Баба Настя и её рай

 

Фрагмент картины О.Г. Тимошина. Изображение: mtdata.ru

Ребятишек на лето приезжало в деревню много. Свежий воздух и места красивые: лес, река. А что ещё ребятне летом надо? Но больше всего детей гостило всегда у бабы Насти.

– Ну и богатая же ты, Настасья! – смеялись соседки, когда баба Настя шагала по деревне, окружённая со всех сторон внуками.

– Отсыпь и нам хоть немного, – кивали соседки на ребятишек.

– Приходите с лукошком, – смеясь, отвечала соседкам баба Настя, – я с вами поделюсь…

От этих слов самой маленькой внучке бабы Насти – Настеньке – всегда становилось немного страшно, и она незаметно цеплялась за бабушкин подол. Настенька боялась, что бабушка, или, как они все её называли, «баушка», возьмёт да и отсыплет соседкам свою внучку. А внучка-то у бабы Насти была одна-единственная. У старшего сына бабы Насти, Николая, трое детей – и все парни. У дочери Катерины два сына. И только у самого младшего, Игоря, двое мальчишек и младшая долгожданная дочка. Настенькой назвали. В честь бабы Насти.

Когда все собирались вместе, было шумно и весело. За стол меньше пятнадцати человек не садилось. А бывало и больше, когда к ним соседи со своими ребятишками приходили.

По вечерам бабушка Настя собирала всех внуков и внучку Настеньку вместе и рассказывала им про Бога, про святых мучеников и про рай. Рассказы бабушки про рай нравились Настеньке больше всего. Как там, по словам бабушки, красиво, как там всем радостно жить! Настеньке почему-то казалось, что в раю живут волшебные птицы, летают прекрасные бабочки и цветут сказочно красивые цветы. «В раю, – думала про себя Настенька, – в каждом цветочке живёт маленькая Дюймовочка, в каждой бабочке – ангел. А до звёзд там можно легко достать – только руку протяни…»

– Бабушка, а кто в этот рай может попасть? – спросила однажды у бабушки Настенька.

– Только тот, – отвечала внучке бабушка, – кто не замарается в этой жизни. Ничего нечистое в рай попасть не сможет.

– А ты, бабушка, туда хочешь? – опять спросила Настенька.

– Хочу, милая, ой как хочу. Как говорится, хоть с краюшку, да в раюшку.

По воскресеньям баба Настя водила всех своих внуков и внучку Настеньку в храм. Хотя идти было и не близко, в соседнее село, и вставать надо было рано, никто не отказывался. Одно только у бабы Насти было обязательное требование к внукам:

– Форма одежды должна быть у вас парадная. Мы не на прогулку, а в храм Божий идём. По деревне и в городе ходите как хотите, хоть голышом, коль не стыдно.

Шорты и специально по современной моде драные джинсы баба Настя не признавала. И сама она наряжалась в храм как на праздник, в самое лучшее. Особенно Настеньке нравились бабушкины платки.

После службы и после причастия все мальчишки, даже самый хулиганистый из них Федька, делались какими-то тихими, задумчивыми. Было видно, что у всех у них, и у маленькой Настеньки в том числе, идёт какая-то своя внутренняя, не видимая другим работа.

Однажды Настенька услышала разговор старших братьев.

– Как мне хочется поскорее умереть, – сказал Федька Стёпе. – Сразу же в рай попаду.

– Ага, размечтался, – хмыкнул в ответ Стёпа. – В рай он попадёт. Рай этот ещё заслужить надо.

– Попаду, – уверенно ответил Федька. – Обязательно попаду…

Утром, когда Настенька только просыпалась, мальчишек уже давно не было дома: кто-то из них уходил на рыбалку, кто-то на конюшню, кто-то играть в футбол. У мальчишек свои дела. Настеньку они с собой никогда не брали. Она оставалась дома с бабушкой. Зато бабушка отпускала Настеньку одну погулять во дворе.

– Иди, – говорила обычно бабушка Настеньке, – только смотри, не замарайся.

…Вот и в этот раз Настенька осторожно спустилась по ступенькам дома во двор – и её окружил целый мир: как по нотам щебетали птицы, гордо среди курочек ходил разноцветный петух, прилетел с деловым видом шмель, весь обсыпанный жёлтой пыльцой. Вдруг на грядке Настенька заметила тюльпан. Ещё вчера его здесь не было. Тюльпан был какой-то необычный: все лепесточки у него торчали в разные стороны. Как будто он очень торопился распуститься, но забыл как следует причесаться. «Тюльпан-растрёпа», – подумала Настенька и рас-смеялась.

Она нарвала целый букет жёлтых одуванчиков и сплела из них длинную косичку. Аварию Настенька обнаружила уже дома, когда её позвала бабушка. Всё белое платьице у Настеньки было испачкано соком от одуванчиков. А сок этот, Настенька точно знала, не отстирывается и остаётся навсегда. Вон у Федьки все его штаны в пятнах от этого сока, как бабушка ни старалась их отстирать.

Настеньке стало страшно, и она заплакала. Теперь её точно в рай никто не пустит, раз она испачкалась, или, как говорит бабушка, замаралась. Замарашкам вход в рай запрещён. Раз бабушка так сказала – значит, так оно и есть. Настенька проплакала весь день и даже ночью, когда уснула, время от времени всхлипывала прямо во сне от горя – от, по её мнению, невозвратной потери прекрасного рая…

…Пройдёт много лет. Давно уже повзрослели все внуки бабы Насти и её единственная внучка Настенька. Разлетелись в разные стороны и встречались редко. Чаще по грустному поводу, чем по весёлому. В последний раз они виделись на похоронах бабы Насти. Приехали все.

Поздно вечером после похорон, когда уже все спали после тяжёлого дня, два брата, Фёдор и Степан, остались на кухне последними.

– Стёп, – сказал Фёдор брату, – а я ведь только сейчас начал понимать, что бабушка говорила нам про рай в детстве. «Не замарайтесь, – повторяла она, – а то вас в рай-то не пустят». Это не про одежду она нам говорила. Это про душу, Стёп. Это душу она просила не замарать. Трудно это, брат. Практически невозможно. То там косяк, то тут. Накосячишь порой так, что самому себе противен. Так светло и радостно, как наша баба Настя, прожить и всех любить не каждый сможет.

– Пусть земля ей будет пухом, – сказал Степан, и братья выпили не чокаясь.

– Стёп, а знаешь, что самое невероятное? Я никогда в жизни не слышал, чтобы наша баба Настя хоть кого-нибудь осудила. Ругала, бывало, но никогда не осуждала. А я тебе сейчас могу хоть два десятка таких гадов назвать. Они, скорее всего, во сто раз лучше меня, но я их осуждаю. А баба Настя всех любила. Как этому научиться, Стёп?

Ответа у старшего брата на этот вопрос не было…

Ночью бабушка Настя приснилась только своей тёзке – внучке Настеньке. Настенька увидела её среди большого количества очень нарядных людей.

– Бабушка, а вы что, все тут такие красивые и нарядные? – спросила Настенька. – Как будто на парад собрались.

– Не на парад, Настенька, а на пир.

– А где этот пир и что на нём, на этом пиру?

– Где он находится, я не знаю, но хорошо там, Настенька, очень хорошо. И глаз того не видел, и ухо того не слышало, как там хорошо.

– А прекрасные бабочки там летают?

– Летают.

– А птицы волшебные живут?

– Живут.

– А цветы неземной красоты там растут?

– Растут, Настенька, растут.

– Бабушка, ну так что же ты сразу-то не узнала? Это же и есть рай! Самый что ни на есть настоящий рай…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий