Поучительная история

Фото: psalom.ru

В большом городе, в многоэтажном доме, в обыкновенной двухкомнатной квартире жила супружеская пара и их сын Юрий. Он был студентом, учившимся на инженера-электрика.

…Вечерело. Юрий выключил компьютер и пошёл одеваться. Он уже был готов выйти из дома, как вдруг в прихожей появился отец:

– Куда ты, Юра, собрался?

– Я же, папа, тебе говорил, что вечером пойду в церковь.

– Так ведь ты утром туда ходил!

– Да, ходил на литургию, а сейчас будет вечерняя служба.

Лицо у отца сделалось сердитым, он махнул рукой и ушёл на кухню. Юрий скороговоркой крикнул ему вслед:

– Я ведь всё сделал, что обещал: продукты купил, полку починил…

Потом Юра шёл по улице, стараясь избавиться от чувства вины, которое возникало у него, когда он огорчал родителей. Получилось так, что отец и мать у него были неверующими, а он, единственный их ребёнок, стал верующим. Его обращение в православную веру произошло, когда он внимательно прочитал Евангелие. Эта книга открыла смысл жизни, ранее ему неведомый.

Отец с матерью сердятся, их раздражает, что он ходит в церковь, раздражают иконы в его комнате, православные книги. Раньше, когда он был непослушным подростком, ходил на дискотеки, курил и даже начинал выпивать, они всё-таки любили его, а теперь, когда он пошёл по пути правды и благочестия, его ругают. Юрий обращался за советом к священнику, и батюшка сказал, что надо духовно отделиться от родственников, не принимать их помыслов, но не ссориться с ними, а терпеть…

Вернувшись домой, Юрий, к своему удивлению, застал гостя, Вячеслава Ефремовича. Это был старый знакомый их семьи. В советское время он преподавал в институте научный атеизм, потом стал преподавателем философии, а теперь был свободным пенсионером.

 – Иди сюда, Юра, – отец позвал его к столу, где они пили чай. – Нам Вячеслав Ефремович рассказывает про своего сына. У Бори большие успехи в спорте, вот поехал в Москву на чемпионат по волейболу.

Юру мало интересовала спортивная карьера Бори. Они дружили в детстве, но потом их интересы разошлись. Когда Борис узнал, что Юра ходит в церковь, он стал над ним посмеиваться и даже издеваться над его набожностью. У него была своя компания.

Когда чаепитие закончилось, Вячеслав Ефремович сказал:

 – Давно я тебя, Юра, не видел, хочу поговорить с тобой на серьёзную тему. Давай мы с тобой где-нибудь уединимся.

Юрий повёл гостя в свою комнату, усадил к столу и сам сел рядом. Учёный атеист увидел лежащее на столе Евангелие и постучал по обложке пальцем:

– Твои родители, Юра, говорят, что это твоя самая любимая книга. А тебе не кажется, что в ней много странного и противоречивого? Например, сказано: «Не мир Я принёс на землю, но меч». Или ещё: «Если ударят тебя по щеке, то подставь другую». А есть вообще абсурдные высказывания: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его».

Юра понял, что старый знакомый пришёл не случайно. Скорее всего, его пригласили родители, чтобы он «повлиял на сына». Небольшого роста, с лысой головой, с бегающими глазками, он не нравился Юре. Не хотелось с ним разговаривать, но придётся. Хорошо, что недавно Юра прочитал старинную книгу Гладкова «Толкования Евангелия».

– Дело в том, Вячеслав Ефремович, что Иисус Христос говорил образно, притчами и люди понимали Его речь. А сейчас, два тысячелетия спустя, народ, видимо, поглупел и воспринимает речь буквально. Его слова «не мир Я пришёл принести на землю, но меч» означают: «Не мир Я принёс, но разделение». Что же тут странного? Это значит, что люди разделятся на верующих и неверующих. А слова «если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» означают, что надо прощать обидчика. И конечно, не надо буквально понимать слова про вырванный глаз и такие же слова о правой руке, которую надо отсечь. В этой заповеди имеются в виду не члены тела – глаза и руки, а люди, на которых ты полагаешься, как на глаза и руки, но если они развращают твою душу, их надо отсечь от себя, то есть расстаться с этими людьми.

Юрий ожидал, что учёный атеист будет яростно опровергать всё сказанное, но он молчал. Потом, опустив голову, тихо произнёс:

– Что за поколение выросло, откуда у них вера в Бога?

Юрию почему-то стало жалко этого старика. Особого вреда он не принёс, ведь, судя по возрасту, он не участвовал в массовом уничтожении священников и просто верующих людей в 1920-1930 годы, не участвовал в разрушении церквей и остервенелой борьбе с религией в хрущёвские годы, а просто устроился на сытые хлеба в спокойное брежневское время.

На этом и закончился их разговор. Осталась обида на родителей, которые пытаются любыми путями отвернуть его от Церкви.

Впрочем, обида вскоре забылась – у него было волнение другого свойства: он был влюблён. Он давно обратил внимание на девушку из церковного хора. Её нельзя было назвать красавицей, да она и не пыталась, как многие сверстницы, сделать себе кукольное личико с помощью косметики. Но её спокойный и всегда серьёзный взгляд, стройная фигура ему очень нравились. Обычно певчие приходили на службу вместе и уходили тоже вместе, поэтому подойти к ней он не решался и даже не знал, как её зовут. Помог случай. Летним вечером Юрий встретил её на улице и не сразу узнал из-за пышных волос, которые обычно были спрятаны под косынку. Он поздоровался и, преодолевая застенчивость, выпалил:

– Я вас знаю, вы поёте на клиросе, у вас очень хороший голос. Можно я вас провожу? Как вас зовут?

Она заулыбалась ему как хорошему знакомому – наверное, не раз видела его во время службы.

– Меня зовут Лиза. Проводите, если нам по пути…

…Да, им оказалось по пути, и шагали они вместе долгие годы. У них родились две дочери. Лиза окончила музыкальное училище и стала регентом в церковном хоре. Юрий работал инженером в службе контроля линий электропередач. Его мать стала посещать церковь, а отец умер.

Умер и Вячеслав Ефремович. Его сын, Борис, стал профессиональным спортсменом и живёт в Москве. Мать Бориса жаловалась, что он её совсем забыл.

Работа и быт поглощали жизнь Юрия, и он теперь редко посещал церковь. С грустью вспоминал, с каким юношеским рвением осваивал азы православной веры.

Однажды Юрий пришёл с работы взволнованный и сообщил, что его срочно отправляют в командировку в Луганскую Народную Республику. Цель поездки – восстанавливать линии электропередач, взорванные украинскими диверсантами.

– Вот те раз! На Святки куда-то ехать! – заохала старушка-мать.

Лиза тоже разволновалась, ведь мужу придётся ехать туда, где стреляют. Собирая его в дорогу, она говорила:

– Ты молитву «Живый в помощи Вышняго» помнишь? Это девяностый псалом. Молись, когда будет опасно. И я тоже буду молиться.

* * *

Луганск встретил Юрия приветливо. Его повели в столовую, хорошо накормили, и после небольшого отдыха главный инженер электросети Сергей Иванович повёз его на своей машине к месту недавней диверсии. За рулём, тяжело вздыхая, он говорил:

– Нацисты нам жить не дают. Когда всё это кончится? Когда Россия нас защитит?

– Думаю, что скоро, очень скоро, – уверенно сказал Юрий…

Они остановились метрах в ста от линии электропередач. Ремонтная бригада ещё не подошла. Сергей Иванович позвонил по телефону, потом объяснил Юрию:

– Они на подходе, я пойду их встречу, а то заблудятся. А вы тут побудьте пока, посидите в машине.

Оставшись один, Юрий всё-таки решил подойти к месту взрыва, чтобы, не теряя времени, составить план восстановления повреждённой линии.

Стояла тёплая южная зима. Свежий январский снежок тонким слоем покрывал землю и поскрипывал под ногами. Вдруг почему-то в голове стала звучать молитва: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится», – и так до последних слов: «…долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое».

Юрий дошёл до исковерканной взрывом опоры. «Как странно, – думал он, – ведь я эту молитву наизусть не знаю, она звучит сама по себе. Интонации такие, как у Лизы, будто она читает. Мистика какая-то… А вот и ремонтная бригада идёт», – он увидел четырёх мужиков со сварочным аппаратом и другими инструментами, за ними ехала машина с подъёмным краном. Впереди шёл Сергей Иванович. Увидев Юрия, он закричал:

– Зачем ты туда пошёл! Я же тебе сказал сидеть в машине. Ведь эти гады минируют всё вокруг, чтобы ремонтники подрывались. Стой там, не двигайся!

От бригады отделился пожилой мужик с миноискателем и пошёл вдоль проложенной Юрием дорожки, аккуратно водя рамкой по снегу. Вдруг он остановился, опустился на колени и стал возиться в земле. Потом встал, держа что-то в руках, и с восторгом крикнул, глядя на Юрия:

– Противопехотная мина, очень чувствительная! Под вашим следом лежала. Это чудо какое-то, что не взорвалась!

Юрий стоял потрясённый: «Ведь я был обречён. Это Лиза за меня молилась, и Господь избавил меня, грешного, от злой смерти».

Да, Юрий встретился с чудом – таким, которое на всю жизнь укрепило его веру.

Вологда, март 2022 г.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий