«Есть Бог»
Всё более приходит к нам осознание, что текущие события на Украине значимы не только для русских людей, живущих там, но и в большей степени это шанс для нас, россиян. Ещё Иоанн Кронштадтский писал, что «мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями».
Война – это болезнь. Вместе с пришедшей извне заразой в русском организме активизируются всякие доселе не проявлявшие себя агенты (в данном случае это медицинский термин) вроде вирусов предательства, бактерий непрофессионализма или грибка разгильдяйства. Но и защитные иммунные силы начинают бороться со всей этой дрянью с удвоенной силой.
Ярко это проявилось в ситуации, сложившейся на днях с переносом рублёвской иконы «Святая Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру. Напомню: икона была написана для иконостаса Троицкого собора, после революции её конфисковали большевики и в 1929-м она оказалась в Третьяковке. Ныне же в специальной «климатической витрине» икону доставили в центр торжеств 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского – Лавру, где она находилась 17 и 18 июля. А уже 19-го «Троица» вернулась в Третьяковку. Реставраторы не обнаружили признаков ухудшения состояния.
Казалось бы, что тут особенного – опыт подобного участия всероссийских святынь в важных событиях у нас богатый. Помним, как перед чудотворной Казанской Каплуновской иконой Божией Матери молился Пётр Первый накануне Полтавского сражения. Из недавнего: в октябре 1993-го Владимирская икона была перенесена из той же Третьяковки в Богоявленский собор столицы и перед ней совершалась молитва о спасении России от междоусобной брани. Помощь Заступницы Усердной в том, что не случилось тогда губительного кровопролития, переходящего в гражданскую войну, для любого верующего несомненна.
Вот и в нынешние судьбоносные для России дни смысл посещения Лавры Господом-Троицей не только юбилейный. К Нему сегодня обращается наш народ за помощью в противостоянии всему мировому злу. Это понимают и верующие, и неверующие патриоты страны. Отлично понимают со скрежетом зубовным это и те, кто желает России поражения («режиму», как они говорят, но на самом-то деле всему народу). Именно поэтому взвыл весь корпус либеральных блогеров, в массе своей очень далёкий от Церкви. Собчак написала: «Патриарх Кирилл всё больше походит на политрука. Прочитал проповедь в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского, а кажется, что программную речь. Мощное государство, сила оружия, национальное самосознание, чувство патриотизма…»
Выделилась на этом фоне глубоко враждебная к Церкви «Новая газета». «В ноябре 2008-го РПЦ предприняла первую атаку на главный памятник древнерусского искусства, его символ — рублёвскую икону Святой Троицы, – пишет обозреватель издания. – Осенью 2008-го музейное сообщество России, мобилизовавшись, сумело отбить атаку РПЦ. Однако в прошлом году… активизировался патриарх Кирилл. Год назад Третьяковская галерея нашла в себе силы ответить прямым отказом на его требование привезти икону в лавру. Но когда пару месяцев назад из патриархии поступило повторное требование, галерея отбиться уже не смогла. Очевидно, решающую роль сыграла резко изменившаяся после 24 февраля политическая обстановка». Далее журналист без обиняков признаёт связь этого события с «действиями ВС РФ в Украине».
Ныне уже мало кто помнит, что за коллизия с рублёвской «Троицей» случилась в 2008 году, когда Патриарх Алексий попросил на праздник Пятидесятницы 2009 года привезти икону на её духовную родину, в ТроицеСергиеву Лавру.
17 ноября 2008 г. по этому поводу в Третьяковке собрались «эксперты». Вот их слова. Левон Нерсесян (отдел древнерусского искусства): «традиция почитания икон с точки зрения строгого догматического христианства граничит с язычеством», «принадлежит она [икона] фактически уже не какой-то одной конфессии, а всему человечеству. А кадилом помахать можно и перед копией». Лидия Иовлева (первый замдиректора): «всем, кто знает состояние иконы Рублёва, понятно, что перемещать её за 70 км хоть в спецящиках, хоть в колбах невозможно». Лев Лившиц (доктор искусствоведения): «“Троица” не чудотворная икона… чудотворной “Троицу” сделала не церковь, а миряне-реставраторы». Не говоря уже о цинизме последнего утверждения «специалиста по древнерусскому искусству», в нём заключена и прямая ложь: в описи монастыря 1641 г. на стр. 9 икона названа именно «чюдотворным образом Живоначальной Троицы» – документ ведь есть в Интернете. А когда главный хранитель галереи Екатерина Селезнёва воскликнула: «Мы, те, которые присутствуют здесь и сейчас, – это не вся Россия. То, что происходит сегодня, – это просто неуважение к огромной части населения России…» – то её просто зашикали. Из восьми десятков присутствовавших лишь она да художник-реставратор и историк искусства Савелий Ямщиков выступили за сотрудничество с Церковью.
После собрания участники опубликовали открытое письмо к российскому руководству, подняли шум в СМИ, задействовали «своих» во властных структурах. Результат – в 2009 году «Троица» в Лавру не попала. В этом нам, христианам, нужно видеть смысл: по-видимому, не столь велика была нужда в присутствии иконы в Лавре – вот Господь и не дал.
«Есть “Троица” Рублёва, следовательно, есть Бог», – некогда написал Павел Флоренский. И понятно, что «есть» про икону можно говорить, когда она служит тому, для чего создана: передаче человеку от Бога живительных энергий. Но этих «людей культуры» устраивала только музеефицированная русская жизнь, живая жизнь духа была для них понятием абстрактным. Такими у нас были кураторы древнерусского искусства. Стеной стояли, чтоб икона не стала средством общения людей с Богом, а осталась экспонатом. И так во всех сферах культуры – «музейщики» (ставлю это слово в кавычки, потому что среди настоящих музейщиков немало подвижников духа) от театра до книгоиздания: живая традиция ими отвергается, а зелёный свет зажигается перед мертвящим модернизмом, притом вторичным, какими-то задами западной моды. Той, где культура и искусство стали средством легализации всех человеческих пороков, уничижения веры и святости.
И вот они долго и сыто до последнего времени паразитировали на русской культуре. А народному организму нездоровилось. И хотя подозревали мы, что внутри сидят болезнетворные бактерии, но поделать ничего не могли.
Но тут вдруг война.
«Господь посетил», как говорят православные. И Он же дал нам возможность изменить мир вокруг. Это шанс, который нельзя упустить.
…Первый итог в истории с «Троицей» обнадёживает: в Думе предложили законодательно описать механизм передачи музейных икон в безвозмездное пользование храмам.
В дополнение к комментарию от 04.08.2022 в 21:42
————————————————
Благодатность (или безблагодатность, частичной благодатности не бывает) таинства зависит не от епископа или священника (таинство совершает Сам Христос посредством епископа или священника от лица всей Церкви), а от того, в Церкви оно совершается или нет. Если в Церкви, то все таинства благодатны. Вне Церкви нет благодати, нет и таинств. А нравственность и даже вероисповедание(!) епископа (или священника), если он находится в Церкви и при этом не лишен сана, не влияет на благодатность таинства. Преподобный Ефрем Сирин пишет: “Если священник своими грехами превзойдет весь мир и грешнее его не будет на земле никого, то, когда он будет совершать богослужение, по вере прихожан таинство совершается, оно действительно. И если священник духовно связан по руками и ногам, тогда за него священнодействие совершает Ангел.”
—
Безблагодатность раскола однозначно утверждается в канонических правилах Церкви (1-е канон. пр. Вас. Вел.). Раскол предполагает создание параллельной церковной структуры – “иного алтаря”, с архиерейским синодом, архиерейскими хиротониями, административными структурами.
—
Что же касается просто непоминающих во главе с епископом или священником, то священные каноны не дают права говорить о безблагодатного такого образования. Многие святые отцы уходили в самочинные сборища (Феодор Студит, Григорий Палама), по разным причинам отказываясь поминать своих архиереев. Если запрещение в служении или извержение из сана наложены церковной властью незаконно – не по священным канонам, а по каким-либо другим побуждениям, то таковые запреты недействительны. Совершаемые же таковыми священниками или епископами таинства нельзя считать безблагодатными. Например, находясь под запретом, священнодействовали свв. Иоанн Златоуст и Григорий Палама. Так же, как известно, и многие непоминающие Новомученики причислены к лику святых.
Вы Алексей ПетровЪ перешли границу дозволенного. Из личной неприязни к Святейшему Патриарху Кириллу, вы злонамеренно сделали вывод о безблагодатности Русской Православной Церкви. В подтверждение вашей ереси служит ваше измышление и искажение слов священномученика Павла Флоренского.
Вы переврали Его слова, написав —
(Есть “Троица” Рублёва (в Лавре – А.П.), следовательно, есть Бог (в Лавре)», – некогда написал Павел Флоренский.”)
В первоисточнике о. Павел Флоренский написал следующим образом —
«Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».
——-
Главное назначение иконы — быть окном в мир иной, духовный и вечный, Божественно прекрасный. Только в таком контексте можно уяснить крылатое, ставшее широко известным изречение Флоренского «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог». Только в таком контексте можно правильно понять значение иконы в структуре храма и в тайнодействии храмого Богослужения
——-
Замечательный учёный и богослов отец Павел Флоренский, мученически окончивший свои дни в сталинском лагере на Соловках, некогда написал:
«Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: Есть Троица Рублёва — следовательно, есть Бог».
Как известно, у Бога случайных совпадений не бывает. То, что Он хотел сказать устами автора, Он сказал:
“…в 2009 году «Троица» в Лавру не попала. В этом нам, христианам, НУЖНО ВИДЕТЬ СМЫСЛ: по-видимому, не столь велика была нужда в присутствии иконы в Лавре – вот Господь и не дал.
«Есть “Троица” Рублёва (в Лавре – А.П.), следовательно, есть Бог (в Лавре)», – некогда написал Павел Флоренский.”
Надеюсь, автор увидит, что он, как бы задав вопрос (в начале приведённой мной цитаты), сам же на него и ответил (очевидно по наитию). В 2009 г. к власти в РПЦ пришёл т.Гундяев…
И не говорите, что я применил недозволенный приём. Дозволенный.
У пророчеств — многоуровневая экзегеза. Для их раскрытия и применяются такие приёмы (содействием Св.Духа). А Флоренский — это, конечно, пророк. И истинный новомученик.
Что касается концовки статьи — глумление над совестью верующих продолжается.
Желаю автору и всем спасения!
Благодарим за статью.