Каждый решает сам

Вот так из-за недоразумений и начинаются расколы. Это видно по июльским событиям, связанным с вакцинацией и запретами на «массовые мероприятия», к которым отнесли крестные ходы в память об убиенной Царской Семье. Логика событий следующая. С самого начала пандемии наша Церковь определила, что вакцинация – личное дело каждого человека. Он может выбрать свой способ уберечься от болезни: вакцинироваться, полностью самоизолироваться, ограничить круг общения или, положившись на крепкий иммунитет своего организма, вообще ничего не предпринимать. То есть обычные прихожане могут как-то сами защищаться.

В соцсетях распространяется стихотворение «Ветеринария» иеромонаха Романа (Матюшина): «Глотая новостные сливки, присядьте, чтобы не упасть: об обязательной прививке твердит заботливая власть…» И далее автор обязательность вакцинации сравнивает с ветеринарией: «Вели коров к ветеринарам без их согласья, не беда, и это не было кошмаром: зачем согласие скота? Нам нагнетают истерию: наверно, захотела власть, чтоб наша ветеринария над медициной вознеслась». Обобщение здесь, думается, вряд ли уместно, ведь есть же, бесспорно, полезные и важные обязательные прививки – от оспы и полиомиелита, например. «Помрёт, кто разумом был скуден, вы заживёте без забот… – с иронией пишет о. Роман в концовке стихотворения, – но будем умирать как Люди, а не тупой бесправный скот».

Написано это в июне в лесном скиту Ветрово, где иеромонах постоянно живёт в одиночестве, фактически в самоизоляции. А как быть его братьям, скученным в ограниченном пространстве своих обителей? Например, в Псково-Печорском монастыре, игумен которого попытался уговорить насельников вакцинироваться? Сразу же кто-то разнёс слухи об исходе нескольких монахов из монастыря. Псковская епархия слухи опровергла, сообщив, что «никого из братии и сотрудников, конечно же, не принуждали прививаться, предоставив решение свободному выбору каждого… Часть братии сделали прививки. Часть не захотели».

Иная ситуация была в Валаамском монастыре. Его наместник еп. Панкратий (Жердев) после перенесённого коронавирусного заболевания разослал насельникам приказ всем без исключения готовиться к вакцинации от ковида. «Любой виновный (то есть отказавшийся) будет удалён из монастыря без выдачи денежных средств», – написал игумен и пояснил, что наказанию будет подвергнут любой провинившийся брат, «невзирая на чины, выслугу лет и должность». Позднее управляющий делами Патриархии еп. Савва дезавуировал грозное решение валаамского наместника. А на Соловках, наоборот, наместник владыка Порфирий (Шутов) категорически выступил против вакцинирования, заявив в проповеди о влиянии вакцины на геном человека и повреждении в нём образа Божьего. Позже, правда, удалил видеозапись проповеди, в которой говорил об этом, подчеркнув однако, что остаётся противником обязательной вакцинации.

Что в итоге? Одни, переживая за жизнь своих братьев, заставляют их прививаться, другие, опасаясь за души единоверцев, наоборот, выступают против обязательного вакцинирования. Получаем нестроения. Между тем ещё в мае по благословению Патриарха прошёл круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения», где было заявлено: «Отказ от вакцинации не может быть обусловлен религиозными причинами». Действительно, каждый решает сам – за себя лично, других может лишь призывать к этому, но не обязывать. Не вакцинация сама по себе приводит к расколу, а принуждение к ней. Жена недавно скончавшегося от ковида Петра Мамонова Ольга говорит: «Я уговаривала, а он не хотел прививку». Таков был его выбор. Например, в Курганской епархии владыка по каким-то своим резонам решил не благословлять нынче 40-километровый крестный ход к месту явления чудотворной иконы. А владыка Екатеринбургский заявил, что не подчинится требованиям местных властей и в Царские дни проведёт крестный ход от Храма-на-крови до Ганиной Ямы. И сам принял участие в ходе. У него тоже свой резон, ведь с почитанием Царственных страстотерпцев не всё так просто в нашем обществе.

Царский крестный ход 17 июля 2021 г. в Екатеринбурге. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий