Благословение Святителя

Рубрика • Святыни •

Напрестольный крест, подаренный монастырю святителем Филаретом Московским 18 ноября 1867

В фондах Национального музея Республики Коми есть большой (36×21 см) серебряный напрестольный крест из Ульяновского монастыря. Его история интересна. В фонды музея он попал вместе с другим монастырским имуществом не позже 1924 года, когда краевед А. Сидоров вывез в Усть-Сысольск остатки книг, икон и церковной утвари из закрытой и разоренной обители.

На ручке креста с обеих сторон есть надпись, проясняющая его судьбу:

«Пожертвован Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Филаретом на канун кончины своей ноябре 18-го 1867г. в 12 часов дня в Москве».

На обороте ручки продолжение надписи: «В Троицко-Стефано-Ульяновскую обитель у зырян Вологодской губернии зборщикам иеромонаху Паисию, Економу иеродиакону Феофилакту». И еще одна надпись на серебряном окладе креста гласит: «За упокой Олимпиады, Петра, Иоанна и Александры. О здравии Ольги, Димитрия, Марии и чад их».

История такова. Иеромонах Паисий и иеродиакон Феофилакт 27 сентября 1866 года по благословению настоятеля о. Матфея выехали из Ульяново для «сбора приношения от доброхотных дателей» на устроение обители.

Раки отцов-основателей архимандрита Матфея, иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия. Мощи обретены в 1994 г

В первое же время их пребывания в Москве старцы чудесным образом обрели явленную им икону Спасителя. Зайдя в дом купчихи Ольги Сергеевны Окороковой, они просили для обители клеенку, и та предложила, не возьмут ли они старую, с давнего времени находящуюся у нее на чердаке; «по изьявлении согласия и по приказанию Окороковой принесли клеенку, на которой, ко всеобщему удивлению, оказался образ Спасителя. Иноки и Окорокова прославили Бога, почли за чудо. Простившись с Окороковой и пройдя неподалеку в дом Коротковой, по объяснению о случившемся и при развертывании вторично (полотна с образом Спасителя) еще отпали две иконы Спасителя и Божией Матери, что более привело старцев к изумлению; для разъяснения того, накануне кончины Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского, явились (старцы) к нему и подробно объяснили о случившемся. Владыка благоговейно приложился к оному образу и сказал: «Эта милость и благословение Божие над вашею обителью, сохраните сию икону!» Благословил иноков напрестольным перламутровым крестом, который в настоящее время служит достопамятством, потому что, по сказанию его (Митрополита), он ему прислан с гроба Господня».

Итак, явленных икон было три. Две явленные иконы малых размеров – Спасителя и Божьей Матери – поместили в местный ряд иконостаса придела Нерукотворного образа Троицкого собора. Большой образ Спасителя на троне в короне на голове и державой в левой руке находился до самого разорения обители «в колонне у правого клироса в соборном каменном храме».

Судьба этих икон сегодня неизвестна. Крест же Митрополита Филарета, обложенный ульяновскими иноками серебром и золотом, хранился более полувека в монастырской ризнице, а последние 70 лет – в Национальном музее.

В 1990 году московский искусствовед С.Н. Добрынин описал крест и установил наличие клейма на серебряной оправе: «Губкин 84ВС/1867». Следовательно, старцы Паисий и Феофилакт заказали в Москве драгоценную оправу для перламутрового креста, изготовленную на фабрике Губкина сразу с выгравированными на ней памятными записями.

Во время шествия старцев со святынями в монастырь, пишет иеромонах Арсений, «были убедительные знамения, исходящие на молящихся от явленного образа и частиц мощей, как действительной святыни: это – чудесные исцеления, о чем имеются документальные свидетельства, хранящиеся ныне в ризнице Ульяновского монастыря» (Арсеньев, с.78).

В повествовании о. Арсения более нигде не говорится о том, как старцы могли обрести частицы святых мощей. Очевидно, святыня находилась внутри креста с Гроба Господня. В музее крест не вскрывали. Где частицы мощей теперь?

Игумен Питирим ходатайствовал в Министерстве культуры России о возвращении святыни в монастырь. Будем надеяться, что возвращение достопамятного креста в обитель иноческую послужит знамением для всех верующих и поможет восстановлению разрушенного богоборцами Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря, однажды уже возобновленного соловецкими старцами по благословению Митрополита Московского Филарета.

Научный сотрудник Национального музея Наталья ПЕТРЕНКО

 

Когда публикация готовилась к печати, в архиве была обнаружена литография 1896 г., на которой показан «крест Филарета» и образы святых, частицы мощей которых находятся в кресте. Дан и перечень святых: преп. Моисей Угрин, преп. Александр Свирский, великомуч. Феодор стратилат, преп. Никита столпник, апостол Андроник, прав. Симеон Богоприимец, преп. Сергий Радонежский, преп. Антоний Печерский, свят. Димитрий Ростовский, апостол Иоанн Богослов (в кресте – часть его ризы), апостол Петр, муч. Кирик, апостол Андрей Первозванный, св. Никола Святоша, великомуч. Екатерина, муч. Евстафий, преп. Иларион Печерский, апостол Павел, свят. Николай Мирликийский, св. Григорий Богослов, св. Игнатий Печерский, преп. Феодосий Печерский, св. Гурий Казанский.

И еще одна удивительная и радостная весть. Монахами Ульяновского монастыря обретен один из чудотворных образов, о котором шла речь выше. А именно – образ Спасителя, который отделился от «клеенки» с ликом Господа (см. выше). Об этом обретении мы расскажем отдельно.

Образ Спасителя, обретенный в Москве в ноябре 1867 года

 

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий