Не сыграть ли нам в бирюльки?
Приходилось ли вам, ребята, слышать выражение «играть в бирюльки»? Оно означает бесполезную трату времени, занятие какими-то пустяками. А вот о серьёзной работе, напротив, скажут: «Это вам не в бирюльки играть!» Что же это за бирюльки такие? И как в них играть?
Игра эта вошла в обиход веке в семнадцатом. Кто и где её придумал, точно неизвестно. Ясно одно: родилась она в крестьянских домах. За игрой в бирюльки коротали время долгими зимними вечерами ребятишки.
Поначалу использовались простые соломинки. Горсть соломинок высыпалась на стол или на пол, и игроки по очереди выбирали крючком из горки по одной, стараясь не задевать остальные. Если заденешь – ход передавался следующему. Кто наберёт больше соломинок, тот и победитель. От слов «собирать», «набирать» и возникло название игры. Должно быть, со временем кто-то из отцов, глядя на «соломенные» забавы своих ребят и желая порадовать их чем-то необычным, выточил на станке крохотные предметы: самовары и чайнички, скалки и колёса для телеги – словом, всё, что видел в избе и вокруг неё, уменьшив в десятки раз. А заодно и футляр смастерил, куда прятать этакую мелюзгу. Можно только представить, сколько было радости у детишек!
Добрый почин тут же подхватили другие токари. Вскоре игра покорила и города. К XIX веку наборы бирюлек прочно обосновались и в аристократических салонах. А в крупных магазинах их продавали в комплекте с набором шоколада – это был прекрасный подарок к празднику.
Изящество игры в бирюльки оценили и во дворцах. Нет точных сведений, как она туда попала, но доподлинно известно, что царь Пётр Первый любил потешиться ею. Возможно, сам он и изготовил крохотные предметы на станке – ведь он был видным токарем, как сейчас бы сказали, высшего разряда. И дети нашего последнего императора сиживали за этой игрой, подцепляя серебряными крючочками костяные чайнички, вазочки, флейты и скрипки. Эти затейливые вещицы для них смастерил придворный ювелир Карл Фаберже.
А одна любознательная жительница Санкт-Петербурга, которая ведёт в Интернете блог «Я люблю этот город», заметила интересную вещь: набор бирюлек Фаберже очень уж похож на тот, что хранится в краеведческом музее Архангельска. Автором его был простой крестьянин по фамилии Бобрецов из села Холмогоры, где, как известно, процветал промысел резьбы по кости. Работа его побывала в Лондоне на Всемирной выставке рыболовства, где её и мог увидеть Карл Фаберже, вдохновившись ею. Что и говорить, вкуса и мастерства народным умельцам было не занимать. Недаром знаменитый на весь мир скульптор Роден не мог налюбоваться на богородскую игрушку, как-то раз попавшую ему в руки, найдя её совершенной.
Часто такие игрушки были безымянны. Но один из экспонатов Музея игрушки Сергиева Посада сохранил имя мастера. Набор бирюлек, хранящийся там, подписан: «Андрей Журкин». Этому мастеру было по плечу изготовить предметы размером с просяное зёрнышко и поместить их в коробочку из скорлупы лесного ореха! У мастера нынче есть продолжатель – его внук Сергей Васильевич, токарь в четвёртом поколении.
А ещё в семье Журкиных хранят предание: проезжал как-то раз этими местами писатель Лев Николаевич Толстой и, познакомившись с мастером Журкиным и его удивительными игрушками, купил сразу несколько наборов бирюлек. А потом раздаривал друзьям и, разглядывая крохотные вещицы вместе с ними, радовался: «Каковы умельцы-то, а?»
Так отчего же всё-таки любимая всеми игра в бирюльки стала синонимом пустой траты времени? Ведь она и внимание у ребят развивает, и усидчивость, и вкус. Скорее всего, как раз оттого, что была слишком популярной. Как засядут за неё игроки, так и забудут про всё на свете: и про сон, и про покосы, и про важные государственные дела!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий