Икона

Алексей ИЛЬИЧЁВ

Отживают своё хутора. Покидают их люди, оставляя обжитые места, отправляясь на жительство в посёлки покрупнее, а то и в города, ища в них лучшей доли. С кого спросить за это? И разве уезжающих людей можно винить? Само время, сама жизнь хуторян обернулись так, что они с мест своих сорвались и помчались в неизвестность.

Мы с сестрой, часто бывая на каникулах у дедов, захватили это время обезлюдения. Тяжко было на сердце. Помню, как дом за домом пустели некогда оживлённые улицы, как уехал последний сосед. Как деды, оставшись одни в опустевшем хуторе, превратились в отшельников. Кругом стояли полуразваленные, обездушенные хаты, с выломанными дверями и покосившимися оконными ставнями, похожими на искривлённый рот издающего предсмертный крик человека.

Фото И. Иванова

Играя, мы частенько забредали в такие дома. Нас вело туда любопытство, иногда подкрепляемое интересными находками. Как залихватские «золотоискатели», промышляли мы с целью добыть себе что-то ценное. Мы соорудили себе хатушку и тащили в неё всякий хлам, пригодный разве что для детских забав. Добыча обычно была невелика и состояла из пары проржавелых кастрюль да какого-нибудь увесистого чугунного утюжка. Но однажды удача была настолько к нам благосклонна, что мы отыскали настоящее сокровище! Как-то заглянув в заброшенный домик по соседству, я заметил в углу стены, заплетённой паутиной, настоящую икону. Она была, очевидно, старинной, намоленной не одним поколением людей.

– Оксана, посмотри, тут икона! – радостно прокричал я.

Она, на минутку оторвавшись от коробки с нитками, найденной в одной из комнат, взглянув на икону, сказала:

– Знаешь, её нельзя трогать.

– Почему нельзя? – недоумевая, спросил я.

Тут сестра, ещё раз взглянув на дивный образ, ровным голосом серьёзно ответила:

– Это чужая вещь. Вдруг случится несчастье…

– Ты что?! Это же икона! Её нельзя оставлять! – отпарировал я и, мало-помалу убедив сестру в правоте своих слов, снял со стены икону.

Прибежав домой, мы стали рассматривать находку. На доске, а вернее, на выпиленной деревянной основе масляными красками был мастерски написан образ Приснодевы. В алых, изумительной красоты одеждах, немного тронутых временем, с непокрытой, несколько склонённой в печали головою, с золочёным нимбом была изображена Дева Мария. Что это была именно Она, мы не знали, но почуяли детским сердцем.

Нам до того понравилась эта икона, что мы затеяли спор о том, чья она теперь будет. Нас, горячо спорящих меж собою, в конце концов помирила бабушка Антонина, сказав:

– Вы нашли её вместе, значит, она ваша. Но ведь её не увезёшь, разрубив пополам? А значит, решим так: чей отец первым приедет, у того икона и будет.

В этот раз повезло мне. Мой отец с рыбалки заехал за мной и забрал домой.

Повесив обретённую икону в восточном углу летней кухни, мы изредка крестились перед нею, а она печалью своей навевала нашим душам тихую грусть. Так прошло некоторое время. В одно лето мы собрались навестить крымское море, а на хозяйстве оставили двух бабушек – мою прабабушку Зою и её сестру Таю. Через месяц, вернувшись домой, мы увидели их, радостно встречающих нас у ворот.

Бабушка Зоя, добрая как светлый ангел, нетерпеливо приглашала нас пить чай на кухню. Когда мы туда зашли, то обомлели от ужаса! В углу висела уже «новая», неумело размалёванная икона, напрочь лишённая своей былой красоты и величия. Без слёз на неё было не глянуть: в зелёной кофте со здоровенными коричневыми пуговицами, «подстриженная» под каре, с ярко накрашенными губами, немного стыдливо изобразилась на доске светская женщина.

– Вы что наделали?!. – только и смогла горестно произнести мать.

– Да мы только хотели её немножко подкрасить. Может, покрасивше стала бы. Думали, и вам понравится… – нелепо оправдывались изумлённые бабульки-художницы.

Икона доныне в нашей семье. Со временем её лик обновился и просветлел, но всё остальное, к сожалению, осталось неизменным.

Я порой думаю: может быть, действительно не стоило её забирать из покинутой хозяевами хаты? Оставить стоять там, в прежнем уголке, навечно охранять обезлюдевшие, упокоенные тишиной места.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий