Две оговорки

Восточный экономический форум и визит туда Президента Путина в первых числах сентября ознаменовались двумя неожиданно резонансными эпизодами, в информационных лентах даже затмившими прямые итоги форума. В День знаний Владимир Путин решил пообщаться со школьниками в рамках просветительского марафона в детском центре «Океан» во Владивостоке. В своём выступлении на исторические темы он назвал Северную войну, которую вёл Пётр I со Швецией, Семилетней войной.

На его оговорку отреагировал ученик школы № 35 города Воркуты Никанор Толстых. «Не сочтите за… – смущаясь, сказал мальчик. – В общем, это называлось не Семилетняя война, а просто Северная война». Путин в ответ поблагодарил мальчика за поправку и продолжил выступление.

Вроде бы проходной такой момент. Но не тут-то было. Если одни журналисты подали этот эпизод с юмором, то другие постарались ухватиться за «информационный повод». И пошла писать губерния! Вот, например, как вам такое:

«Офицер, ставший президентом, видимо, не желает меняться в соответствии с изменившимся временем. Он, пожалуй, хочет втащить к себе в прошлое этих мальчишек и девчонок с честными глазами. Втащить силой, уговорами. С помощью нового закона “О воспитании” и новых “политруков”, которые пришли сейчас в школы… На голову Никанора напридумывано столько всего, что его даже жаль. Но на его стороне и на стороне других представителей этого нового поколения России, пожалуй, главный аргумент – неумолимое время. Его не остановить ничем, даже специальной поправкой в Конституцию. Сегодня только время и поколение честных десятилетних школьников внушают надежды на лучшее будущее для страны».

Ну вот скажите, тянет этот эпизод с Семилетней войной на такие глобальные выводы? Здоровый ли это человек писал в череповецком издании, которое, казалось бы, в силу своей провинциальной прописки не должно быть столь политизированным?

Автор на этом не успокаивается. «Показательны различия в реакциях на “поправочку” Никанора Толстого, – продолжает он, перевирая, между прочим, фамилию школьника (не сумел просклонять правильно). – Директор воркутинской школы (то есть представитель чиновного сословия, пусть и низшей его страты), где учится Никанор Толстых, заявила, что молодым людям присуща “определённая наглость” и что сама она никогда бы не решилась делать замечания президенту. А вот учительница Никанора (та самая “гнилая интеллигенция”), наоборот, школьника похвалила: “Я считаю, что он молодец. То, что он поправил президента, говорит о том, что ребёнок не может скрыть что-то неправильное и в принципе не будет врать, есть такая безбоязненность”».

Очевидно, что пишущий просто не умеет мыслить иначе, как в категориях раздрая и противопоставления старшего поколения молодому, интеллигенции – чиновничеству и в конце концов, разумеется, власти – народу.

За этот эпизод ухватилась и зарубежная пресса. Немецкий «Шпигель» пишет: «Кира Ярмыш, пресс-секретарь находящегося в заключении оппозиционера Алексея Навального, осудила учительницу, которая, вероятно, считает, что “школа должна давать не знания, а учить покорности и угодливости”. Шумиха вокруг происшествия 1 сентября была настолько велика, что пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков решил в четверг успокоить общество и назвал школьника “молодцом”: “Это никакая не наглость. Мы категорически не согласны с директором школы”. Песков выразил надежду, что у мальчика больше не будет неприятностей в школе». Ну то есть директор, может, не озвучила это прямо, но чуяла: вокруг ситуации будет раскручиваться политика и лучше бы (для мальчика) этого не было.

В конце концов Президент, узнав обо всём этом, изумился и переспросил: «Что, там действительно что-то с мальчиком? Что, его там ругают, что ли?.. Какая чушь! Ну чего такого-то в этом? Это говорит, наоборот, о том, что у нас ребята раскованные, подготовленные, слава Богу!»

Конечно, чинопочитание у нас имеет глубокие корни. Если начальник ошибся, лучше деликатно промолчать, дабы не навлечь на себя грозу. А ещё обязательно надо отслеживать установки, сигналы и намёки вышестоящих. Теперь, по идее, маятник чиновника должен качнуться в другую сторону – как бы школьника не стали захваливать за смелость и необыкновенный интеллект.

К сожалению, передовой отряд «бюджетников» – учительское сообщество с присущим ему здоровым консерватизмом, а особенно директора – всегда использовался власть имущими и порой в нечистоплотных целях, как, например, в былые годы в Коми во время выборных кампаний. Его всегда пытались сделать на побегушках у чиновников.

Но вот духовенство последние десятилетия власть так не «нагибала», а всё же неловкие ситуации то и дело случаются. На том же форуме Президент высказался в том смысле, что Малюта Скуратов, возможно, не убивал митрополита Филиппа. Ну сказал и сказал. Версия эта известна со второй половины 1940-х, некоторые историки утверждают, раз Иоанн Грозный в своём помяннике не каялся за убийство Филиппа, значит, он ни при чём. А ведь мы понимаем, что спор тут не о Малюте, он без одобрения царя действовать не мог. Но зато царь Алексей Михайлович покаялся за убиение его предшественником святителя Филиппа – на перенесении мощей святителя в 1652 года.

Непонятно, какое отношение к этим версиям имеет Церковь, если об этом эпизоде говорится в богослужебных текстах однозначно. Но уважаемый протоиерей Владислав Цыпин счёл необходимым прокомментировать высказывание Президента, заметив о поправках к житию митр. Филиппа: «Разумеется, жития не являются Священным Писанием, которое не подлежит редактированию». Отец Владислав не просто священник со своим частным мнением – он член Синодальной комиссии по канонизации святых и Межсоборного присутствия РПЦ, профессор МДА. Впоследствии его поправил заместитель управляющего делами Патриархии Савва (Тутунов), опровергнувший возможность редактирования жития. Но отец протоиерей свои слова не опроверг.

И если в случае с воркутинским школьником журналистам надо ещё постараться, чтобы разжечь рознь в обществе, то после таких неаккуратных выражений уважаемого представителя Церкви, увы, и разжигать ничего не надо – само вспыхивает.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

 

Добавить комментарий