У врат церковных

Рубрика • Православная жизнь •

Людей, оторванных от веры, приводят в Церковь разные пути. Тем не менее замечено, что в наше время интеллигенция зачастую свободнее принимает православие, чем другие. Это вполне объяснимо: церкви есть не везде и требуется определенная культура, терпение и любознательность, чтобы самостоятельно, по книгам, постичь богатство православия. Но на этом пути есть свои препятствия. Какие же? В Вологде, «православные настроения» которой среди интеллигенции были известны еще в доперестроечные времена, наш корреспондент встретился с протоиереем Василием Павловым (музыкантом в прошлом) и поэтом Робертом Балакшиным. Они каждый по-своему ответили на этот вопрос.

 

Протоиерей ВАСИЛИЙ Павлов

Протоиерей Василий Павлов

Реальная вера начинается с попыток что-то сделать ради нее, начинается с ДВИЖЕНИЯ к Богу.

Трудности первых шагов велики, но представляются обычно гораздо большими, чем есть на самом деле. И здесь мне хочется сказать о состоянии души, которое должно, как мне кажется, озарять первые же шаги веры, и снять многие трудности. Это состояние «настигло» и захватило меня в начале моего религиозного становления. Я был уже взрослым человеком, музыкантом по профессии, «человеком искусства», но, несмотря на все радости, которые мне подарила музыка, ничего подобного я прежде не испытывал. Всякое проявление бескорыстия и самопожертвования, всякое искреннее доброе слово «от сердца к сердцу» (в жизни, в книгах – везде) вызывали во мне необыкновенный, прямо-таки экстатический прилив радости и умиления.

Восторгами дело не ограничилось. Появилась решимость реализовать это в своей жизни, в своих проявлениях. Появилась потребность быть снисходительным, открытым, доброжелательным. Появилось острое чувство сострадания и желание делать добро. Позволяю себе эти воспоминания, потому что считаю произошедшее со мной общим и необходимым явлением, потому что до сих пор не могу представить себе человека, обратившегося к Богу холодным, ничего не открывшим в себе и вокруг себя.

Впрочем, вполне допускаю, что, излишне доверившись своему опыту, я что-то преувеличил и даже исказил. Однако то, к чему я перехожу теперь, представляется мне уже гораздо более объективным и, можно сказать, непреложным. Это – личный религиозный опыт, ежедневный и постоянный. Иначе говоря – молитва и молитвенность. В чем разница между ними? Молитва – непосредственное обращение к Богу, молитвенность – постоянная готовность к этому. Вы верите, что есть правда Божия, и сверяете с ней свои мысли, чувства и поступки. Через эту память о Боге вы находитесь в незримой связи с Ним, и это – молитвенность. «Ходить перед Богом» – так великолепно выразили этот жизненный настрой ветхозаветные праведники («Без Бога ни до порога» – отечественный вариант – мне тоже очень нравится). При всяком затруднении, в опасности и в радости, утром и вечером, своими словами и словами известных вам церковных молитв вы обращаетесь к Богу с благодарностью и с покаянием, с мольбой о помощи или о вразумлении, и это – молитва. Ее не заменить никаким чтением и размышлением. Через нее человек убеждается, что Бог отвечает ему, хотя проявляется это в непостижимо разнообразных формах. В ней суть религии, ибо религия – это и есть связь с Богом.

Какие возражения приходится слышать против церковности?  «Некогда ходить в церковь», – возражение самое частое и самое, я бы сказал, примитивное. Ответ на него предоставляю совести каждого, так сказавшего. Пусть припомнит, сколько времени он отдает телевизору и газетам, застольям и пустым разговорам, и осознает, что даже и части этого времени было бы достаточно для исполнения некоего минимума церковности (очень, впрочем, условного). Есть заповедь Божия, разрешающая человеку шесть дней делать свои дела, но один день отдавать Богу.

Возражение второе: «Богу можно молиться везде, стало быть, незачем и в церковь ходить!» Так говорят некоторые «свободомыслящие» верующие, перестают посещать церковь и… как правило, перестают молиться и дома.

Недавно мне сообщили о сомнениях одной девушки. Она почувствовала в себе религиозный порыв, она понимает, что естественнее всего развить этот порыв в церкви, но опасается – не слишком ли много от нее там потребуют? Не свяжут ли по рукам и ногам всякими предписаниями, не потеряет ли она свободу мысли, не попадет ли в некую духовную кабалу? Сначала я изумился (слишком уж не соответствует это нашей практике), но потом припомнил, что в свое время такие сомнения были и у меня. Вместо ответа порекомендую: «А вы придите и попробуйте!» Нехорошо, когда человек еще ничего не сделал, а уже боится. Сохранив же свою «независимость», девушка эта рискует уподобиться жене Лота (великолепный символ Священного Писания!), которая вместо того, чтобы идти вперед, оглянулась назад и превратилась в соляной столп, который уже никуда не мог идти.

Перед вами открылась дверь, за которой светлый и бесконечный, устремленный в Вечность путь, на котором вас ждут удивительные открытия и глубокие переживания. От вас зависит, насколько далеко вы по этому пути пройдете…

г. Вологда

Роберт Балакшин

«СПАСИТЕЛИ» РОССИИ

 

Порой послушаешь витию,

Когда в запале боевом

Зовет он всех спасать Россию –

Многострадальный отчий дом.

 

И совопросники витии,

Дружки его, ему под стать:

Словца не молвят без России,

Им без нее ни лечь, ни встать.

 

И круглый год, зимой и летом,

В пивной, за рюмкой коньяка

Бубнят, бубнят, бубнят об этом,

Русь не спускают с языка.

 

О православии гуторят,

Талдычат громко о корнях,

О святости до хрипа спорят,

И об отеческих гробах.

 

Без устали виновных ищут,

Кто мать Россию погубил:

Тот не за эту бабу вышел,

А этот слишком много пил.

 

Тот душу за квартиру продал

(Аж в пяти комнатах один!),

Старик, а с девкой (при народе),

Живет не как христианин.

 

А тот в политики подался

И от друзей воротит нос.

От славы одурел, зазнался.

Подумать: вместе с нами рос…

 

Послушаешь – и сердце спросит:

Неужто ими Русь жива?

Все пишут, спорят – ветер носит

Пустые мертвые слова.

 

Атеистическую эру

Хулят (за вред ее большой),

Благодарят старух за веру,

Но сами в церковь – ни ногой.

 

А за дверьми простого храма,

Иконам древним предстоя,

В священном дыме фимиама

Живет негромко Русь моя.

 

Там, у дверей незримых рая,

Молитвы глас еще не стих.

Там Бога молит Русь Святая

Спасти спасителей своих:

 

От зависти и суесловья,

От помрачения души,

От гнева, лжи, памятозлобья,

От непривычки жить в тиши.

 

Спаси их, Господи великий,

Сведи с бесплодного пути.

И вразуми, благий Владыко,

В родную Церковь приити.

Роберт БАЛАКШИН

г. Вологда

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий