Три бомбиста

Курский изобретатель Анатолий Уфимцев – настоящая легенда среди двигателистов. Но когда узнаёшь о начале его пути, то мороз по коже…

Это случилось весной 1898 года. Поздно ночью в Знаменском соборе Курска прогремел взрыв. Северная дверь собора была разбита на несколько частей, везде валялись осколки стекла, среди обломков были и остатки адской машины – металлического ящика с часовым механизмом. Особенно сильно пострадала северная ниша, где находился образ Курско-Коренной иконы «Знамение». Украшения и лампады были отброшены в стороны, железная решётка перед сенью сорвана, массивный подсвечник в 150 свечей изуродован. Между тем сам образ совершенно не пострадал, хотя уничтожить пытались именно его. Известие об этом быстро разнеслось по стране, и почитание иконы ещё больше возросло, так что на крестный ход в том году собралось шестьдесят тысяч человек.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

То, что это было чудо, сознавали даже террористы, имена которых открылись через три года. Один из них, Василий Каменев, попытался совершить побег и получил пулю. Прожил после этого ещё три часа, молился и просил у Бога прощения. Арестован был и создатель бомбы – сын землемера, 18-летний изобретатель-самоучка Анатолий Уфимцев. Он же и пронёс взрывное устройство в храм, завернув в холст, и оставил среди подарков, которые крестьяне жертвовали Богородице. Взрыв был произведён ночью сознательно, чтобы никого не убило.

Сам Анатолий объяснял, что в детстве и отрочестве был искренне верующим человеком, не раз участвовал в крестных ходах в Коренную пустынь, но его неприятно поразило, что после хода начиналась ярмарка, где веселились щёголи и дамы в драгоценностях, лилось рекой шампанское, гремели оркестры, шла карточная игра. Насмотревшись на это, Анатолий потерял веру и решил положить ходу конец. Такое вот безумное решение, за которое Уфимцева наказали довольно мягко: он получил пять лет ссылки в Акмолинске. После чего он вернулся домой, открыв мастерскую по ремонту швейных машинок, велосипедов, граммофонов и продолжая изобретать.

Его открытия намного опередили время, а порой были и гениальны. Скажем, авиадвигатель Уфимцева АДУ-4 получил Большую серебряную медаль на Международной выставке воздухоплавания в 1911 году. Вращение в нём воздушных винтов в противоположные стороны уничтожало эффект закручивания воздуха, тем самым повышая КПД винтов. В наше время принцип Уфимцева используется на самом мощном в мире двигателе НК-12 для самолётов Ту-114 и Ан-22 «Антей».

В Курске имя изобретателя известно каждому благодаря созданному им ветряку, ставшему достопримечательностью города. Это ветроэлектростанция высотой 42 метра и с крыльями диаметром 12 метров, в которой было использовано множество новаций. Она давала мощность 7 кВт, освещая дом изобретателя, усадьбу при доме, питала оборудование мастерской – станки, печи для литья. Кстати, незадолго до Первой мировой Коренная пустынь купила у Анатолия для хозяйственных нужд изобретённый им нефтяной двигатель. Монахи прекрасно знали, кто такой Уфимцев, но общались с ним. Более того, он обучал их пользоваться новинкой. Это наводит на мысль, что изобретатель всё-таки покаялся и был прощён. Но точно мы этого не знаем.

Зато известно, что это произошло с одним из его товарищей, ещё одним участником подготовки взрыва. Архиепископ Серафим (Иванов) вспоминал такой факт об образе «Знамение», который после революции хранился в Нью-Йорке: «В 1949 году, когда управляющий делами Синодальной канцелярии протопресвитер Георгий Граббе был во Франкфурте с чудотворным образом Богородицы, к нему подошёл старик и, отозвав в сторону, сказал: “Я был сообщником в покушении на взрыв иконы. Был мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своём ужасном поступке”. После этого старик со слезами поклонился чудотворной иконе и вышел из храма».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий