Устюжские уроки
Пётр ЛУЖИН
Когда идёшь по набережной Сухоны, издалека видны белые нарядные стены и кованые узорные решётки на окнах богато убранной декором церкви. Это церковь Вознесения Господня на Торгу, построенная в Великом Устюге почти четыреста лет назад, самая старинная в городе. Под спудом здесь покоятся мощи праведных Иоанна и Марии Устюжских, почитаемых в городе как покровители семьи и брака.
В храме не совершаются литургии – они происходят в других церквах, которых в Устюге с нынешним числом верующих, наверно, даже более чем достаточно. Лишь в день Вознесения Господня многие годы здесь служится праздничный молебен.
Здание храма занимает Музей древнерусского искусства, в котором можно увидеть высокий резной иконостас во всю стену, иконы, деревянную церковную скульптуру и предметы с лицевым шитьём: плащаницы, покровцы, воздухи. А дети в этом музее могут не только увидеть иконы, но и узнать процесс их написания и даже побыть немного иконописцами. Как? Я вместе с детьми побывал на таком занятии и увидел всё сам.
Занятие начинается с рассказа о том, что такое икона. Прямо перед глазами потрясающий пример – пятиярусный иконостас восемнадцатого века. Поднимаешь голову, рассматриваешь, слушаешь, как экскурсовод Ольга Александровна Малкова рассказывает об особенностях иконописного языка.
На уровне глаз стоит большая, почти с человеческий рост, икона святого Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. В сорока клеймах рассказывается его житие: как приехал богатым купцом в Новгород из-за границы, как раздал всё своё имущество нищим, принял православное крещение, отказался от мирского благополучия, как Прокопий отправился в Устюг, где был подвергнут насмешкам и побоям, как отвёл от города каменную тучу. Через эти маленькие картинки дети видят совершенно другой мир, далёкий от обыденного. Мир, где люди совершают, казалось бы, странные поступки ради Бога. Для многих посетителей новы понятия: «юродивые», «нимб», «лик», «клейма», «обратная перспектива».
Покидаем холодный и гулкий зал и перемещаемся в импровизированную иконописную мастерскую. Обстановка аскетическая, как в келье: иконы, столы, материалы и инструменты, необходимые для работы, ничего больше.
Предназначение некоторых предметов нам непонятно. Ольга Александровна берёт в руки дощечку и рассказывает:
– Это – основа для иконы. Щит из двух липовых, а на Севере чаще из сосновых досок, соединённых с обратной стороны деревянными либо металлическими шпонками. Кстати, по форме шпонок можно определить место и время создания иконы. Перед тем как начать работать на доске, её тщательно просушивали. Это нужно для того, чтобы избежать коробления – выгибания досок по форме годовых колец.
Дощечка идёт по рукам. Дети обращают внимание, что поверхность у доски неровная, на ней есть зазубрины. Это сделано специально, чтобы крепче приклеивалась паволока – холст с редким переплетением, который потом будет загрунтован. Клей используют особый, делается он из плавательного пузыря осетровых рыб. Сам плавательный пузырь тоже можно пощупать. Вот зачем нужна здесь эта странная прозрачная штука!
На холст наносится грунт – левкас. Слой за слоем, пока поверхность не станет гладкой как кость или камень. На эту поверхность наносится контур будущего изображения.
Детям показывают старинный лицевой подлинник – книгу для иконописцев, где собраны канонические изображения святых, прориси, иногда называемые прорезями, которые служат своеобразными шаблонами для икон. «Власы кудреваты, брада Иоанна Богослова», – читает Ольга. Это пояснение к одной из прорисей – канон изображения святого Андрея Стратилата. На полке есть и прориси, подаренные иконописцами Соловецкого монастыря.
Когда контур нанесён, делается золочение – тончайшее сусальное золото приклеивают туда, где изображён нимб, и на части одежды, используют его и для покрытия всего фона иконы. Можно осторожно взять листик золота щёточкой.
Надо сказать, это гораздо сложнее, чем кажется. У меня не получилось. В старину часто использовали гусиное перо или заячью лапку. Когда пишется икона, поверхность доски обмазывается соком чеснока, и золото приклеивается намертво.
«Попробуйте угадать, что это?» – в руках у Ольги Александровны предмет, похожий на зуб животного. Да, это медвежий клык! А нужен он для того, чтобы разгладить лист золота на иконе. Сейчас иконописцы пользуются специальным инструментом. Он называется зубок. Зубок напоминает обычную кисточку, у которой вместо щетины вставлен камень агат.
– Теперь мы примерим на себя роль тёрщика, ученика иконописца, который заготавливал краски, – с этими словами Ольга Александровна ставит на стол три блюдечка с маленькими брусками разных цветов. – Что это, как вы думаете?
Это глина. Обычная глина с берега Сухоны. В руки нам дают стеклянную подложку и пест. Глина с хрустом превращается в порошок. Для того чтобы сделать темперную краску, полученный порошок разводят яичным желтком. Голубая глина даёт красивый небесный цвет, светло-коричневая глина превращается в охру, тёмно-коричневая – в бурый. У нас получилось подобие темперы.
Чтобы испытать растёртую своими руками краску, ребятам раздают прориси скал, которые мы видели на иконе Прокопия Устюжского. Устюг стоит на равнине, но Прокопия всегда изображают в окружении гор – это не географическая неточность, а символ одиночества юродивого. Среди людей он чувствует себя как в пустыне. Можно, поглядывая на оригинал, расписать эти скалы тремя полученными цветами. Не знаю, случайно ли получилось, что работники музея выбрали для раскрашивания именно этот фрагмент, но вышло уместно.
Икона пишется не в той последовательности, как живопись светская: не от крупного к мелкому, а снизу вверх, не от композиционного центра к краям, а от второстепенных объектов к главному. Ольга Александровна объясняет это на примере иконы «Чудо Георгия о змие»: первым расписывается фон, затем поверженный змей, конь, одежды святого. Только после того, как выполнено доличное письмо, самый опытный иконописец пишет лик, волосы и открытые участки тела.
В конце занятия предлагается раскрасить прорись с изображением Ангела Хранителя. И хотя раскрашивают ребята цветными карандашами, но последовательность работы над иконой соблюдают. Цвета, конечно же, строго определены, и каждый имеет свой смысл. Пока дети рисуют, звучат записи церковного хора.
Детям происходящее нравится. Мне рассказали, что в новогодние каникулы занятия идут целыми днями без перерыва. И кажется, всё это очень не зря – церковная жизнь становится доступнее, понятнее. Становится виден маленький кусочек завораживающего, незнакомого прежде мира. Иконы, оказывается, делаются из совершенно обычных вещей: глины, рыбы, яиц, досок. Для большинства юных посетителей занятие просто пройдёт легко и весело, но кто-то из них, возможно, увидит в этом и большее.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий