Не сыграть ли нам в бирюльки?

Приходилось ли вам, ребята, слышать выражение «играть в бирюльки»? Оно означает бесполезную трату времени, занятие какими-то пустяками. А вот о серьёзной работе, напротив, скажут: «Это вам не в бирюльки играть!» Что же это за бирюльки такие? И как в них играть?

Игра эта вошла в обиход веке в семнадцатом. Кто и где её придумал, точно неизвестно. Ясно одно: родилась она в крестьянских домах. За игрой в бирюльки коротали время долгими зимними вечерами ребятишки.

Поначалу использовались простые соломинки. Горсть соломинок высыпалась на стол или на пол, и игроки по очереди выбирали крючком из горки по одной, стараясь не задевать остальные. Если заденешь – ход передавался следующему. Кто наберёт больше соломинок, тот и победитель. От слов «собирать», «набирать» и возникло название игры. Должно быть, со временем кто-то из отцов, глядя на «соломенные» забавы своих ребят и желая порадовать их чем-то необычным, выточил на станке крохотные предметы: самовары и чайнички, скалки и колёса для телеги – словом, всё, что видел в избе и вокруг неё, уменьшив в десятки раз. А заодно и футляр смастерил, куда прятать этакую мелюзгу. Можно только представить, сколько было радости у детишек!

Добрый почин тут же подхватили другие токари. Вскоре игра покорила и города. К XIX веку наборы бирюлек прочно обосновались и в аристократических салонах. А в крупных магазинах их продавали в комплекте с набором шоколада – это был прекрасный подарок к празднику.

Изящество игры в бирюльки оценили и во дворцах. Нет точных сведений, как она туда попала, но доподлинно известно, что царь Пётр Первый любил потешиться ею. Возможно, сам он и изготовил крохотные предметы на станке – ведь он был видным токарем, как сейчас бы сказали, высшего разряда. И дети нашего последнего императора сиживали за этой игрой, подцепляя серебряными крючочками костяные чайнички, вазочки, флейты и скрипки. Эти затейливые вещицы для них смастерил придворный ювелир Карл Фаберже.

Этот набор изготовил Карл Фаберже

А одна любознательная жительница Санкт-Петербурга, которая ведёт в Интернете блог «Я люблю этот город», заметила интересную вещь: набор бирюлек Фаберже очень уж похож на тот, что хранится в краеведческом музее Архангельска. Автором его был простой крестьянин по фамилии Бобрецов из села Холмогоры, где, как известно, процветал промысел резьбы по кости. Работа его побывала в Лондоне на Всемирной выставке рыболовства, где её и мог увидеть Карл Фаберже, вдохновившись ею. Что и говорить, вкуса и мастерства народным умельцам было не занимать. Недаром знаменитый на весь мир скульптор Роден не мог налюбоваться на богородскую игрушку, как-то раз попавшую ему в руки, найдя её совершенной.

Набор бирюлек мастера Бобрецова из села Холмогоры. 1883 г.

Часто такие игрушки были безымянны. Но один из экспонатов Музея игрушки Сергиева Посада сохранил имя мастера. Набор бирюлек, хранящийся там, подписан: «Андрей Журкин». Этому мастеру было по плечу изготовить предметы размером с просяное зёрнышко и поместить их в коробочку из скорлупы лесного ореха! У мастера нынче есть продолжатель – его внук Сергей Васильевич, токарь в четвёртом поколении.

А ещё в семье Журкиных хранят предание: проезжал как-то раз этими местами писатель Лев Николаевич Толстой и, познакомившись с мастером Журкиным и его удивительными игрушками, купил сразу несколько наборов бирюлек. А потом раздаривал друзьям и, разглядывая крохотные вещицы вместе с ними, радовался: «Каковы умельцы-то, а?»

Так отчего же всё-таки любимая всеми игра в бирюльки стала синонимом пустой траты времени? Ведь она и внимание у ребят развивает, и усидчивость, и вкус. Скорее всего, как раз оттого, что была слишком популярной. Как засядут за неё игроки, так и забудут про всё на свете: и про сон, и про покосы, и про важные государственные дела!

Сто лет назад художник изобразил в дружеском шарже, как играют в бирюльки два музыканта – Фёдор Шаляпин и Фёдор Кёнеман

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий