чем оставить чиновников без присмотра. Понятно, что они будут сопротивляться до последнего. Но каков другой выход? Война – это всегда экзамен, который принимают враги. Поэтому не вывернуться, не договориться, не замолчать свои ошибки. Система оценок предельно наглядна – победил или проиграл.
Валерий, он же Читатель, напомнил мне в своем давнем комментарии, о моём обещании покинуть сайт “Вера” по определенной причине. Я выполнил обещание, моих сообщений на сайте нет. Нынешний комментарий выйдет только в единственном экземпляре. Сайт “Вера”, я иногда читаю. Интересные и душеполезные статьи от авторов (редакции сайта), но поразительно мало ответов читателей. Неужели трудно написать комментарий, просто в поддержку мнения автора статьи или наоборот, с чем Вы не согласны. Про Выше упомянутого комментатора – я понял говорить нечего.
Я обращаюсь к другим читателям, поддержите в столь трудное время сайт “Вера” своими добрыми сообщениями.
С уважением, священник Александр.