О сути христианской жизни

В наше время много суеты, соблазнов, которые невозможно миновать. Так было не всегда, прежде требовалось много трудиться, чтобы не остаться голодным: не было такого изобилия, не было столько развлечений. Но и в храме порой от соблазнов не спастись – от обрядоверия, пустых дискуссий или когда, слабея в вере, поддерживают интерес к ней обсуждением знамений. Всё это заслоняет от нас суть христианской жизни. Поэтому порой смотришь: вроде и воцерковлённый человек, причащается Христовых Таин, но не вкусил сути христианской жизни, остывает, выгорает.

Сам я смысл жизни искал с детства, благодаря, возможно, родительскому воспитанию, потом в Евангелии и в наставлениях святых отцов, но не пытался определиться: «Вот суть». Хотя прослужил священником четверть века. И лишь неделю назад запечатлелось для меня, как на камне: суть – следовать за Христом и служить людям, «так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Не улыбайтесь: мол, неужели отец Игнатий прежде этого не знал? Недавно приехали ко мне несколько священников, стали говорить: у одного цель – храм построить, у другого – детей накормить-напоить. И так далее. Говорим-говорим, а сути даже не касаемся. С мирянами всё обстоит ещё хуже. Грех, который мы унаследовали от Адама и Евы, помноженный на греховность наших предков, подкреплённый человеческими учениями, в основном антихристианскими, мешает нам сосредоточиться на главном.

Бывает, служу молебен, возникает прилог – сократить его, опустить псалом, пропеть меньше тропарей, сократить ектеньи. Понимаю: большинство людей ничего не поймёт, но Бог моё плутовство точно заметит. Поэтому у меня в сердце постоянная война. Оно – поле боя, по нему проходит фронт добра и зла, но поскольку ум стремит меня к Богу, кажется, побеждаю. Пока побеждаю, понимая, что борьба будет длиться до последнего моего вздоха. На стороне врага моё чревоугодие, моя лень, желание праздности и человеческой славы. Если этого не получаю, впадаю в уныние, страхования, хочется тараканьей жизни – куда-то от всех спрятаться. Так погиб у нас отец Варфоломей, ушедший куда-то в предгорья Урала и найденный там мёртвым в избушке. Враг только этого и ждёт от нас, ведь до святых отцов-пустынников нам далеко – не подвига мы ищем, а прячемся от сложности жизни.

Наверное, есть люди, у которых нет войны в сердце. Это их Иисус Христос называет мёртвыми. Они могут передвигаться, покупать и продавать, трудиться в разных сферах человеческой деятельности, но не имеют связи с Подателем жизни – Спасителем. Из них князь мира сего отбирает своё войско захватчиков чужого, душегубов и мздоимцев. На Святой Земле, где Сын Божий, страдая на Кресте, выкупил у зла всё человечество Своей Божественной кровью, идёт война, небо горит от взрывов ракет. Вот две сцены. У мусульман Рамадан. Весь день не едят, не пьют, а вечером стреляют в сторону иудеев из турецкой старинной пушки, после чего садятся за праздничный стол. Иудеи в свою очередь бросают пакеты со зловонной жидкостью, вызывающей тошноту и рвоту. Это было двадцать третьего апреля. А тридцатого апреля на горе Мерон на иудейском фестивале рухнули трибуны и погибло около пятидесяти человек. Мусульмане стреляют чаще, а иудеи метче, но торжествующее зло уравнивает число жертв. Я помню и тех и других. Мы шли с паломниками по Вифлеему, когда какой-то араб начал бросать в меня пластиковые бутылки – полторашки с водой. Очень радовался, хотя ни разу не попал. А в Иерусалиме в меня плевали иудеи: один был в меховой шапке, другой прикрывался шляпой – может, ждал, что я плюну в ответ.

Обе стороны уверены, что они на стороне добра. Раньше не задумывался над тем, всегда ли можно творить добро, не увеличит ли сделанное добро силу злу. Ведь деньги, данные наркоману, не спасают его, а губят. Крестим и венчаем тех, кто не готов ни к тому, ни к другому. Желаем им добра, надеемся, а они, слишком легко добившись от нас согласия провести Таинство, слишком мало его и ценят. Один человек, страдающий заболеванием кожи, но при этом очень красивый, сильный, создал семью. Некая бабушка его вылечила, она жила в отдалённом посёлке и исцеляла за еду. Если честно, я его к ней и отправил, он был моим крестником и подчинённым, работал у нас крановщиком. Это случилось ещё до начала моего настоящего воцерковления. Спустя какое-то время я стал священником. Про бабушку слышал иногда, к ней ездили мой сосед с женой – она их тоже вылечила. Однажды узнал, что и сама болеет. Говорю: «Давай съезжу, пособорую, причащу». Спустя какое-то время мне сообщают: «Она отказалась, ей этого не надо». Так не по-христиански и ушла. Прошло ещё несколько лет, встречаю жену крестника – того самого, которого эта старуха вылечила. Женщина позвала меня освятить квартиру, а может, и не только за этим. После освящения садимся за стол, и выясняется, что мой крестник не ночует дома, ходит по женщинам, имеет двоих внебрачных детей, бросил работу – слишком занят блудом. «Когда ты был больной, – говорит мужу супруга, – ты дорожил семьёй». А он даже не пытается оправдываться, полностью побеждённый страстью. Понимаю, что много лет заблуждался, полагая, что помог, сотворил добро этой семье.

Добро остаётся добром, лишь когда мы следуем за Христом и служим людям, когда наши руки, наш язык, наш ум направляет Господь. Стоит уклониться – и всё становится не тем, чем кажется: начинается область бесов, где они крутят нами как хотят. Бог Отец всё до времени терпит, попуская, чтобы у всех людей был свободный выбор, за кем и куда следовать. Но рано или поздно придётся держать ответ. Мне хочется сказать людям, что я выбрал Христа, но из Евангелия знаем, что не мы выбираем Его, а Он выбирает нас, может, и по смиренной нашей просьбе. Люди же во всём мире выбирают, судя по количеству детоубийств и наркоманов, морам и войнам, что-то не то. Что ужасно: от сытости гибнет больше, чем непосредственно от голода, – тут и ожирение, и болезни сердца, и многое другое. Люди, не вымирайте. Обратитесь к Спасителю, и Он вам поможет, укажет путь к вечной жизни. Тех, кто способен любить, Бог Отец отдал Сыну Своему – Христу, чтобы Он научил их жить в Царствии Небесном.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий