Крещенская купель

«В этом году всё-таки Президент предпочёл прислушаться к рекомендациям представителей Церкви и не окунаться в связи с пандемийными условиями», – заявил в канун Богоявления пресс-секретарь Песков. Я, откровенно говоря, таких рекомендаций не видел, хотя, может, пропустил. Были, конечно, традиционные напоминания о том, что купание – это не церковное правило, а благочестивая народная традиция. Ну так кто с этим спорит? А то, что глава ОВЦС митр. Иларион со ссылкой на «свирепствующий вирус» рекомендовал воздержаться от крещенских купаний, так ведь это не голос Церкви, а частное мнение. Кого-то он, возможно, смутил, но, похоже, уже мало кто воспринимает такого рода нелепую агитацию всерьёз.

Зато неожиданным и радостным событием для меня стало решение окунуться в иордань на Неве Санкт-Петербургского митрополита Варсонофия. А ведь не молодой – 67 лет. Обставлено было всё очень культурно: сначала владыка освятил воду в купели, в момент купания иерарха её огородили ширмами, фотографов попросили не делать снимки. А накануне на сайте митрополии выложили рекомендации тем, кто по образу Спасителя решил погрузиться в иордань: за 2-3 часа необходимо принять пищу, находиться в холодной воде не более полутора минут, окунаться только в специально оборудованных прорубях и пр. Тут же напомнили, что купание в проруби не смывает грехи, что главное для христианина в этот день – присутствие на литургии. Всего же в Северной столице только на официально организованных купелях окунулись в воду около 40 тыс. человек – больше, чем в прошлом году.

На снимке С. Марченко, любезно предоставленном нам коллегами из журнала «Вода живая», крещенские купания в Санкт-Петербурге.

Ровно в тот же час, когда окунался митрополит, на Красной Горе в Сыктывкаре сподобился трижды погрузиться в крещенскую воду и я. Ну что скажешь после этой экстремальной процедуры? – замечательно! Других отзывов в палатке МЧС, где я переодевался, и не слышал. Матёрые мужики поздравляли друг друга с праздником, деловито одевались. Ни разу не услышал, что кто-то пришёл «смыть грехи». Не было ни одного пьяного, дежурившие полицейские откровенно скучали. Ну а то, что кто-то пишет, что мужики пришли покрасоваться торсом перед противоположным полом, – так это глупость несусветная, показывающая, что говорящий сам ни разу не окунался и состояния купальщика не понимает.

Нечто подобное зимним купаниям испытываешь в ледяной воде дивеевского источника – вода в нём и летом такой же температуры, как зимой. Это всё идёт из глубинного понимания: должно же тело «пострадать», чтоб потом обновилось естество! Для решивших искупаться это было чем-то вроде глубокой аскезы в честь праздника, вроде полного поста с отказом от пищи, когда раз в год ты должен сломать свои страхи, страхи своего тела, преодолеть «разумность» пусть небольшим, но подвигом.

Крещенские купания запретили в Перми, Оренбурге, Ханты-Мансийске и др. городах, полностью – в Казахстане, к сожалению, при активной поддержке священноначалия. Вообще я не очень представляю, как можно запретить купания. Власти могут просто отказаться помогать своим людям, но желающие и без помощи властей найдут, где окунуться.

Нередко приходится слышать от отцов, что вот, дескать, это народная, а не православная традиция, от неё один шаг до суеверий и язычества. А массовый крещенский заплыв за крестом, брошенным архиереем, – тысячелетняя традиция в Греции и Сербии – она православная? А погружение паломников на Святой Земле в воды Иордана? Да, это не главное в крещенских торжествах – но ведь никто и не утверждает, что главное. Не главное и традиция набирать в храме освящённую воду – но ведь никто, кроме сектантов да радикальных модернистов, против этого не выступает. Разделять народное и православное – есть такая лукавая форма борьбы с Церковью, которой умело пользовались атеисты-большевики.

Замечательно, что в России родилась и устояла, несмотря на все запугивания и преграды, своя уникальная традиция крещенских купаний. Вместо нелепых запретов было бы лучше возродить традицию принятия благословения у священника перед погружением. Церковь, в отличие от недальновидных властителей, мудра: не понуждает насильно к чему-то людей или наказывает, а освящает, воцерковляет установившиеся народные традиции и незаметно направляет людей с их помощью ко Христу. Так было с праздниками Ивана Купалы, Троицей и др. – и так, я надеюсь, будет всегда.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий