«Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей!»

27 апреля – день рождения св. врача Луки (Войно-Ясенецкого), а в июне исполняется 60 лет его памяти. В 1995 году святитель Лука Крымский был причислен к лику святых Украинской Церковью, но задолго до этого, практически сразу после его кончины, среди православных, знавших архиерея-врача, стало укрепляться его почитание.

Для большинства наших соотечественников Лука (Войно-Ясенецкий) прежде всего гениальный врач, а уже потом, как бы в приложение к этому, служитель Церкви, архиерей. На самом деле архипастырское служение свт. Луки отнюдь не было ни формальным, ни односторонне административным, ни даже чисто проповедническим. Он немало заботился церковной «внутренней кухней», правильностью совершения богослужений, церковным благочестием, сохранением традиций. Об этом красноречиво свидетельствуют документы его епархиальной канцелярии и письма-обращения к вверенному ему духовенству.

«Да возгорится ревность в сердцах!»

Мои циркулярные распоряжения не исполняются. Даже в некоторых городских церквах, как я лично убедился, до сих пор читаются, а не поются стихиры на «Господи, воззвах», на «стиховне» и на «хвалитех». Это в огромной степени понижает ценность и благолепие богослужения. Пусть поэтому пеняют на себя священники, нерадящие о пении стихир, если мало бывает молящихся в храме. Не должно быть отговоркой, что хор не хочет петь стихир. Как это не хочет? Разве священник не должен держать хористов в повиновении? По опыту кафедрального собора, в котором до меня стихиры читались, знаю, как легко заставить хористов петь их. Не надо останавливаться и перед роспуском хора, не повинующегося настоятелю. Вменяю в обязанность отцам благочинным сообщать мне в своих отчётах о всех церквах, в которых не поются стихиры.

Введённый мною в систему вызов священников для проверки правильности их служения сразу же показал, что некоторые священники совсем не знают простодневной службы, а только воскресную. Это значит, что они никогда не служат в будничные дни и даже в субботу. А ведь последнее обязательно для всех, ибо в субботу поминаются умершие. Исполняет ли свой долг священник, не молящийся за умерших? Это великое нерадение и большой грех пред Богом и людьми.

Отвык наш несчастный народ ежедневно бывать в церкви, как было в старину. Забыли и священники свой долг быть всегдашними молитвенниками о народе. Никем не совершается память святых, которым положены службы на каждый день. Многие сельские священники прямо говорят мне, что им нечего делать целую неделю, от воскресенья до воскресенья.

Как нечего? Не их ли обязанность молиться всем святым, не их ли долг быть молитвенными предстателями Богу за народ? Что мешает священнику каждый день хотя бы вечерню прочитать про себя в церкви, при одной горящей на престоле лампаде, или даже у себя дома?

Если бы поступали так нерадивые пастыри, то, конечно, твёрдо знали бы простодневную службу. И для своей дремлющей от скуки души получали бы великую пользу. Заслужили бы уважение и любовь своей паствы и перестали бы жаловаться на то, что их церкви пустуют даже в праздничные дни. Благочестие и глубина веры пастырей передаётся и пастве. А хладная душа пастыря как зажжёт Божественным огнём погибающие в забвении Бога души вверенных ему Богом людей?

Немало у нас церквей, которые стоят запертыми от воскресенья до воскресенья. А разве не должны они открываться каждое утро при звоне в один колокол, зовущем верных хоть на несколько минут зайти в храм по дороге на работу или по мирским делам? Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нём Божественную литургию читаются часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечёт в храмы всё больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них… Да возгорится ревность в сердцах всех моих сопастырей, и да зажжёт их ревность сердца пасомых!

«От избытка сердца глаголят уста»

О весьма трудном, о крайне важном, об одной из главнейших задач нашего священнослужения – о проповеди слова Божия пишу вам, братия и сослужители мои. Мы – преемники святых апостолов, а главной задачей их была проповедь Евангелия Христова.

Знаю, что многие скажут: виновен ли я в том, что не получил от Бога дара красноречия и не могу составлять проповеди, а сборников печатных проповедей теперь почти невозможно найти?

Не лукавь, нерадивый иерей, ибо дело не в сборниках проповедей, а в сердце твоём. Если бы ты главным делом жизни твоей поставил насыщение ума и сердца твоего, поставил глубокое прилежание Священному Писанию, то в великом избытке наполнилось бы сердце твоё учением Христовым. И от этого святого избытка сердца твоего возглаголали бы уста твои.

Не о чем проповедовать? Как не о чем?! Ведь в Священном Писании Ветхого и Нового Завета бесчисленное множество тем для проповедей, которые легко найти всякому усердно и непрестанно читающему Святую Библию.

А ведомо мне, что есть и священники, очень мало знакомые со Священным Писанием. Однажды спросил я у седовласого митрофорного протоиерея, сколько раз прочёл он Библию, и с изумлением услышал, что он ни разу не прочёл её всю, а только читал отдельные места.

Прибавлю важное практическое замечание о том, что проповеди некоторых священников бывают очень длинными, продолжаются чуть ли не до часа, и весьма страдают невыдержанностью основной темы и нагромождением различных, не связанных между собою мыслей и поучений.

Великий богослов и проповедник Филарет, митрополит Московский, обычно проповедовал около десяти минут. Его печатные проповеди нередко довольно длинны, но в устной проповеди он умел ярко и сжато изложить содержание серьёзной и большой проповеди.

И в наших проповедях мы должны твёрдо держаться основной мысли проповеди и не уподобляться белке, прыгающей с дерева на дерево. Нельзя неудержимо, хотя бы и благочестиво, болтать на разные темы, не связанные между собою. Проповедь должна быть тщательно обдумана и заранее написана.

«Не господствуя, но подавая пример»

Горячо верующая девушка с чистым сердцем убедила своих отошедших от Церкви знакомых крестить их детей. Совершивший Таинство на дому у крещаемых священник получил по 30 рублей за двух крещёных и выразил неудовольствие малой оплатой. Родители пожалели, что крестили детей своих.

О, какой тяжкий грех совершил этот наёмник, не пастырь, фамилию которого не хочу назвать, ибо это невыносимо тяжело! Ведь он оттолкнул от Церкви людей, готовых обратиться к ней!

«Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей!» – говорит Господь.

Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь…» (Иер. 23, 1-2).

По этому слову Божию и мы, архипастыри, должны поступать. Только что я уволил за штат священника, назначавшего большие таксы за Таинства и требы. Он и раньше был на год уволен за штат, и теперь оказался неисправимым. Благословен Бог, посылающий нам взамен таких наёмников, пасущих самих себя, а не овец паствы своей, – добрых пастырей, которых мы рукополагаем с благодарением Богу.

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник во славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…» (1 Пет. 5, 1-3).

Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжёлый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам. 8, 11)? А многие ли священнослужители ставят своею целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознаёт таких.

Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце моё!

«Да будет тверда вера ваша»

Да будет тверда ваша ревность о правде Божией, о канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещёных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены.

Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию. Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны.

Таким образом, роль восприемников при крещении становится пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы.

Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придётся нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках.

Напоминаю также о моём давнем строгом запрещении крестить обливанием, а только обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода.

«Убеждать в нелепости суеверия»

Тревожное положение создалось у нас в связи со всевозрастающим укоренением обычая так называемого печатания умерших. Необходимы строгие меры к искоренению этого обычая, ибо «печатание» грозит заменить собою весь чин погребения. Об обычае «печатания» ничего не известно в северных, средних и восточных частях России, и народ там не знает и самого слова «запечатывание». Этот обычай существует только в Крыму и в немногих южных и западных областях.

Ввиду изложенного предписываю всем священникам и диаконам:

  1. Забыть самые слова «печатание» и «запечатывание» и никогда не употреблять их в разговорах с верующими.
  2. Неоднократно прочесть во всех церквах епархии настоящее моё послание и в беседах со своими прихожанами убеждать их в нелепости суеверия, будто «незапечатанные» покойники выходят из могил и бродят по окружности.
  3. Ни в коем случае не производить «печатания» могил, а всегда совершать только полный чин погребения, как он изложен в требнике.
  4. Ввиду того, что за дальностью расстояния от церкви, невозможностью найти средства передвижения или за отсутствием священника, родственники умершего бывают иногда вынуждены закапывать своих покойников без отпевания, считаю вполне допустимым в таких случаях заочно отпевать покойника в церкви или в доме, где он жил; однако при обязательном условии удостоверения в том, что родственники умершего действительно не имели возможности привезти тело умершего в церковь для отпевания или пригласить священника для той же цели на его могилу.
  5. Так как при заочном отпевании по необходимости опускается лития пред погружением гроба в могилу и не сыплется священником крестообразно земля на гроб перед засыпанием могилы, то считаю допустимым, чтобы родственники умершего приносили в церковь немного земли с могилы… Бог да поможет нам искоренить суеверный обычай «запечатывания» могил и сохранить во всей полноте чин погребения умерших.

«Убоимся же небрежения»

Близится Рождественский пост, а после него и рождественских святок скоро начнётся и Великий пост, время говения большинства верующих. И овладела мною глубокая тоска и скорбь о том, что среди вас, моих сослужителей Христу Богу, некоторые несчастные, к которым относятся страшные слова пророка Иеремии: «Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10), будут продолжать ставший для них привычным смертный грех превращения великого Таинства покаяния в пустую формальность, желая поскорее отделаться от этого скучного для них дела.

Страшную власть над душами человеческими, почти равную власти Божественной, дал нам Христос Бог. Не обязаны ли мы поэтому с трепетным вниманием и страхом относиться к этой данной нам изумительной власти? Не должен ли каждый духовник доподлинно и точно узнать грехи кающегося? Ибо как можно решить или вязать те грехи, которые неизвестны духовнику? Как можно довольствоваться пустым бормотанием исповедующегося: «Грешен, батюшка, грешен; во всём грешен».

Не подтвердит суд Божий того пустого отпущения грехов, которое даст нерадивый и смертно согрешающий священник. Убоимся же, братия мои, такого страшного суда Божьего и проклятия, возвещённого пророком Иеремией, над творящими дело Господне с небрежением…

О, как благодарны они священнику, с глубоким вниманием слушающему их, и с какой глубокой обидой уходят от холодного и равнодушного священника-ремесленника, один из которых, как мне известно, сказал плачущей женщине: «Иди, иди! Надоели мне ваши грехи». Убоимся же, братия мои, смертного греха небрежения великим Таинством покаяния, да заслужим великую мзду верных служителей Божиих.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий