Столкнуть лбами
«Когда этот выпуск газеты дойдёт до читателей, будут уже известны итоги электронного голосования, стартовавшего в Москве 25 февраля», – написал я «заготовку» для рубрики «Хронограф», ещё не зная результатов. Но главный итог уже видел – и не мог сдержать возмущения, взялся написать об этом… Что, собственно, возмутило? На официальном портале правительства Москвы «Активный гражданин» было предложено проголосовать, какой памятник установить на Лубянской площади – великому князю Александру Невскому или главе ВЧК Феликсу Дзержинскому. Такой вот вопрос ребром. При этом памятник перед главным зданием ФСБ невольно должен был стать символом того, какие ценности мы вкладываем в понятие государственной безопасности, что должны хранить и защищать. Символы ведь тоже важны – они влияют на жизнь.
Возможно, после тревожных событий, связанных с недавним общественным противостоянием из-за Навального, у организаторов плебисцита были благие намерения переключить внимание людей с негативной повестки и консолидировать и либералов, и традиционалистов, православных: мол, против памятника Дзержинскому проголосуют все. Но раскол произошёл по другой линии. И это было ожидаемо. Ещё до голосования медиахолдинг «Федерал-Пресс» провёл свой опрос в социальных сетях, и по нему голосовавшие разделились примерно поровну, чуть больше – за Александра Невского. Подавляющее же большинство опрошенных высказались вообще против установки памятника, по принципу «не буди лихо». И что мы увидели на голосовании, устроенном правительством Москвы? В первые часы 53 процента за памятник Александру Невскому, 47 – за памятник Дзержинскому. И только тому возможному большинству, кто выступил бы против жёсткой постановки вопроса «или – или», на портале «Активный гражданин» высказаться не дали. Такое решение принял совет Общественной палаты Москвы. Кто поставил страну перед таким выбором (а ведь этот вопрос, конечно же, не местечковый и касается не только москвичей)?
Это – председатель палаты Константин Ремчуков, главный редактор ЗАО «Независимая газета», в прошлом депутат Госдумы от «Союза правых сил» и руководитель предвыборного штаба Собянина на выборах мэра столицы. И четверо его заместителей: совладелец радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов, долларовый мультимиллионер, владелец магазинов Bosco М. Куснирович, телеведущая, член Высшего совета «Единой России», доверенное лицо Собянина на выборах мэра А. Шарапова и министр культуры в нулевые годы, ныне спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой. Люди тесной московской тусовки, приближённые к власти и большим деньгам. Почему эти представители московской «элитки» определяют смысловые и культурные ориентиры всей страны? Где искусствоведы, деятели Церкви (ведь Александр Невский для большой части русского народа прежде всего святой), историки, архитекторы?.. Среди принимавших решение лишь Михаил Ефимович Швыдкой подвизается на культурной стезе, мелькая на телеканале «Культура» – том самом, что недавно «прославился» вырезанной патриотической кантатой Прокофьева «Вставайте, люди русские!» из фильма Эйзенштейна «Александр Невский».
Помню, когда первый раз увидел фильм, у меня слёзы выступили при словах «за отчий дом, за русский край вставайте, люди русские!». Это самое проникновенное место в фильме. А руководство канала цензуру эту оправдывает «уменьшением хронометража» фильма. Для них это вопрос технический. С содроганием думаю, что за художественный фильм о святом князе могут снять у нас к его 800-летию. Если получится как фильм о Владимире Крестителе («Викинг»), то лучше бы не надо. Достаточно мультфильма, съёмки которого заканчиваются, и документальных фильмов вроде «Русской кантаты», названной так в студии «Слово» как раз в честь той самой кантаты, которая у кого-то не влезла в «хронометраж». Для православных авторов этого фильма кантата Прокофьева – патриотический образ самого князя, печальника за землю Русскую.
Однако вернёмся к голосованию. Сознательно или нет, организаторы его бросили тень на всероссийское празднование 800-летия святого князя Александра Невского. Ведь часть нашей общественности они вынудили голосовать против памятника ему. Причём подставили людей-то патриотических, ностальгирующих по силе и мощи страны, каким был СССР. Думаю, многие из них голосовали за главу ВЧК просто в знак протеста против либералов во власти. Только вот кто бы объяснил им, что Дзержинский к советской эпохе, какой мы её знаем, не имеет отношения. И даже к сталинизму, с которым часть представителей старшего поколения связывают великие свершения страны Советов. Дзержинский умер в 1926-м, когда бывшая империя находилась ещё в разрухе, а сам он был из тех «красных демонов», кто собирался бросить Россию в смертельное горнило мировой революции. Тот же Сталин в 37-м году, на пике репрессий против леваков-космополитов, говорил о «железном Феликсе»: «Дзержинский открыто Троцкого поддерживал при Ленине против Ленина… Это был очень активный троцкист, и всё ГПУ он хотел поднять на защиту Троцкого. Это ему не удалось».
…Дописываю «Хронограф» уже накануне выпуска газеты. В одном я ошибся – в том, когда станут известны результаты плебисцита. Его закончили досрочно, когда проголосовало около 320 тысяч человек. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что голосование всё больше превращается в противостояние людей, поэтому от него надо сейчас отказаться, но власти «наверняка ещё вернутся к этому вопросу». Какие уроки они вынесли из случившегося? Мне так видится, что есть воля людей, которую следует уважать, а есть и произвол – это когда политические предпочтения отдельных людей ломают то сердцевинное, исторически выверенное, что единит народ и государство. Таковы были революционеры, тот же Дзержинский, сын польского шляхтича, – человек совершенно чуждый российской государственности. Таковы и те, кто в наше время сталкивает лбами разные части общества, кому нужны великие потрясения, а не великая Россия.
Добавить комментарий