Единорог на Лысьве-реке
Городок как на ладони
Пока существует наша рубрика о гербах «Городок как на ладони», мы с вами, ребята, не раз убеждались: если на эмблеме города нарисованы медведь, или лиса, или куница – значит, окрестности когда-то были богаты этим зверем. Но вот перед нами герб маленького уральского городка Лысьвы, на котором красуется… единорог! Как это сказочное животное туда попало? Давайте разберёмся.
А для начала скажем пару слов о названии Лысьва (так называется и река, на берегу которой расположен город). Может, кто-то из вас, ребята, подумал, что оно произошло от слова, обозначающего отсутствие растительности (а такие топонимы действительно существуют – Лысый холм, Лысая гора, например). Однако это не так. Название городка очень поэтично: любой лысьвенец вам скажет, что оно образовано из двух слов коми-пермяцкого языка: «лыс» — «хвойный», «ва» — «река», то есть Лысьва – это «река, текущая по хвойному лесу».
Люди здесь стали селиться в середине XVII века, а в 1785 на берегу реки Лысьвы княгиней Шаховской был построен чугуноделательный завод, и вокруг его труб разросся рабочий посёлок. К середине XIX века лысьвенский завод перешёл на выпуск кровельного железа. И вот тогда-то и появляется в Лысьве индрик-зверь – так в древнерусских книгах именовали единорога. На каждом листе железа была оттиснута торговая марка завода – голова этого мифического животного. Надо сказать, кровельное железо с этой маркой отличалось непревзойдённым качеством – недаром в 1900 году на Всемирной выставке в Париже лысьвенская кровельная жесть получила Гран-при и Большую золотую медаль. Некоторые даже утверждают, что этой жестью были покрыты крыши собора Парижской Богоматери и Британского парламента. Так откуда же взялся на кровельном железе сказочный конь об одном роге? А вот откуда. Управлять заводом в XIX веке стал граф Павел Шувалов, а на гербе дворянского рода Шуваловых изображён белый единорог с золотыми глазами. Вот и стали его помещать в виде торгового клейма на продукции шуваловских заводов.
Интересно, что самый первый свой герб Лысьва получила в советское время – в 1985 году, к своему 200-летнему юбилею. Конечно, никаких сказочных существ на нём появиться не могло, и художники отразили в гербе трёх «китов», на которых стояла тогда Лысьва: чугунолитейное дело (ковш), машиностроение (шестерёнка) и сельское хозяйство (колос). Правда, всего лишь через 13 лет, в 1998 году, у города появилась новая эмблема – единорог, символ благоразумия, осторожности и чистоты. Он и доселе там.
Историки говорят, что сказочный зверь побывал в этих краях задолго до строительства завода – его пронесла на своём флаге казачья дружина Ермака, в XVI веке шедшая покорять Сибирь. Дело в том, что в ту пору единорог и двуглавый орёл были равноправными символами, составляя государственную эмблему. А в прежние века и вовсе единорог «перевешивал» и в знаках государственной власти был повсюду: например, при Великом князе Иване III, что правил на Руси с 1462 по 1505 год, чеканили золотые монеты, на которых был крест с четырьмя единорогами. Только когда Иван III женился на византийской царевне Софье Палеолог, её родовой знак (двуглавый орёл) стал понемногу теснить единорога. Но долго не мог вытеснить: этого могучего прекрасного зверя по-прежнему изображали на золотых монетах и на государевых печатях. А царь Иоанн Грозный и вовсе окружил себя единорогами. Они украшали не только царёвы печати, но и оконные наличники дворца, и топорики придворных, что стояли в высоких шапках возле трона, на спинке которого, кстати, тоже красовался искусно вырезанный единорог.
Вот, ребята, какой длинный «послужной список» у сказочного зверя, попавшего на герб Лысьвы!
В Великую Отечественную войну про Лысьву знал каждый солдат. Незаменимая на фронте каска родом отсюда, и нигде в стране их больше не производили. Причём форма стального шлема была разработана так, что для пуль и осколков снарядов он бьл неуязвим. Миллионам бойцов лысьвенские каски спасли жизнь. Один из этих солдат, Юрий Никулин, после войны стал всенародно любимым артистом цирка и кино. И до конца дней с благодарностью вспоминал он свою фронтовую каску и рабочих, которые её сделали. А работали на заводе в годы войны женщины, старики и подростки.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий