Про корабли, шлюзы и купчиху Симаниху

В июне нынешнего года в России отмечается памятная дата – 350 лет назад родился Пётр I, которого не зря прозвали Великим за его свершения. И многие из них происходили на Русском Севере.

В Вологодской области, например, и ныне старожилы могут рассказать слышанные от бабушек-дедушек истории про то, что царь-батюшка в этих краях бывал (до него-то ведь никто из русских самодержцев до этих лесных мест не добирался), простого народа не чурался и даже беседовал с ним. Возле города Вытегры была когда-то Беседная горка – так назвали потом холм, где царь разговаривал с простыми деревенскими мужиками. Вытегры-города ещё не было – на том месте располагалась деревня Вянги.

А обсуждали тему важную: как провести через этот лесной край большой водный путь? В то время реки были как нынче железная дорога. Только чтобы пересесть в другой поезд, мы просто дожидаемся его на вокзале, а нашим предкам, чтобы попасть из одной реки в другую, приходилось тащить волоком судно по суше. Были, конечно, на Руси хорошо организованные волоки – Двинский, Новгородский и другие, где тяжелогружёную лодью легко тащила пара лошадей, но в иных местах приходилось впрягаться в упряжку самим корабельщикам и тянуть судно в гору. Тяжкий труд!

Хорошенько изучив местность, придумал Пётр I соединить реки каналами в одну огромную систему. Правда, в жизнь идея начала воплощаться только в 1799 году, при императоре Павле I. Зато невиданными темпами! Невозможно даже представить, какое великое множество людей было согнано на рытьё каналов и как тяжёл был их труд. Ведь почти на всём протяжении водного пути (а это больше 1125 км) орудиями труда были лом да кирка. Но спустя всего 11 лет произошло торжественное открытие Мариинской системы каналов. Теперь можно было сесть на пароход в Санкт-Петербурге и добраться до конечного пункта – Рыбинска. Правда, поначалу на путешествие уходило… 110 суток, но уже через сто лет этот путь занимал месяц-полтора.

На пристани Вытегры корабликам тесно

Вытегоры – так называют жителей Вытегры – были благодарны царю за то, что он придумал соединить каналом две крупные здешние реки – Вытегру и Ковжу (канал этот тоже получил название Мариинский и стал ключевым звеном всей огромной водной системы). С тех пор город их стал процветать, превратившись в важнейшую грузовую пристань на Мариинском водном пути. И даже всерьёз обсуждалось, не перенести ли сюда столицу Олонецкой губернии. Почти все мужчины были заняты на «водяной коммуникации»: одни ходили на грузовых судах в качестве матросов, шкиперов и лоцманов, другие работали на постройке судов. В год здесь строили более сотни различных судов, большая часть из которых — галиоты. Потому и на герб города попал один из них. А на фабриках города изготавливали ткани для парусов и корабельной оснастки.

Слева – первый герб Вытегры, 1781 года. На него попали медведи, потому что Вытегра тогда принадлежала Новгородской губернии. Справа – современный герб Вытегры.

Каналы Мариинской системы обустроили шлюзами. Без них никак – реки текут на разной высоте и нужно регулировать уровень воды на разных участках пути, чтобы суда могли преодолеть перепады высоты. Почти все 28 шлюзов были названы в честь святых. Например, в Вытегре старый шлюз носил имя Святого Сергия. Мариинская система в обновлённом виде действует и поныне, только зовётся Волго-Балтийским каналом. Это главная магистраль Северо-Запада России, ведь Волго-Балтийский путь объединяет в одно целое воды Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Чёрного морей! Оттого и зовут Вытегру портом пяти морей.

Судно проходит через шлюз

Столетиями текла в городке тихая и мирная жизнь. Возводились храмы, строились школы и больницы – и всё это во многом благодаря купцам города, которые твёрдо знали, что надо в Бога богатеть, а не в сундуке золото копить. Громов, Тетерин, Тыранов… – всех и не перечислить. Особенно прославилась сострадательностью купеческая вдова Евдокия Ивановна Матвеева. Умрёт ли кормилец семьи, падёт ли лошадка или коровка у бедняка, надо ли запастись дровами на холодную зиму старушке-нищей, не на что купить обувь сироткам, случится ли у кого пожар – первым делом писали Симанихе, как звали жители добрую купчиху. А для беспризорных ребятишек она устроила в Вытегре образцовый приют, где дети учились рукодельничать, вести домашнее хозяйство, огородничать и даже переплетать книги.

Наверно, людская доброта не исчезает из мира – продолжает жить, питая почву, на которой вырастают новые поколения добрых людей. Есть, например, в одном из сёл Вытегорского района ребячий волонтёрский отряд «Камертон». Как камертон настроен на определённый звук, так и сердца этих мальчишек и девчонок настроены на то, чтобы делать что-то хорошее. То помогут дрова на зиму заготовить сельской библиотеке или немолодому односельчанину, то горку посреди села соорудят, то посылку землякам в армию соберут. Недаром их девиз: «Сегодня, как и всегда, мы заняты добрыми делами!»

Так и продолжается вечная эстафета добра.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий