С чужого стола

Помнится, «болонкой» назвали её сразу, как только она появилась у нас в 2003 году. Было в ней что-то куцее. Но все чиновники высшего звена утверждали тогда, что Болонской системе образования альтернативы нет: она объединяет всю Европу и российский студент, включённый в неё, сможет продолжить образование в любой из стран ЕС. А ещё эта система универсальна – разделение обучения на бакалавриат и магистратуру позволит студенту на первом этапе экспериментировать, выбирая различные лекции, и потом определиться с выбором специализации в магистратуре. Также она делает образование более доступным и прозрачным, давая возможность оценивать знания учащихся через систему тестов (ЕГЭ).
Но гладко было на бумаге… Сужу по своим детям. Дочка, имея прекрасные начальные знания (училась в академической школе при университете), бакалавриат закончила, а в магистратуру не пошла – бюджетных мест на восточном факультете было мизерно мало, кроме того, требовались средства на поездку в Японию и прочие расходы. По советским меркам образование она получила «неполное высшее». Сын сумел закончить магистратуру, но его магистерские рефераты и диплом, как я увидел, ничем не отличались от того, что мы писали в обычном советском вузе. Разница в том, что материал нам давали системно, в стройной последовательности, а не дёргано, как сейчас. К чему я веду? А к тому, что досадно. Могли ведь и раньше отказаться от «болонки».
О том, что Российская Федерация выйдет из Болонской системы высшего образования, министр науки и высшего образования РФ объявил 24 мая. Это решение моментально поддержали и все фракции Госдумы, и производственники с предпринимателями. Словно того и ждали. Один бизнесмен заявил: «Давно пора. Бакалавры – хорошие исполнители, но общих знаний им не хватает, чтобы расти и стать специалистами. Поэтому работодателям приходится выбирать из недоучек». То есть в нашем обществе по этому вопросу почти полное единодушие. Тем поразительнее причина отказа от Болонской системы, как её сформулировал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев: «В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели». Получается, от русской советской школы, действительно признанной во всём мире, мы отказались лишь ради того, чтобы наши выпускники имели возможность поехать на Запад? И кем они там станут?
На днях общался с сокурсницей, уехавшей в одну из скандинавских стран. На своей страничке в соцсети она запостила фото: разбомблённый мост, внизу валяется микроавтобус и украинский солдат несёт на руках спасённого младенца. Мол, вот что творят русские завоеватели. Пишу ей: «Нас же учили на факультете критическому мышлению, почему ничего не проверила? Этот мост украинцы сами подорвали, когда бежали из Ирпеня, о чём с гордостью сообщали: “Враг не пройдёт!” А теперь помогают жителям переправляться через реку, чем и воспользовался фотограф “Рейтера”, сделав пропагандистский постановочный кадр». В ответ: «Миша, знаешь, что такое геноцид? Это когда народу отказывают в его праве на существование, когда его насильственно депортируют, когда убивают мирных жителей, когда устраивают фильтрационные лагеря, когда насилуют, а то и групповухой всех, кого ни попадя, – как сейчас». Пытаюсь вывести её на факты, мол, откуда это она взяла «лагеря» и «депортацию» и знает ли, что Верховная Рада сделала запрос в свою украинскую прокуратуру, сколько там открыто дел о насилии россиян над мирными, а те ответили: ни одного – потому что реальных фактов нет. Но как об стенку горох.
Не все, конечно, на Западе верят постановочным картинкам. Но таких большинство. Это как в Болонской системе. Есть «бакалавры», не способные из общего вывести частное и из частного общее, наученные воспринимать лишь предметное. И есть немногочисленные «магистры» – широко образованные, всё понимающие, но прикормленные власть предержащими. Им есть что терять, пойди они против «линии партии». Тем и другим что-либо доказывать бесполезно.
России надо сосредоточиться на самой себе. Что уже и происходит. Это видят многие. Один из обозревателей, Пётр Акопов, пишет: «В России идут серьёзнейшие процессы, намечаются тектонические сдвиги как в самосознании, так и в укладе. Большая часть из них не сформулирована и уж тем более не оформлена в виде директив или постановлений, но их предопределённость и неизбежность уже разлиты в воздухе, уже ощущаются всё большим количеством людей. Солидарность и справедливость, служение и ответственность, самостоятельность и сосредоточение ещё не стали главными девизами нашей жизни, но именно за ними будущее, именно они станут главными составляющими в рецепте нашего нового уклада». Он же приводит результаты недавнего опроса «Левада-центра», который у нас признан иностранным агентом и далеко не пророссийский: большинство россиян поддерживают спецоперацию на Украине и почти половина (44 процента) уверена, что она продлится больше полугода или больше года. То есть народ готов к длительному испытанию, к санкциям, к давлению на нашу страну. А значит, сознаёт, что жертвы не напрасны, что вопрос стоит о сохранении русской цивилизации.
Давний мой друг, прочитав нашу переписку, прислал свой ответ «русским отчужденцам». Тронул эпизод: «Моя дочь побывала у детей-беженцев из Донбасса, учила ребят рисовать и лепить. Один мальчик подошёл к водителю автобуса, на котором приехали педагоги, и спросил: “Дядя, а почему вы не воюете?” Хороший такой вопрос. В его детском представлении все взрослые дяди уходят куда-то… воевать. Шофёр нашёлся, ответил: “Я уже старенький для этого”. А другой мальчик видел, как его дом разрушила бомба…» Могли мы, россияне, остаться в стороне, закрыть глаза на происходящее? Это было бы бесчестием и предательством. Предав братьев, мы бы отказались от своего родства, а значит, от самих себя. И стоит ли того чечевичная похлёбка с чужого стола?

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий