Знакомые всё лица
В Москве 5 марта прошли общественные слушания «Традиционные ценности как основа национальной безопасности», на которых родительские и патриотические организации России приняли открытое письмо Президенту РФ в защиту проекта… его же указа, ранее снятого с общественного обсуждения Минкультом из-за протестов либерально настроенных граждан. В сложившихся ныне обстоятельствах событие знаковое.
Речь о проекте Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Опубликован он был ещё в декабре прошлого года, а с января обсуждался в Общественной палате России и на других площадках. Тезисно проект содержал следующее:
– необходимость обеспечить «моральное лидерство» России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей;
– поддержка религиозных организаций традиционных конфессий;
– сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, в том числе защита института брака «как союза мужчины и женщины»;
– защита русского языка, в том числе от нецензурной лексики;
– защита россиян от внешнего информационно-психологического воздействия;
– противодействие распространению деструктивной идеологии.
Проект также предлагал разработать «системы показателей эффективности политики в сфере традиционных ценностей». Иными словами, Министерство культуры получило бы критерии отбора – какие театральные постановки, фильмы, выставки и так далее финансировать из государственного бюджета, а какие нет – как не соответствующие духовно-нравственным нормам и традиционным ценностям России. Сразу же последовала реакция. «А как же будет развиваться культура? Кому это всё нужно?» – вопросил в своём обращении руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин.
Другие «деятели культуры» высказались ещё резче. Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр»: «Отчаяние. Чёрное беспросветное отчаяние». Ксения Болецкая, журналистка: «Привет, Средневековье». Юлия Ауг, актриса и член жюри Московского еврейского кинофестиваля: «Мы, к сожалению, проиграли». Алла Шендерова, член Международной ассоциации критиков IACT и преподаватель Британской высшей школы дизайна: «Главное – с какой людоедской точностью выбран момент! А надо бы орать…» Евгений Понасенков, режиссёр: «Страна маргинального фашизма». Мария Крупник, куратор образовательной программы Фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и экс-сотрудник Британского совета и Великобритании в Москве: «Если бы мы могли лучше мобилизовываться, были бы другие результаты». Всё это было похоже на истерику. К хору голосов подключились почти все директора и режиссёры московских театров, а также некоторые известные артисты. В итоге 4 февраля проект указа был задвинут в долгий ящик «для выработки новых подходов к подготовке и обсуждению документа».
Что же изменилось с той поры? Вновь принимаются обращения «российской интеллигенции» – уже против «войны в Украине». И фамилии-то всё знакомые. Ещё недавно театральный критик Александр Минкин протестовал против президентского указа: «Тысячу раз говорил и писал: пока миллионы не выйдут на улицу, будут только поражения!» – а теперь для него «поражением» стала защита русских на Украине. Любая война, в том числе вынужденная, – это всегда беда. Но она очищает, показывает, кто есть кто. И верится, что наша страна изменится к лучшему. Может, станем жить беднее, на уровне 90-х годов. Но тогда была беспросветность, умирание, а ныне открывается возможность для России сосредоточиться и пойти вперёд своей дорогой.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий