Царский дом в Никольском

17 июля наша Церковь отметила день памяти страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Прошло 103 года после их расстрела большевиками, а в августе исполнится 21 год канонизации. Столько же лет в нынешнем году будет и первому храму в России, освящённому во имя святого страстотерпца царя Николая. Туда, в город Никольское Ленинградской области, отправился наш корреспондент.

Царская служба

Этот бревенчатый храм можно сравнить с лестницей в небо – такой ступенчатый, вытянутый ввысь. Стоит он на высоком берегу реки Тосна и хорошо виден при въезде в Никольское – бывшее село, основанное по указу царя Петра I в 1710 году, которое в советское время стало промышленным посёлком и к 1990 году доросло до статуса города. Ритм жизни здесь неспешный, совсем не городской. В будний день храм открыт, в нём две женщины – одна ставит свечку перед иконой, другая за свечным киоском. Знакомлюсь. Работницу храма зовут Татьяна. Говорит, что батюшка где-то здесь, в городе. Звонит ему, мол, вот корреспондент приехал. Пока ждём его, рассказываю, что наша газета задолго до прославления царя Николая II, ещё в 95-м, подробно писала о его страстотерпчестве и храм в Никольском тоже не раз мы упоминали, но только сейчас сподобились его посетить.

– Люди-то в храм приходят и о чём Царя-страстотерпца просят? – интересуюсь у Татьяны. – У нас же от каждого святого своя какая-то молитвенная помощь.

– Да особо не замечала, что просят, – отвечает она. – Но как я думаю? Ему можно молиться за благополучие семьи. Он ведь очень семью любил, я письма его читала, такие замечательные.

– И только? – удивляюсь.

– Ещё, думаю, молитвы к нему связаны со всеобщим покаянием. Пока мы не покаемся перед своим последним убиенным царём, то и России будет не очень хорошо.

Разговор наш прервал звонок стационарного телефона. Татьяна подняла трубку:

– Церковь. Слушаю вас…

Да, было бы здорово, будь такой телефонный номер, по которому на все наши вопросы отвечала бы Церковь. Набрал номер – и вот тебе ответ. Но в Церкви даже среди архиереев есть разномыслия по поводу царя Николая II, и это несмотря на соборное признание его страстотерпчества. Как страстотерпца – да, почитают, но его роль в событиях, приведших к революции и страшной гражданской войне, осмысляется по-разному.

– …Да, есть красненькое издание, на серой бумаге, и есть «Закон Божий» в более солидном издании, – Татьяна продолжала отвечать по телефону.

Когда закончила, спрашиваю:

– Вы всерьёз думаете, что если все покаются…

– Это в газете одной очень хорошо было написано, она по рукам у нас ходила. Старая, страницы жёлтые, ещё с 90-х годов, наверное. А вообще страшно подумать, какая у них кончина, не приведи Господь. И ведь могут вернуться те времена. Особенно за молодёжь боязно.

Работница храма неожиданно перевела тему на увлечение детей гаджетами. Мол, приехала в гости к родственникам, а дети их даже не поздоровались, в телефоны уткнулись. Или вот женщина в храм заходила свечку поставить за трёхлетнюю дочку – отобрала у неё телефон, и малышка стала не в себе, будто ломка в ней какая.

– Вы, наверное, педагог по профессии? – спрашиваю.

– Бухгалтер я. А так кем только не работала, когда с мужем-военным по белу свету ездила: и уборщицей, и в столовой – какая ни есть работа, та моя. А потом, когда при Ельцине нашу часть из Германии в Чапаевск под Самару вывели, фактически в чистом поле бросили, то начались сокращения. Нам-то повезло, получили там двухкомнатную квартиру, а большинство безо всего уволили. Сама я ленинградка, мечтала после службы домой с мужем вернуться, но денег хватило только на квартиру в Никольском, в тридцати километрах от Петербурга.

– Жёны военных – они ведь тоже служивые, – сочувствую, – те же тяготы на себе несут.

– Так я и в армии одно время должность занимала. Но это трудно, если ты мама, ведь не во всех военных городках детские ясли были, приходилось и с ребёнком сидеть. Так что пенсии большой не заработала. Но Господь не оставляет.

«Вот ведь как судьба сложилась, – думаю об этой жизнерадостной женщине, – всю свою жизнь с мужем служению Родине отдала, а теперь в храме во имя русского царя служит». Спрашиваю:

– У вас на двери объявление висит, что волонтёры требуются. Для каких надобностей?

– Дежурить в храме, уборку делать. Мы ведь по будням не закрываем, а те женщины, что приходят помогать, сейчас на свои огороды переключаются.

– И вы одна здесь дежурите?

– Я рядом с храмом живу. Раньше так и мечтала, чтобы церковь была в шаговой доступности, вот мечта и исполнилась, не выхожу отсюда, – Татьяна смеётся.

– Он при вас строился?

– Когда мы с мужем приехали, церквей в Никольском не было. В 1998-м открылся храм Николы Чудотворца в пристройке к жилому дому, где прежде при магазине стекло резали. Отец Михаил тогда много для храма сделал. А потом вот этот построили на деньги Валерия Гусева, директора Колпинского пищевого комбината. Встречали в магазине пельмени «Колпинские» ручной выделки? Его продукция. Сам он родом из Никольского, и мать здесь живёт. Вот он однажды спросил её: «Мама, что я могу для тебя сделать?» Она сказала: «Построй у нас храм». Задумывали храм во имя Николы Чудотворца, но как раз был Архиерейский Собор, на котором канонизировали царя, и решили освятить в его честь. Поэтому он первый царский у нас в стране. Архитектором была Галина Кулакова – она из Великого Новгорода, ещё и реставратор, поэтому такой древнерусский стиль. Священников у нас трое сменилось, отец Александр уже четвёртый. Но он давно уже служит.

– То, что храм освятили в честь Царственных страстотерпцев, здешний народ нормально воспринял?

– Ничего плохого я не слышала. Люди ведь в первую очередь просто в церковь идут. Некоторые лишь спустя время обращают внимание, что храм во имя царя. А кто шибко разбирается, тот разное говорит. Слышала, что царя канонизировали из-за того, что с Зарубежной Церковью надо было объединяться, и что многие были против поначалу.

– Не совсем так, – не соглашаюсь, – вопрос канонизации ставился задолго до объединения, комиссия по этому поводу была образована у нас в Патриархии ещё в 1992-м. И было сказано, что она исследует вопросы, «связанные с мученической кончиной Царской Семьи». И когда в 2000 году на Архиерейском Соборе голосовали за канонизацию вставанием, то против был только один архиерей – митрополит Нижегородской епархии. Но, насколько помню, страстотерпчество царя он признавал, а негатив был из-за того, что царь отрёкся от престола и не остановил революцию.

– Да, много всякого говорят и пишут, может, и не знаем толком… Главное, чтобы войны не было. Муж-то мой военный пенсионер, мы-то служить в армии уже не будем, но смотрите, что в мире творится. Сами видите, Россию бы с удовольствием проглотили, если бы не наша армия. Правда?

– Однозначно.

– Сегодня женщина пришла: «Муж в Сирию уезжает, хочу записку подать». Там вроде уже к миру принудили – ан нет, теперь со стороны Украины поджигать начинают. Никогда не думала, что нас, славян, так разделят, что стрелять друг в друга будем. Какая была сила у нас, пятнадцать республик! И по живому разломали.

– Так уже было: царя сместили – и раздрай пошёл, едва страна не распалась, – говорю.

– А могли и по второму кругу пойти после 90-го года, – убеждённо говорит Татьяна. – Так что болит душа, болит за многое… А вот и батюшка приехал.

Сколько царских храмов?

Протоиерей Александр Белослюдов, как и водится теперь, предложил общую информацию о жизни прихода взять со странички в «ВКонтакте», мол, там и фотографии есть, и видеосъёмки. Вроде бы удобнее так стало, нагляднее, но разве это заменит живой разговор с «неудобными» вопросами? И задаю первое, что заготовил, – о том, как у нас почитают Царя-страстотерпца:

– В 2001 году мы писали в газете: «До сих пор, спустя полтора года после канонизации Императора Николая II и членов его семьи, в Санкт-Петербурге не было посвящённого им храма. Такая церковь есть только в городе Никольском Ленобласти. В Северной столице, на Средней Рогатке, воздвигнута единственная часовня, освящённая в честь Царственных мучеников, да ещё освящён придел в казачьем Тихвинском храме. И всё». Прошло двадцать лет – и что изменилось? Знаю, что в Ленобласти спустя десять лет после канонизации появился ещё один храм Царственных страстотерпцев – в деревне Раздолье Приозерского района, бывал я там («Праздник в Раздолье», № 690, август 2013 г.). Но достаточно ли этого на огромную Ленинградскую область? А в Санкт-Петербурге, бывшей столице, напрямую связанной с именем последнего русского царя, большого отдельного приходского храма, посвящённого Царственным страстотерпцам, до сих пор нет. Разве не странно?

– Если быть точным, то в Лен­области, на железнодорожной станции Сологубовка, есть большая многокупольная деревянная церковь во имя Святых Царственных страстотерпцев. А больше и не знаю. Приходы-то есть, например в городе Сертолово и в деревне Пеники Ломоносовского района. Они ещё в 2000-м образовались, но храмы там до сих пор строятся. И в Гатчине, в нашей епархии, насколько знаю, будет ещё один храм Царственным страстотерпцам.

– А в Петербурге? Кроме вышеперечисленного, там при окружном военном госпитале открыли маленький приписной храмик, переделанный из часовни, – он считается первой в городе церковью во имя царя Николая. Вторая тоже при медицинском учреждении, педиатрической медицинской академии, – там особо почитают царицу Александру, которая была благодетельницей этой больницы. И всё!

– Почему же всё? В Воскресенском соборе на Обводном канале есть придел, и в церковном дворике там установлен памятник Царственным мученикам. Также, насколько знаю, на проспекте Ветеранов строится церковь Святых Царственных страстотерпцев.

– И фактически это будет первый большой отдельный храм их имени в Северной столице. Спустя два десятилетия после канонизации…

– Вы о народном почитании? Могу судить по нашему приходу. Непонимание, «зачем царя канонизировали», я встречал, но с отрицанием этого ни разу не сталкивался. Сложность тут в том, что многим людям не ясен сам этот чин святости – страстотерпчество. Каждый год 17 июля на престольный праздник к нам приезжает владыка Митрофан и каждый раз с амвона разъясняет. Мы говорим об этом в проповедях, статьи пишутся на эту тему, и постепенно складывается понимание. Последние лет восемь ко мне с такими вопросами уже не обращались.

На самом деле почитание, конечно же, есть. Оно не столь широкое, как почитание древних святых, но довольно твёрдое среди определённой части православных. Ведь канонизация не на пустом же месте совершалась. Это подтверждает и история нашего храма, первого в стране во имя Царственных страстотерпцев.

– Как понимаю, было совпадение: храм построили, а тут канонизация – и так освятили?

– Ничего случайного в жизни не бывает. Храм построили в начале лета 2000-го, и его уже можно было освящать. Но решили подождать, зная, что готовится канонизация царя Николая II. И дождались августа, когда прославление состоялось. То есть тут было и сознательное решение.

Стой, куда поставили

– При вашем храме действует воскресная школа имени святой царицы Александры, в её работе как-то отражена тема Царской Семьи?

– Разумеется. Императорская семья Николая II – хороший пример семейственности, любви и жертвенности. Периодически наши дети готовят фотовыставки, рисунки по тематике православной семьи и Царской Семьи, в частности. Есть у нас и двухгодичная школа для взрослых, где готовим катехизаторов. В целом-то у нас упор на семью, считаю это очень важным в нынешнее время. Это не только консультирование по разным семейным вопросам, но и конкретная помощь. Например, открыли группу раннего развития малышей «Умка», которая работает по будням. Правда, пришлось сделать её платной, поскольку у нас работают профессионалы – занимаются с детьми музыкой, развитием речи, дидактикой, оздоровительной гимнастикой.

 

– Помимо воскресной школы, есть ещё просветительская деятельность?

– Второй наш священник, отец Никита Клюнин, ходит по школам, где пускают. Проводит беседы.

– В школах до сих пор царя Николая II представляют в негативном свете. Да и везде, куда бы мы ни поехали, даже в самой глухой глубинке, многие называют царя «Николаем кровавым». Советские штампы до сих пор действуют. Как считаете, есть возможность это переломить или только время перемелет?

– Я бы сказал вам о сорока годах хождения в пустыне, но, наверное, не стоит. Просто ждать понимания не стоит, надо объяснять. Почему царь Николай – святой? На это я часто отвечаю вопросом: «Знаете, кто первый в рай ушёл?»

– Вы о разбойнике на кресте? Но с царём его сравнивать…

– Почему же нет? Разбойник на кресте покаялся и попал в рай, стал святым. И разве страстотерпец царь Николай, который был насильственно лишён жизни, не вошёл в рай? Смерть он принял достойно.

– Тогда многих надо канонизировать, кто смертные страсти пережил.

– Но тут есть ещё момент: почему и ради чего человек испил чашу страданий. Какая угроза для большевиков была от Николая II? Что вокруг его имени объединятся те, кто считает Россию православной державой во главе с помазанником Божиим.

– Но он же как бы отрёкся от престола…

– То его вынужденное отречение в пользу своего младшего брата Михаила Александровича не означает, что монархия на Руси совсем прекратилась. Ведь отречение не было принято. Несмотря ни на что, большевики видели в Николае II не просто политическую фигуру вроде Керенского и тех буржуазных лидеров, которые, собственно, и сместили царя, а объединительное начало, возможность восстановления исконной, православной Руси, которой они боялись и которую разрушали.

– Интересно, что и Керенский боялся Николая II, иначе бы не стал арестовывать и ссылать на Урал.

– Как видите, не всё так просто. Но речь даже не об этом. Если разбойник на кресте после покаяния стал святым, то почему мы не признаём того же за страстотерпцем Николаем? Сколько разбойник терпел на кресте? Часа четыре? Да, в шестом часу – распятие, в девятом уже голени перебили. А Царская Семья находилась в ожидании смерти почти год, каждый день мог стать последним. Так что, я думаю, эти страсти даже похлеще, чем страдания разбойника, когда тот обратился к Богу с раскаянием: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своём». Он увидел своё недостоинство, и за это смирение Господь его душу спас, ввёл в рай.

Что касается политических моментов правления царя Николая II и его отречения, то наша Церковь же сказала, что его канонизация не должна дать поводов и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях. Её цель, наоборот, «способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии».

Часто можно встретить такое суждение: «Неправильно, что царя назвали страстотерпцем, он – великомученик». Разные эпитеты придумывают. А я считаю, что чин святости, который был присвоен Собором, идеально подходит. Потому что термин «мученик» подразумевает исповедование веры: отрекись от Бога – и будешь жить. «Мученик» по-гречески «мартириос», то есть «свидетель». Свидетель веры.

– А вы думаете, что царь и его близкие могли бы отречься? Их же не спрашивали…

– Вот именно. Им не дали возможности стать мучениками в церковном смысле, и это не их вина. Но мы исходим из того, что происходит здесь, в земной жизни. А Богу и другое ведомо.

– Ещё царебожники называют ца­ря искупителем, дескать он смертью искупил грехи всего народа.

– Это сектантство чистой воды, поскольку Искупитель у нас один – Иисус Христос. Как у апостола Павла? «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Нет в Священном Писании учения о святых искупителях, значит, будет вам анафема. О чём тут говорить?

– Часто приходилось вам дискутировать с такими людьми?

– Когда служил клириком Феодоровского собора в Петербурге, то частенько встречал таких. Сам храм Феодоровской иконы Божией Матери был построен в память 300-летия Дома Романовых, наверное, поэтому царебожники туда любят захаживать. А сюда, до Никольского, они редко добираются. Много лет назад приезжала целая депутация, но разговора у нас не получилось. Однажды посетили «цесаревич» и «великая княжна». Старец их какой-то помазал, и вот они уже наследники престола.

– И чего от вас хотели?

– Чтобы я их поминал на службах. Ну, я им ответил насчёт «наследника престола», что у нас в храме на престоле никаких наследников нет, поэтому вы просто раб Божий Андрей, а вы – раба Божия Ирина. За ваши души могу молиться, а титулы мне не нужны.

– Раньше был ажиотаж вокруг русского престолонаследия…

– Да, ощущалось это где-то с 1996 года до 2010-го. А потом волна схлынула. Думаю, из-за того, что обстановка в стране изменилась. В 90-е годы многие чувствовали, что власти ведут страну в пропасть, поэтому искали альтернативы, видели в почитании царя утверждение державности. Этим и пользовались разного рода лжедмитрии.

– Но были и настоящие почитатели царя, ещё с советских времён. Вы таких встречали?

– Нет, уже не застал. Я ведь по-настоящему пришёл к вере в зрелом возрасте, крестился только в 91-м. Но знаю, что ещё до канонизации Царственные мученики были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях. То есть почитание, конечно, было.

– Напоследок ещё вопрос. В своё время наши первые русские святые – князья-страстотерпцы Борис и Глеб – имели большое значение для самосознания народа. Они были символами объединения Руси, поскольку убили их как раз из-за междоусобицы. И смерть Николая Второго тоже, наверное, несёт какой-то пример нам? Вы служите у престола такого храма, и ваша личная точка зрения важна.

– Для меня в первую очередь это пример стояния на том месте, на которое Господь поставил. И образец человека, который не чужд человеческих слабостей, может, даже страстей, скорбей, – но верного. Не ищи лучшего, стой там, куда тебя поставили. Вот как бы девиз такого страстотерпчества.

Уборка в Николаевском храме

* * *

Благословив в дорогу, отец Александр подарил нашей редакции книгу о жизни прихода с красочными иллюстрациями. Листаю страницы: вроде бы обычная жизнь православной общины, со своими радостями. Но храм-то необычный! Конечно, Царственные страстотерпцы незримо участвуют в этой жизни. Только всё это прикровенно. Точно так же святые влияют на жизнь всей страны, мы просто этого не замечаем, не задумываемся об этом. Пройдут ещё годы, и, может, это станет явным.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий