О доверии

Смотрю сайты епархий, и иногда полдюжины первых по списку новостей начинаются со слова «митрополит». Архиерей при этом может быть очень достойным человеком, но выглядит это трагикомично: митрополит отслужил литургию, митрополит сказал, митрополит посетил… Ничего другого вроде не происходит, хотя на самом деле в православной жизни региона случается очень многое.

«Ангелы на колокольне», художник Владимир Петров-Кириллов (13vainamoinen.livejournal.com)

Читаю сайт одной из наших провинциальных епархий. Новостей на нём много, и они вполне себе интересные. Мысленно сетую только, что написаны ужасным языком. Но вот проходит время, и что-то меняется в редакционной политике с приходом нового архиерея, и вместо новостной ленты – сплошной «митрополит». И я уже ностальгически жалею о былом разноцветье новостей, готовый простить какой угодно плохой слог сообщений.

Мой товарищ, очень хороший православный журналист, пришёл устраиваться в епархиальный пресс-центр, где ему сразу поручили важнейшее дело – ездить на службы и записывать проповеди митрополита, столь же волнующие, как инструкция к молотку. Хватило товарища, кажется, на месяц: он никак не мог поверить, что это не временное испытание его терпения, а обычная практика. Его способности оказались полностью не востребованы.

Периодически читатели нас спрашивают, почему редакция не имеет среди учредителей церковные структуры. В том числе и поэтому. Даже когда финансы нашей газеты особенно громко пели романсы, мы не рассматривали возможность перейти под крыло какого-нибудь владыки. Две-три новости, одна статья, несколько фотографий одного архиерея, его проповеди – и всё. Из газеты Русского Севера она автоматически превращается в епархиальный вестник. Тираж при этом мог бы даже вырасти, потому что распределяться он по приходам стал бы бесплатно. Вот почему наше издание подписное, хоть и недорогое сравнительно с другими, но всё же платное. Оплата подписки – это признание заинтересованности читателя в содержании газеты, желание читать её постоянно.

Думаю, это характерно не только для газеты. Есть дела, которые миряне и священники должны делать без присмотра сверху. Ещё в 1990-х и нулевых годах во многом так и было, а сейчас в епархиальных управлениях вызовет скорее недоумение: как же это – без присмотра? Ведь миряне, как правило, религиозно необразованны, духовенство же не способно правильно понимать актуальные направления работы, которые требуют сверху. Возможно, это какой-то закон природы – но без доверия, когда у человека не только обязанности, но и права, в том числе право на ошибку, мало что делается хорошо.

Вот говорят, что христиане – это духовное воинство. Но ведь и в обычной армии не всё гладко и организованно. Вроде дисциплина там на первом месте, но главным оказывается не муштра, а инициатива, потому что несамостоятельный командир, такой замечательный в дни мира, для хаоса боевых действий мало пригоден. А хаос возникает вследствие того, что противник действует по своему плану, постоянно мешает, вносит свои коррективы, и если хочешь с ним справиться, решения должны приниматься молниеносно на всех уровнях.

А у Церкви такая война идёт две тысячи лет. Но поскольку поражения растянуты во времени, они не всегда заметны. А потом вдруг – раз! – и богобоязненная страна превращается в совершенно богоборческую. Кровью мучеников, страданиями исповедников мы побеждаем. Но учит ли чему-то этот страшный опыт? Боюсь, что нет. И что с этим делать, Бог весть.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий