Никольский крест

Светлана КУДРЯШОВА

Вроде обыденный случай, но всё же… Доставая банку варенья с нижней полки, сильно ударилась лбом о металлическую ручку дверцы. На лбу стала расти шишка. Приложила лёд: боль немного приутихла, но шишка оставалась. Приближался праздник жён-мироносиц, и очень хотелось пойти на службу в храм, а с шишкой на лбу идти было как-то неудобно. Вспомнила, что 22 мая отмечается день перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца, и сразу обратилась к нему с просьбой помочь. А дома у меня есть железный крест, найденный на месте бывшего храма в честь Николая Чудотворца в Выборге. Вот этот крест я и приложила к больному месту. После того как боль ушла, я посмотрела на себя в зеркало и обнаружила, что шишки практически не видно. Даже в таких мелочах угодник Божий помогает!

Железный крест, найденный в Николаевской церкви (фотография предоставлена автором публикации)

Этот крест принесла в молитвенную комнату Казанской иконы Божией Матери сотрудница Выборгской межрайонной больницы. Когда неожиданно молитвенная комната была закрыта – больнице понадобилось помещение, – Никольский крест передали мне, и с тех пор он хранится в нашей семье как священная реликвия.

Так совпало, что в моём роду многие носили имя Николай: это и мой дед, получивший смертельное ранение на Ленинградском фронте в 1942 году, и отец, полковник-связист, автор около 300 изобретений, в том числе в области космонавтики, и мой дядя, участник Великой Отечественной. Даже мой супруг тоже Николай. Поэтому Николай Чудотворец является нашей Крестной Славой, как говорят сербы. А позже я узнала, что и город, в котором живу, начинался с именем Святителя Николая на устах его русских основателей, что с храмом его имени связаны притеснения православных, когда после революции город стал финским. И как мне видится, храм его имени должен быть возрождён в наше время, чтобы восстановилась связь времён, чтобы Выборг вновь ощутил себя твердыней православия.

* * *

Заглянем в историю… Как утверждали выборгские старожилы начала XX века, в юго-восточном районе города Выборга некогда стояла православная часовня Николы Чудотворца, построенная в начале XVII века. По некоторым сведениям, она существовала и раньше, с конца X века, когда в русский город Выбор, основанный новгородским старейшиной Гостомыслом в 788 году, пришло христианство из центра Руси. По древнему устному преданию, которое передавалось из рода в род, часовню возвели около колодца с водой, где было явление иконы Святителя Николая. В часовне икона находилась только в летнее время, с 8 мая по 30 сентября, и перед ней каждое воскресенье служили молебны с акафистами. В остальное же время её помещали в правый, освящённый во имя Николая Чудотворца, придел кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Часовенка была небольшая, с низким потолком внутри, из-за чего во время служб в ней становилось душно и тесно. С увеличением же населения Выборга она не могла вместить и малой части всех богомольцев. В 1898 году открыли добровольную подписку для сбора средств на строительство новой часовни. Народ сразу же откликнулся, и довольно быстро собралась нужная сумма. Было решено новую каменную часовню построить неподалёку от старой, а старую, как самый древний памятник православия в Выборге, оставить и поддерживать.

Через некоторое время тот же комитет из добровольцев, занимавшихся сбором денег на часовню, по предложению коммерции советника Константина Павловича Яковлева решил построить каменную Никольскую церковь. Были составлены её чертежи. Приступая к работе, строительный комитет имел в своём распоряжении не более 9 тысяч марок, а по смете требовалось 53 тысячи. Но как только стало известно о намерении построить церковь, стали поступать добровольные пожертвования со всех сторон – и от выборгских прихожан, и от православных из разных мест России. Осенью 1900 года был заложен фундамент. Наибольший вклад внёс в строительство уже упоминавшийся Яковлев. Константин Павлович владел спичечной фабрикой, кирпичным и винокуренным заводами, лесопилкой и баней, а также несколькими городскими домами. Он же пожертвовал более половины кирпича на постройку церкви, на его средства был расписан и вызолочен иконостас, исполнены живописные работы на сводах храма, выложены все печи, поставлены решётки у клиросов, приобретены кресты на церковь. И хотя расходы намного превысили смету, уже в мае 1903 года храм был освящён архиереем.

Накануне из собора в новую церковь крестным ходом были перенесены икона Николая Чудотворца и частицы святых мощей, которые потом были частью зашиты в святой антиминс, а частью положены под святой престол храма. В тот же день, в 6 часов вечера, была совершена первая всенощная священником Михаилом Успенским. Храм был настолько переполнен молящимися, что многим пришлось стоять снаружи. В конце службы архиепископ Финляндский и Выборгский Николай сказал проповедь, отметив, как обильно притекали доброхотные пожертвования на храм со всей страны.

И пожертвования продолжались. Московское общество хоругвеносцев прислало две хоругви, запрестольный крест и икону Сергия Радонежского. Вдова тайного советника Л.И. Минх из Саратова пожертвовала Плащаницу, напрестольное Евангелие, 400 рублей на покупку ковчега на престол, священных сосудов и запрестольного семисвечника. Жена выборгского купца Н.М. Воробьёва пожертвовала напрестольный серебряный вызолоченный крест и бронзовый напрестольный трёхсвечник. Санкт-петербургский купец А.Ф. Щукин пожертвовал бронзовое вызолоченное паникадило, а жена купца Аполлинария Петровна Павлухина – «Голгофу». Перечислять можно долго… Но это важно знать, памятуя, что потом произошло.

В своей проповеди владыка Николай напомнил, что новый храм построен на прежнем месте упокоения православных жителей города Выборга, и это тоже важно знать. Пригласив всех помолиться о погребённых здесь, владыка и духовенство вышли из церкви и совершили краткую литию.

Новоосвящённый храм вместимостью 400 человек поражал обилием света, благодаря устройству окон выше человеческого роста. Иконостас в нём был двухъярусный, с иконами, писанными на цинке. Своды храма были расписаны, а за клиросами и по стенам были размещены святые иконы – дары жертвователей. Церковным старостой храма был назначен сын благотворителя, коммерции советник Александр Константинович Яковлев, который в 1916 году будет удостоен от императора золотой медали «За усердие».

Таким было внутреннее убранство храма Святителя Николая в Выборге (фотография предоставлена автором публикации)

 

Макет храма (фотография предоставлена автором публикации)

 

С получением независимости Финляндией все 16 выборгских православных храмов были конфискованы, и в 1918 году Выборгскому приходу была возвращена только единственная из православных церквей – Николаевская. Однако уже в 1919 году власти Выборга заявили о желании получить в пользование города участок земли, который был предоставлен приходу с 1849 года и на котором располагались Николаевская церковь, сохранившаяся в Выборге самая древняя православная часовня с древнейшим православным кладбищем (возможно, конца X века) и богадельня Выборгского русского купеческого общества. Поскольку каменную Николаевскую церковь не представлялось возможным перевезти на другое место, то город соглашался купить здание храма, уплатив за него 150 тысяч марок, а за здание богадельни – 100 тысяч.

Отказаться было невозможно. Приходское собрание 1 июня 1919 года уполномочило благотворителей Фёдора Ивановича Сергеева и Александра Васильевича Жаворонкова начать переговоры и оформить сделку с городом. Оттягивали её как могли, но в августе 1924 года был подписан окончательный договор. Из полученной суммы православный приход направил 150 тысяч на постройку кладбищенской церкви Всех Святых на Крестовом холме, а 100 тысяч поступило в фонд благотворительного комитета Выборгского прихода. Здание церкви было передано лютеранскому приходу. К счастью, здание лютеране сильно перестраивать не стали.

В советский период храм оказался на территории приборостроительного завода, в нём располагался отдел конструкторского бюро. После проведённой в России приватизации здание оказалось на территории винного терминала и завода «Малета», которые в настоящее время находятся в стадии ликвидации после признания их банкротами. Сегодня храм используется под складское помещение.

Такая вот история. Смотришь на Никольский храм, зажатый с двух сторон трубопроводом и безликой советской трёхэтажкой, и плакать хочется. Наше небрежение к святыне оказалось ничуть не менее гибельным, чем притеснение русских православных людей финнами.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий