Память глубин

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено…

«Наше море», о котором поётся в печальной старинной песне, наверно, собирательный образ всех морей, омывающих Россию. Погибали моряки на Севере и Юге, на Западе и Востоке. И слёз, пролитых на берегу по тем, кого забрали волны, хватило бы на целое море. А сколько «бед погребено» там, где кипели сражения! На дне Чёрного и Белого, Баренцева и Балтийского морей до сих пор покоятся железные памятники баталиям: эсминцы и сторожевики, дозорные катера и подводные лодки – покрытые илом, опутанные рыболовными сетями. И как поётся в другой старинной песне:

У каждого мёртвого судна

В рассыпанном, вольном строю

Там спят моряки беспробудно,

окончили вахту свою.

Их тысячи, сильных и юных,

отборная русская рать.

На грудах обломков чугунных

они улеглись отдыхать…

К солдатским памятникам несут цветы, с воинскими почестями перезахоранивают останки поднятых бойцов Великой Отечественной. А на могилах моряков не растут розы, говорит пословица, только чайки кричат пронзительно и горестно. Так бы и лежать погибшим кораблям и их командам вечно под толщей вод. Но вот находятся же люди, которым есть дело до «чугунных обломков»!

Моряки спускают венок в море на месте гибели корабля БО-122, найденного силами Северного флота (фото m.fishki.net)

Панихида на палубе

В одном из своих публичных выступлений водолаз Константин Богданов, руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы», который со своими товарищами уже 17 лет серьёзно занимается подводным поиском в Финском заливе, вспоминал историю, как на 60-метровой глубине обнаружили советскую подводную лодку. Обследовав её, приподняли крышку люка – и изнутри вышел пузырь воздуха. Каково было осознать, что это воздух 1942 года! А на другом корабле нашли хорошо сохранившийся судовой журнал и прочли карандашные записи, сделанные 80 лет назад. С тех пор потеряли покой и занялись поиском.

Разведывательно-водолазная группа Константина Богданова и их коллеги из морской инженерной компании «Фертоинг» обнаружили в Балтике за десять лет больше 35 погибших кораблей и судов, и уже больше 300 семей смогли приехать на панихиду по своим родственникам, защитникам Родины, считавшимся до сих пор пропавшими без вести. А панихиды служит на палубе исследовательского судна один из членов команды поисковиков – игумен Иннокентий (Ольховой). Батюшка наравне с другими погружается с аквалангом за борт.

Когда служится заупокойная служба, поимённо называются все, кто погиб вместе со своим кораблём. Звучат залпы салюта – военные моряки отдают воинские почести, а водолазы уходят в глубину, чтобы установить на корабле памятную доску и венок. Для родственников погибших моряков, стоящих в этот момент на палубе, эти моменты будут помниться всю жизнь.

Как же находят корабли? Это ведь всё равно что иголку в стоге сена искать. Вот тут-то и нужна предварительная подготовка, которая порой может длиться месяцами: перед погружением с аквалангом требуется погрузиться в историю, основательно поработав в архивах – как в российских, так и в немецких. Тщательно сверяются документы и после этого на карту наносятся места будущего поиска. По словам Богданова, от этого этапа зависит 50 процентов успеха. Остальные 50 складываются из нескольких вещей: надёжности оборудования, везения и – Божьей воли.

Судовой колокол транспортного судна «Аусма», найденного в 2021 году Водолазно-разведывательной командой на Балтике
(фото uwex.org)

Северный флот не подведёт!

Ещё два года назад известный специалист по истории ВМФ Мирослав Морозов, активный участник «архивного» этапа поиска погибших кораблей, сетовал, что в нашей стране такая работа ведётся пока лишь на уровне частной инициативы – крупные государственные организации, даже Минобороны, никоим образом к ней не причастны. Но не прошло и года, как картина изменилась: эстафету поисковиков-балтийцев подхватил Северный флот. С мая по октябрь 2021-го в акваториях Баренцева и Белого морей состоялась Комплексная экспедиция Северного флота и Русского Географического общества «Помни войну».

Обработка данных многолучевого эхолота, который обследует дно (фото из книги «Отчёт о КЭ»)

Слово «экспедиция» так и тянет написать как «икспедиция»: пусть и прекрасно подготовлено и организовано путешествие, а всё же участников впереди ждёт немало «иксов» с «игреками». Но многие из этих неизвестных удаётся раскрыть. И ход экспедиции «Помни войну» это подтверждает.

У военных и учёных всё чётко. Экспедиция прошлого года была поделена на девять этапов. На первом же этапе на большой глубине было обнаружено транспортное судно, которое было потоплено в ходе атаки немецкой авиации и подводных лодок. Но на втором этапе дело пошло не так гладко, как хотелось: возникли те самые «иксы». Дело в том, что предполагалось найти четыре корабля, местонахождение которых давно указано на навигационно-морской карте: одну германскую и две советские подлодки М-122 и М-175 – «малютки», как их называли моряки, а также надеялись найти легендарный сторожевой корабль «Туман». В одиночку этот небольшой сторожевик вышел навстречу трём немецким эсминцам, принял бой и погиб с поднятым флагом. Координаты места его гибели были нанесены на карту и считались священными – проходя здесь, все корабли и суда отдавали почести подвигу протяжным гудком.

Но когда гидролокаторы стали обыскивать морское дно в указанных координатах, оказалось, что «Тумана» там нет. Научный руководитель экспедиции капитан 1-го ранга Алексей Корнис рассказывает: «К сожалению, были допущены некоторые просчёты, в том числе и командования. Но были подняты архивные документы, мурманскими историками была проведена большая работа, истинное местоположение корабля установлено и принято решение осуществить поиск примерно в пяти милях от канонических координат. Действительно, было обнаружено судно, по своим размерам примерно совпадающее с размерами корабля “Туман”. Но основная проблема в том, что все объекты, которые мы обнаруживаем, находятся в своеобразных коконах из рыболовных сетей. Поэтому мы смогли обследовать лишь какие-то выступающие части судна. Однако вероятность 95 процентов, что это тот самый легендарный корабль».

Начальник Гидрографической службы Северного флота капитан 1-го ранга Алексей Корнис рассказывает о Комплексной экспедиции (Фото vmnews.ru)

А вот подводные лодки обнаружить так и не удалось. На основании немецких архивных документов прояснилась судьба лишь одной из наших «малюток», М-175: скорее всего, она находится в территориальных водах Норвегии.

Воды Кольского залива, где проводился третий этап экспедиции, преподнесли немало сюрпризов. «Казалось бы, – говорит Алексей Корнис, – в небольшом Кольском заливе мы всё знаем и должны полностью представлять, что, где и как. Но тут сыграли роль то ли наша природная безалаберность, то ли непрофессионализм. Оказалось, что даже та карта, на основании которой мы производили первичную работу, составлена с ошибками: на ней нанесены погибшие союзнические суда “Стар Лайт”, “Алкао-Кадет”, тральщик “Госсамер”, корабль класса “Большой охотник” БО-12. Когда мы начали работать со всем этим, к нашему удивлению, выяснилось, что “Стар Лайт” давно уже был поднят и использовался до 80-х годов в советском транспортном флоте; по результатам работы в архивах – я специально ездил в Гатчину по этому вопросу – выяснилось, что БО-12 на самом деле во время атаки 42-го года был выброшен на берег, а “Госсамер” затонул совсем в другом месте».

С судном «Алкао-Кадет» произошла интересная история. В 80-х его попытались поднять, но описание этого события сохранилось не в архивах, а в художественной литературе. Дело в том, что участником подъёма судна оказался морской офицер Виктор Конецкий – да-да, тот самый писатель-маринист. В рассказе «Как я командовал кораблём» подробнейшим образом описана эта история:

«Поднимали мы австралийский транспорт “Алкао-Кадет” возле мыса Мишуков. В сорок втором году австралиец затонул, получив прямо в дымовую трубу полутонную немецкую бомбу. Поднимали его трудно. Транспорт хотел покоя и не желал возникать обратно на свет Божий из тишины и мягкого сумрака морской могилы. Наконец всё-таки наступил волнительный и торжественный момент продувки понтонов. И из бурлящих вод, обросший водорослями, занесённый илом, в гейзерах воды и струях травящегося из понтонов воздуха возник потревоженный от вечного сна пароход — огромное морское чудо-юдо. Защёлкали фотоаппараты, заорали “ура”, вскинули над головами чепчики – матросики летом на Севере именно чепчики носят…» Всего несколько минут побыло судно на воздухе, а затем случилось вот что: «Под брюхом транспорта начали рваться-лопаться понтонные полотенца, на которых он висел. Минуту или две “Алкао-Кадет” полусонно чесал в затылке, затем вздохнул и нормально булькнул обратно в могилу, оставив за собой такую бурунную воронку, что в неё затянуло рабочую шлюпку…»

Так в прояснении судьбы затонувшего судна немалую роль сыграл литературный источник. Хотя и тут не до конца всё понятно – на обозначенном на карте месте гибели парохода ныне яма, а сам он, потревоженный в 80-х, очевидно, затонул в отдалении от прежних координат. Итого на выходе для поисковиков в Кольском заливе лишь транспорт «Стил Уокер». Зато удалось опровергнуть факт, который фигурирует во многих исторических источниках, – будто пароход подорвался на немецкой мине. Когда обследовали судно, оказалось, что края пробоины в обшивке с правого борта вывернуты наружу. Взрывная волна шла изнутри наружу – очевидно, произошла диверсия. И ещё очень важное было сделано: в архивах подняты карточки погибших членов команды и этому месту присвоен статус воинского захоронения.

«Чайка» на озёрном дне

Бывает и наоборот – находки случаются там, где их не ждали. Так произошло с двумя самолётами. К военным обратились жители одного из прибрежных посёлков и сказали, что где-то неподалёку в море со времён войны лежит «Бостон» – к нему часто опускаются приезжие дайверы. И действительно, самолёт был обнаружен, правда разрушенный – в 80-х годах его, как и австралийский пароход, неудачно пытались поднять.

Второй самолёт был найден совершенно случайно. Это оказался биплан И-153, получивший в годы войны название «Чайка» за то, что был по-птичьи быстр и увёртлив. В тот день поисково-спасательные суда Северного флота вели поиск в озёрах, находящихся возле губы Западная Лица, где проходило много боёв. «Удивительно, – рассказывает Алексей Корнис. – Обследовали два озера. Одно – безрезультатно. Находили какие-то сухопутные мины, снаряды. Предполагалось обследовать второе озеро, но к нему не удалось проехать и проверили на всякий случай другое. В самый последний момент приборы “зацепили” крупный предмет на дне. Обработали изображение – и оказалось, это самолёт И-153 с останками пилота. Разыскали позже его родственников и передали им останки».

А ещё на дне до сих пор таятся мины. Во время экспедиции были найдены три донные мины. Смертоносных подкидышей было разбросано немцами немало, и они могли нанести нашему флоту непоправимый урон. Но, по словам Алексея Корниса, нам ужасно везло: от мин на Севере пострадало очень мало советских кораблей.

Интересная подробность, чисто северная: в 1943-м немецкие мины обнаружили сами себя – они стали взрываться… от полярного сияния. Повышенные геомагнитные возмущения действовали на минные взрыватели. Не дремали, конечно же, и тральщики – небольшие корабли, специально созданные, чтобы находить мины и расправляться с ними. Но всё-таки, когда поисковые группы экспедиции обнаружили на дне мину, стало понятно, что эти предметы тоже надо искать.

Памяти арктических конвоев

Во время прошлогодней экспедиции, которая длилась с весны до осени, было найдено ни много ни мало 4 боевых корабля, 12 судов, 2 самолёта и 3 донные мины. Уточнено или подтверждено местоположение 20 кораблей и судов. Словом, военные моряки и учёные достигли многого, поэтому решили двигаться дальше и в мае нынешнего года снова отправились исследовать морские глубины. На этот раз экспедиция проводится в память о печально знаменитом арктическом конвое PQ-17, 80 лет со дня гибели которого будет отмечаться в июле этого года. Его 35 судов в тяжёлом 1942-м везли стратегические грузы и вооружение из США, Канады и Великобритании. Грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек – но они ушли на дно. Суда конвоя, по вине британского командования оставшись без прикрытия боевых кораблей, упокоились на дне моря навечно.

Правда, случаются исключения. В 2014-м силами Северного флота подняли с затонувшего американского сухогруза несколько танков «Шерман», которые потом были отреставрированы. Но таких случаев единицы.

Судьба первых 16 конвоев сложилась не столь печально, как у PQ-17, но и у них были потери. В прошлом году недалеко от полуострова Териберка в ходе экспедиции «Помни войну» было обнаружено несколько английских кораблей. Один из них – эсминец «Мотабеле», потопленный немецкой подводной лодкой в 42-м, – стал первой жертвой в союзных конвоях. Из 238 членов команды спаслись лишь двое… А недалеко от них покоятся на дне 90 английских моряков с корабля «Корвет»…

Нелюдимо наше море. Жизнь человеческая для него – что песчинка. Но не для Бога. У Него все моряки сочтены, все живы и плывут в общем небесном корабле.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий