Дело молодое
В нашей Церкви в своё время было много начинаний в тех областях, которые напрямую не связаны с богослужением. Некоторые, как, например, церковная благотворительность или реабилитация наркозависимых, были сразу же подхвачены и пошли в рост. Другие забуксовали – если и развиваются, то где-то на местах, широкого движения из них не получилось. Помнится, как в 1992 году наша редакция вместе с иеромонахом Трифоном (Плотниковым) ездила в Москву на Первый съезд православной молодёжи. Там были выбраны руководящие органы, принята программа действий – и где всё это? Тридцать лет уже прошло. В ту пору никакого опыта организации молодёжи, помимо комсомольского, у нас не было. Да и сейчас с этим трудно – такова специфика возраста, говоря по-научному, асоциального. Поэтому ценен опыт тех, кто не боится искать новые подходы, экспериментировать. Нынешней весной в Вологде прошло необычное мероприятие с участием священников и правящего архиерея – дебаты «Ринг» на тему «Вологда для молодёжи: вчера, сегодня, завтра». Как утверждает глава молодёжного отдела Вологодской епархии иерей Михаил Максимов, «это, наверное, первый в истории Церкви такой ринг мэра города с главой митрополии». Встретились мы с отцом Михаилом в молодёжном отделе, что располагается в просторной двухэтажной воскресной школе при храме Святого апостола Андрея Первозванного.
ПРОТИВ КОМАНДЫ МЭРА
– Отец Михаил, ринг – уж как-то воинственно звучит…
– Это просто внешний антураж. В большом зале, который вместил более трёхсот зрителей, было устроено что-то вроде боксёрского ринга, верёвки натянули, но дебаты проходили на обычном помосте. «Ринг» в городе не первый год проводится, на него вызывают значимых для Вологды личностей, часто на нём и мэр города выступает. Когда нашему архиерею, митрополиту Савве, предложили поучаствовать, он согласился, решив приурочить это к епархиальному молодёжному форуму. Собрал молодых священников: «Сможете со светской молодёжью посостязаться?» Сама идея ему понравилась – новые формы, такого у нас ещё не было.
Как всё проходило? Нашу команду возглавлял владыка, их – мэр Сергей Воропанов. Капитаны участвовали в заключительной части, когда надо было ответить на вопросы из зала. За всё выставлялись оценки зрителями – они поднимали или красные карточки, цвета нашей команды, или синие.
– А в команде соперников кто был?
– Активная городская молодёжь, которая работает с мэром, участвует в деятельности администрации. Формат дебатов для них был привычным, поэтому они имели преимущество. Мы-то привыкли говорить проповеди, которые заранее готовим, а тут требовалось за минуту подготовить высказывание по вопросу, который задавался спонтанно. Поэтому мы поначалу волновались и первый раунд проиграли.
Вопросы можно было выбирать из предложенных. Я выбрал «Религия для человека или человек для религии?». И вот как за минуту на него ответить, чтобы наши судьи – почти триста молодых людей в зале – тебя поддержали? Потом было ещё три вопроса: «Уехать нельзя остаться» – что в Вологде такого, чтобы молодому человеку остаться там жить и работать; «Проблема отцов и детей»; «Доброе дело любит тишину?». В итоге мы набрали 40 очков, а команда мэра – 90. Поражение нас только раззадорило. Во втором раунде надо было отвечать на спонтанные вопросы из зала, импровизировать, и здесь мы взяли верх. В итоге мы победили со счётом 140 против 130.
– Какие вопросы молодёжь задавала?
– Например, нужен ли наставник тем, кто приходит в храм. Команда мэра ответила, что наставник не нужен, потому что человек должен сам до всего докапываться, проявлять самостоятельность мышления, а иначе он развиваться не сможет. Вроде бы логично, да? Но когда на этот же вопрос отвечал наш священник, отец Антоний Яблоков из села Усть-Кубенское, то прям зажёг публику, показав проблему с неожиданной стороны. Он сказал, что наставники есть всегда, начиная с родителей. Кто они, как не наставники? То же самое и в Церкви – должны быть люди, которые могут всё показать и подсказать. И рассказал: «Когда в наш храм в Усть-Кубенском приходят новички, я забираю их к себе, чтобы вместе чаю попить и поговорить. И заодно я знакомлю их с простыми вещами, без которых невозможно понять, что такое храм и богослужение». И тут зал увидел: вот живой священник, знающий то, о чём ты, может, и не догадывался, – и это нормально, чтобы он поделился с тобой знанием, пониманием, переживанием жизни в Боге. Речь отца Антония даже мэра зажгла, в конце он лично наградил молодого священника и попросил его пригласить на чай к себе в Усть-Кубенское.
В заключение выступил и наш владыка, сказав: «Я порадовался, что замечательные вопросы все задавали, и эти вопросы говорят о том, что, во-первых, к вере молодые неравнодушны, а во-вторых, все любят свой город, свой регион. Мне это очень важно». Что интересно, сразу после «Ринга» народ расходиться не стал, столпились около священников, задавали вопросы. А когда мы вернулись в епархию, владыка предложил: «Давайте на следующий год тоже пойдёте?»
ГОРОД ВОЗМОЖНОСТЕЙ
– Вы сказали, что «Ринг» был приурочен к православному молодёжному форуму. Давно он у вас проводится?
– Уже седьмой год. В нынешнем он назывался «Вологда – город твоих возможностей» и продолжался целую неделю. Свои направления были для студентов и школьников, работающей и семейной молодёжи. Например, семейным показывали мультфильмы, а священник объяснял, как выбирать мультики для детей: в каких звучит христианская тема, а какие с плохим подтекстом. В течение трёх дней проводились квесты по храмам Вологды. Ребятам намечался какой-нибудь храм – а их у нас двадцать в центре города, – и они должны были узнать его историю, а потом ответить на вопросы. Было 47 команд по пять человек, а всего форум охватил пятьсот молодых людей.
– Все православные?
– А как их делить? Ребята из ГорКома35 – молодёжной организации под эгидой городской администрации – тоже спросили: «Ваши православные будут?» Ответил им: «А вы спросите своих из организации – школьников и студентов. Разве среди них нет православных?» Было у нас направление по семейной теме, где собрались молодые люди, которых мы не знали. И что оказалось? Большинство из них крещёные и на богослужениях бывают. Последний день форума проходил в Спасо-Прилуцком монастыре, молебен был – и ведь все пришли. Значит, у них есть интерес и какое-то понимание православия.
– В семейном направлении, наверное, только молодые мамы участвовали?
– Парни тоже, причём и неженатые, которым ещё предстоит создавать свои семьи. На дебаты приглашали священника и светского человека, которые рассказали, как они видят семейные отношения. Как ни странно, возникла дискуссия, нужна печать в паспорте или нет. Сейчас ведь в моде фактические браки, проще говоря, сожительство. Об этом тоже поговорили. Также молодым была интересна дискуссия с приглашённым профессором семинарии Алексеем Васильевичем Оботуровым, который рассказал, как в наш век электронных гаджетов не стать рабами цифровизации.
– Форум ваш православный, а участвует в нём светская молодёжь?
– Официально он назывался «Духовно-просветительский молодёжный форум». Организаторами были ребята из городских и областных молодёжных организаций, студенты из университета, а также представители так называемого Молодёжного парламента. Вместе выдвигали идеи, формировали программу. Изначально-то идея была наша, но так уж сложилось. У этих организаций большой опыт, есть помещения, технические возможности – почему бы не объединить усилия? Например, у них хорошо поставлено дело с оповещением, с электронной рассылкой, а у нас такого нет. В нашей епархии в молодёжном отделе только два человека – я и заместитель. Ещё есть помощники на приходах, которые решают разные организационные вопросы и пишут новости на сайт и в соцсети. Но это несравнимо с той «машиной», что налажена светской молодёжью.
– У вашего молодёжного отдела какая мечта?
– Он существует всего четыре года, как меня сюда назначили, а прежде молодёжью занимался социальный отдел. Так что мы в начале пути, пока не до мечтаний – насущные бы вопросы решить.
– Наверное, вам нравится с молодёжью работать, раз взялись за это?
– Признаюсь: нравится! Родом я из города Кадников, что под Вологдой, и уже там был президентом своей школы. Занимался общественной работой с таким упоением, что даже учёбу забросил. До сих пор кошмарные сны снятся, как я выпускные экзамены сдаю. А тогда мне хотелось «замутить движуху», чтобы жизнь в Кадникове стала интереснее. Одновременно я пономарил в городском храме…
– Ещё школьником?
– В храм я пришёл второклассником: «Примите меня в воскресную школу!» Почему вдруг туда потянуло, уж и не помню. Родители хоть и были верующими, но в храм не ходили, отец даже крестика не носил. Наверное, всё произошло из-за дополнительных занятий в школе. Моя мама проводила там занятия по рукоделию, а я уже умел и вязать, и вышивать – научился от неё дома. Хотелось нового. Стал заниматься в воскресной школе, тогда же в Ильинской церкви принял святое крещение. Богослужение сразу полюбил, и восемь лет, до 11-го класса, пономарил на службах. Сразу после школы поехал поступать в семинарию.
Там, на абитуре, забавный эпизод случился. Когда мы только приехали поступать, в Софийском соборе была архиерейская служба. После неё будущих семинаристов посадили на автобус и увезли в Спасо-Прилуцкий монастырь, где находилась семинария, а я чего-то потерялся. Знал только отца Алексея Сорокина, подхожу к нему: «Батюшка, что мне теперь делать?» Он: «Я тебе нашёл машину, с отцом Дионисием поезжай». И на его машине въехал я в семинарию, такой представительный. Абитуриенты шушукались: «Ничего себе, с самим игуменом монастыря!» А игумен командует: «Брат Антоний, помоги ему, размести». Меня с почётом ведут в келью. Потом многие подходили, спрашивали, кто я такой.
– Отец Дионисий сейчас ведь игумен Спасо-Каменного монастыря?
– Да, его назначили туда, когда я ещё семинаристом был. На последнем курсе, в первую седмицу Великого поста, нас с другом отправили туда, на остров Каменный, пономарить, поскольку обитель только возрождалась и людей не хватало. И считаю, произошёл там чудесный случай. Интернета на острове фактически не было, связь неустойчивая – чтобы отправить СМС, телефон в воздух подбрасывали. И вот неделю я там жил, стоял на долгих службах, которые совершались по суточному кругу. Такая тишина и вокруг, и внутри, в душе. Вдруг почему-то подумал об одной девушке, которая была с нами в молодёжном движении. Странная такая мысль – в монастыре, фактически в затворе! Хотя вопрос давно назревал, ведь после семинарии перед принятием сана надо жениться. Достал телефон. Смотрю: Интернет появился! В соцсети стал я смотреть фотографии нашего молодёжного отдела. И вижу, что везде она рядом со мной: идём убирать мусор у храма – она рядом, выступаем перед кем-то – тоже рядом. Написал ей: «Давай встретимся, когда приеду». И сразу ответ: «Я сама хотела написать тебе, но боялась». И потом мы встретились. Теперь уже пять лет как венчанные.
– Уже тогда в епархии было молодёжное движение?
– Да, при епархиальном социальном отделе. Как только я поступил в семинарию, отец Кирилл Киселёв, занимавшийся тогда молодёжью, сразу привлёк меня к этому делу. Начали мы в сентябре, а в январе уже организовали в Кириллове слёт пономарей Вологодской епархии. Прибыло двадцать подростков и юношей, мы их разместили в шикарной гостинице, которую нам предоставили бесплатно, питались они в ресторане. И вот помню сцену. В храме в Кирилло-Белозерском монастыре идёт литургия, вот и вход с Евангелием… и тут выходят двадцать юношей со свечами. Бабушки-прихожанки так и ахнули! Они-то привыкли, что молодёжи в храме не бывает.
Откуда появилась идея этого слёта? Ещё в Кадникове я понял, что есть местные традиции ведения богослужения и есть уставные. Мы тогда специально в Вологду ездили, по храмам ходили, чтобы посмотреть, кто как делает: со свечами ходит, кадило подаёт и так далее. И вот хотелось юным пономарям показать, в чём бывают ошибки, как надо по уставу.
Отцу Кириллу я помогал, так сказать, на общественных началах, в отдел на должность меня не брали. Владыка-то знал мою школьную историю, как я из-за увлечения этим делом учёбу забросил, и говорил: «Пока семинарию не окончишь, ничем руководить не будешь». А после окончания поставил меня на молодёжный отдел. И тут началось…
ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ
– И с чего вы начали?
– Проблемой было вообще привлечь молодёжь к чему-либо. Не могли найти в церковной жизни «точки сбора», где молодым было бы интересно. Придумали создать молодёжный хор. Дело, кажется, пошло. Собрали сорок юношей и девушек, репетиции два раза в неделю, вот уже и на конкурсы ездим, выступаем. Но тут пандемия, карантин, работа приостановилась. И после карантина, что печально, молодых людей уже было не собрать – они переключились на другое.
Возник вопрос: как в корне решить эту проблему? И пришёл ответ: надо параллельно с работой с молодёжью самим готовить её, воспитывать с подросткового возраста. И два года назад при нашем храме Андрея Первозванного создали мы подростковый клуб «Добродетель». Пока что в нём два десятка ребят, но я уверен, что когда они подрастут, то будут «нашими», станут помогать молодёжному отделу.
Что положили во главу угла? Ответственность и самостоятельность. Подросткам мы ничего не навязываем, пусть сами всё решают. И своего руководителя они сами выбирали. Был конкурс идей, чем клубу заниматься, каждый предлагал своё – и ребята выбрали руководителем девочку, которая предложила заниматься рукоделием и поделки продавать на ярмарках. Идея оказалась удачной, клуб стал зарабатывать деньги и тратить их по своему усмотрению. Девочка, правда, недолго удержалась в командирах, испугалась ответственности, и тайным голосованием выбрали мальчика. Тот предложил тратить средства на походы. И вот вчера мы вернулись из Засодимья, это в четырёх километрах от Кадникова. Село уже нежилое, но стоит большой храм с приходскими зданиями, есть где жить. Свобода ребятам полная, там никого вокруг.
Такие походы позволяют подросткам осознать себя серьёзными, ответственными людьми. Я ни во что не вмешиваюсь. Например: «Какие продукты взять с собой на два дня?» – «Да какие хотите». – «Шоколадки, чипсы, “Колу”?» – «Пожалуйста». Нет, сообразили на заработанные деньги купить себе макарон с тушёнкой. Вообще ребята здорово изменились, как-то организованнее стали. Вот была пасхальная всенощная, все наши на неё пришли. После службы остались в воскресной школе ночевать, и был у нас уговор, что хотя бы один писк, визг – и я сажаю на машину, отвожу домой. Захожу в школу, на второй этаж поднимаюсь – тишина полная. Ушли, что ли, куда-то? Спрашиваю, мол, чего молчите. Слышу шёпот: «Вы же сказали не шуметь». Понимают, что за себя теперь во всём отвечают.
Можно сказать, клуб уже встал на ноги, и подростки могут делиться опытом. Вот этой весной, сразу после форума, к нам приезжали из Петербурга, из межъепархиального отдела православной молодёжи, который координирует эту работу по Северо-Западу. Они провели у нас семинар, и наши подростки загорелись: «Давайте такой же семинар проведём в Кадникове!» Дали в городе объявление.
Пришло восемь подростков, из них я только одного знал, хотя сам кадниковский. И вот мои ребята провели с ними тренинг, как создать на приходе свой подростковый клуб. Они загорелись этим делом, поскольку в Кадникове молодёжи нечем заняться. Насколько знаю, кроме танцевального кружка, там ничего нет. Мои ребята рассказали, как сами придумывали себе дела. Поначалу решили в настольные игры играть, устраивать соревнования. Но это быстро надоело. Кто-то предложил фильмы смотреть и потом их обсуждать, но ребята отвергли эту идею – им хотелось чего-то активного. Начали ходить в храмы помогать с уборкой территории, организовали свою мастерскую, чтобы делать поделки, продавать, а на вырученные средства ходить на экскурсии, в походы и в детские дома с подарками. Идея с рукодельем кадниковским понравилась.
Ещё в нашем клубе такое дело: ребята стали по три человека дежурить в храме. Они выучили все иконы, чтобы рассказывать, куда свечки ставить, если кто заходит и ничего не знает. И им интересно, и захожанам тоже – ребёнок им объясняет! Наши бабушки-работницы с провокационными вопросами подходили к дежурным: «Если у меня зуб болит, то какому святому помолиться?» Они отвечали: «К Господу обращайтесь, а есть и святой, который людей лечил, – Пантелеимон».
– А если кому-то не понравится, что его ребёнок учит уму-разуму?
– В храме есть и постарше, если что. Но людей всё же впечатляет, что проводниками к Богу оказываются дети. Да они и в малом помогают – показывают, например, как правильно тушить свечки.
Через детей многие воцерковляются. Что я заметил: папам, чьи дети начали петь на клиросе, стало интересно послушать своих детей. Первый раз послушали и ушли. Второй раз уже дольше стояли. Или вот такой случай. Подходит папа, говорит: «Мой сын ходит в вашу воскресную школу, а потом вопросы мне задаёт, на которые я не могу ответить. Может, и для нас ликбез проведёте?» Повесили мы объявление, мол, приходите на курсы для взрослых. Как ни странно, пришло много родителей. И мы с ними по детским рабочим тетрадям, по которым их дети занимаются, всю программу прошли. Тот папа мне потом говорил: «А ведь раньше я ничего не понимал в богослужении! Теперь знаю, что и почему происходит на литургии». Смотрю, стал он постоянно на службы приходить, другие папы тоже. Мужчинам ведь что надо? Понимать смысл происходящего, тогда они в это включаются.
Что уж говорить, даже не все прихожане со стажем в богослужении понимают. Лично я ведь тоже не сразу проникся. Большой школой стало недельное послушание в Спасо-Каменном монастыре, о котором уже говорил. Раньше мне казалось, что в монастыре очень тяжело. По факту так и есть – там ведь работать надо. Мы с другом и снег там убирали, и за водой ходили за три километра от острова, поскольку весной у самого берега вода подо льдом отошла, не достать её. Когда не работаешь – в храме служишь. И этот суточный богослужебный круг вошёл в меня так естественно, что стал образом жизни, мне уже было легко на службах стоять. В монастыре утренние молитвы утром и совершаются. Солнце всходит – начинается молитва. И всё в моей голове встало на места: что есть вечерня, что есть утреня, почему это песнопение сейчас, а не другое, почему третий-шестой часы так читаются, а не иначе. И в семинарии самым любимым предметом стала для меня литургика. Игумен Дионисий нам её преподавал и говорил: «Вы, конечно, не поймёте, а Миша поймёт, он был на Спас-Каменном».
– Теперь молодёжи это передаёте?
– По возможности. В Андреевском храме мы регулярно по субботам совершаем детские литургии: подростки в хоре поют, пономарят, алтарничают, а те, кто постарше, готовят проповеди по Евангелию. Читаем Апостол на русском и на церковнославянском. Служим с отверстыми вратами, как владыка благословил, чтобы видели и понимали смысл литургии. А накануне службы печём с подростками просфорки. Вот так цельно они входят в богослужение.
ДЕЛАТЬ И НЕ БОЯТЬСЯ
– Традиционный вопрос: какие ближайшие планы?
– Готовим большой поход с палаточным лагерем. Наметили место – Григориево-Пельшемский Лопотов Богородицкий монастырь, что находится в лесу под Кадниковым. Дороги туда нет, надо восемь километров идти пешком. А история монастыря интересная. Основан был в 1426 году, закрыт ровно через пятьсот лет – в 1926-м. Его настоятелями были славные люди, в том числе будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) и иеромонах Антоний (Быстров), впоследствии архиепископ Архангельский, замученный в 1931 году в тюрьме. От монастыря остались только остовы двух храмов. Мы уже организовывали туда выезд нашей молодёжи – обрезали деревья на крыше и саму её подлатали, поставили раку на месте захоронения преподобного Григория Пельшемского. Место, где лежат его мощи, прежде было неизвестно, но мы провели исследовательскую работу и установили его по документам. Но та поездка была давно, пора снова там всё подлатать. И вот теперь наш подростковый клуб этим займётся.
– Вы ведь, кроме того что клирик Андреевского храма, ещё настоятель двух приходов?
– Владыка назначил настоятелем Свято-Духова храма в бывшем одноимённом монастыре, что в центре города. Когда восстановим, он будет как бы молодёжным храмом, там будет своя община и центр работы с молодёжью. Надеюсь, всё это получится в ближайшие год-два. Ещё мы с ребятами работаем на обустройстве храма в Лосте – это железнодорожный посёлок под Вологдой. Храм уже есть, составленный из двух вагончиков. Для молодёжи нашей это романтика – вот так начинается церковь, как в первые века христианства. Когда приезжал туда владыка, то служили даже на улице. У ГорКома35 взяли большие палатки, поставили – и получились палатка для клироса, палатка-алтарь и так далее. Помост сделали. Народ подтянулся из посёлка смотреть – что такое деется. Это был уже второй опыт, первый раз в палаточной церкви служили в Свято-Духовом монастыре. Ребята тогда прониклись моментом – до меня ведь литургию на территории монастыря не служили 94 года. При этом пел молодёжный хор, и вообще наши ребята во всём помогали.
Что ещё добавить? Вот вы спросили, какая мечта у нашего молодёжного отдела. Главное – чтобы ребята оставались в Церкви. За своих я уже спокоен. И ещё мечтаем, чтобы на каждом большом приходе создавались подростковые клубы. С этим у нас много работы, ведь надо поговорить с настоятелями и руководителями воскресных школ, убедить их, потому что многие пугаются – тут лишние заботы и деньги вкладывать надо. А мы на примере нашего клуба показываем, что деньги вкладывали только на первом этапе, когда всё начиналось, потом дети сами стали зарабатывать, что мы от настоятеля никак не зависим, только помещение нужно. Настоятели нас слышат и соглашаются: да, интересно, давайте попробуем… Главное – не бояться новых начинаний.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий